Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Андрей: Будто в бездну провалились?




Эмма.

пьеса в 3 действиях.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Эмма -главная героиня, 32-х летняя девушка со сложным характером,совершенно немотивированными,необъяснимыми поступками, изменами,оскорблениями.про нее можно было бы сказать – она заблудилась в мире духов.Иногда добрая,иногда сентиментальная,иногда жестокая и равнодушная,внешне холодная с мужчинами, но всегда,-эмоционально неустойчивая.

Крис – музыкант 35 лет. Сочиняет музыку,пишет стихи,песни. Образованный,гордый,мнительный,иногда великодушный,участливый и щедрый,иногда мелочный, равнодушный,точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются

Тамара Петровна -мать Эммы, женщина властная,самолюбивая,с сильным и упорным характером, считает себя красивой,умной и рассудительной,на деле – ханжа,боящаяся любых перемен. любит сына,дочь не любит.

Саша – брат Эммы, безвольный мечтатель, любит выпить,хотя не глуп и по своему обаятелен.феноменально ленив, постояннно пытается работать, но отсутсвие воли мешает достичь чего бы то нибыло,снисходительно принимает деньги от сестры и матери.

Анна -" сумашедшая" девушка или по меньшей мере выглядит таковой со стороны.самый загадочный персонаж.производит впечатление не от мира сего,этим всех и завораживает,обаятельна,умна, образованна,талантлива,холодна.Живет в своем собственном мире, в который никого не пускает.

Игорь(маска Осла) –практичный,трезво смотрящий на вещи, циник.

Андрей(маска Козла)- восторженный романтик – идеалист.

Друзья Криса. отражают полярность происходящих в нем самом внутренних процессов.Это две силы которые в нем живут.Это внутренний конфликт личности.

Оба вытупают в масках Козла и Осла. Речь их пересыпана цитатами из класических произведений Шекспира, Данте, Оскара Уальда,Чехова, Достоевского, Блока,Бродского.

Артист в маске Волка

Элизабет(Лиззи)- молодая девушка 23х лет, подруга Анны.

Эван – мужчина 45 лет, богат,одинок.

происходит в городе название которого не упоминается.Отображаемое время в спектакле разумеется резонирует с современностью,но только через поступки и характеры. Действие же помещается в некое безвремение, где есть только герои и их личная драма,отсутствие коннотации с конкретным местом и окружением по замыслу должно превратить сугубо личную драму героев в некий микрокосм где они существуют одни среди равнодушия,непонимания,черствости, потребительства,нелюбви. Часть действия происходит на одном из островов в Греции.Греция – отсылка к античной гармонии, вернее к стремлению к ней.

 

О чем будет спектакль? Основная тема спектакля:

Cпектакль о долгом, трудном, невыносимом, порою просто страшном, пути двух человеческих душ, двух человеческих тел — бесприютных и одиноких, нуждающихся друг в друге бесконечно и гибнущих в этой близости, в этой ее невозможности.Крис и Эмма.

Тема спектакля: Невозможность близости любящих.

Структура спектакля: Развитие конфликта на фоне потока сознания сходящего с ума.

Форма спектакля: Карнавал

Жанр: Драма.

Что нужно помнить? -Нужно искать не логики,не истории,а развития чувств. Чехов, написав рассказ выбрасывал первую страницу,то есть убирал все “потому что”, убирал мотивировки. Только когда материал освобождается от “здравого смысла”,рождается живое чувство в своем естественном развитии и превращениях. Внелогичные,музыкальные законы построения материала куда точнее и художественнее,чем пресловутый здравый смысл.Произведение должно быть способно вызвать потрясение, катарсис.

Линия Крис – Эмма.

1.. любит Эмму, хотя.они уже фактически расстались, но он не может принять это,он понимает,что она ему по настоящему дорога, но не в силах больше мучиться,пытается уйти от этой разрушающей его жизнь страсти,но у него это плохо получается.Эмма любит Криса,но не может быть с ним,не понимает чего он хочет,не понимает его вообще.Имеет еще один роман на стороне.Крис разрывается между Эммой и Анной, но те переживания,которые он испытает изменят его жизнь настолько,насколько может искусство изменить жизнь художника, то есть трагически. И у этой драмы,этого переживания - своя цена.А цена заплачена именно за произведение искусства,коим безусловно и является переживание, внутренний свет о котором герой говорит в начале истории.Всю жизнь имея лишь опосредованное отношение к искусству,то есть являясь музыкантом, герой получает от жизни роскошный подарок - возможность самому испытать все те человеческие эмоции и и все их трагическое великолепие на которые герой мог лишь смотреть со стороны и ценителем которых себя самого считал.

"Когда ему случалось наблюдать ее истерики, часто дикие и страшные в своей необузданности, всегда вслед за чувством страха, в его воображении вставали образы Земли, Воздуха, Огня, Воды, вечные в своей простоте и великие в бессмертии"

"А какие сны мне снились! Какие сны! Какие то сады, необыкновенные, необыкновенные цветы! Поют птицы, невидимыми голосами! Мое окно выходит в сад.Но я не хотела чтобы они прилетали без моего ведома.- А сейчас, - Дерево,огромное,страшное и плоды! Я таких никогда не видела!" (аллюзия на стихотворение Уильяма Блейка ")

АКТ 1.

Сцена 1-я.

Сцена представляет собой будто комнату,но стен всего две.Задник сцены – пространство,поле,небо,вдали виден лес.Обстановка как у Звягинцева в «Изгнании»Железная кровать выкрашенная в синий цвет.Зеркало.Акустическая гитара.Пол черного цвета.На полу разбросаны белые и красные шелковые ленты. - комната и основные темы: тема стремления к полноте жизни,тема распахнутых одиноких пространств. (обилие пауз, энергия реплики).На кровати сидит Эмма. Она молчит.Слышно как поют птицы.

Встает, берет в руки гитару, начинает петь.

Эмма:

В моём уме киты летят на гибель.

И в небесах моих ни ангелов, ни Врат.

Дыханием моим хромированные никель

Распространяет ноль, деленный на закат.

 

И пламенем невинным грустят аллеи алым.

И тернии, обвив сверкающий алтарь,

Завыть заставят, мукой нежной истязая,

Собой явив истлевшую мораль.

 

Толпа кричит и жаждет. "Последняя пусть сгинет!"

Палач, мой милый, встретит утром у крыльца.

И алое сложив на плахе, в крике выдохну:

"Я обещаю умереть не до конца..."

Откладывает гитару.Начинает монолог потом увлекается так будто спорит сама с собой.)

- Когда меня будут убивать, я обещаю надеть свое лучшее платье.- Ты можешь не успеть, ведь ты не узнаешь, когда это случится.- Тогда я всегда буду носить свое лучшее платье.- Но тогда оно износится, порвется и перестанет быть лучшим.

- Нет, оно как раз и будет лучшим - у него будет самая длинная история.- Нет. Лучшее платье это такое...

- (перебивает)... которое только что снято, да?

(смотрит в зал,будто кого то ждет.)

- Он сказал мне это в прошлый раз. Так странно он это сказал мне, и главное зачем?

- Я подумала, такое чувство будто он любит меня только голой.

- А я и так голая.

- Я чувствую,просто,что мужчинам наплевать на то,что на мне надето, я же вижу это...

- Крис. Такой же как и все. А я думала,- он особенный. Я его любила за это. Но он такой же как и все.

- Я так хотела быть с ним. Я хотела быть в нем. Я так хотела чтобы он как и я носил в себе частичку меня, лучшую часть меня!Я хотела быть его глазами,его губами, его ушами,его пальцами. Я хотела,чтобы он смотрел на мир сквозь меня!

(Молчит)

 

- А потом все заканчивается (три года,как у нас, или больше,меньше,- без разницы, это все равно заканчивается). Я ничего больше не чувствую.

- Я бесчувственная?

- Нет. Я чувствую.

(пауза)

Боль. Связи больше нет.

И я не чувствую его.

- Как не чувствовала меня мама. Я ждала ее. Ждала когда она придет с работы. Боже как я ждала ее!

- Нет,она хорошая,она все правильно говорит. Наверное это я дура. Учиться я не могла?

-Могла,и еще как!я просто не выносила этой жизни классной.

(пауза)

- Суки.

- Это как смерть.Ты умираешь, но как примириться с этим?

-Странное дополнение, да?

- Меня будто двое. Одна живая, другая – мертвая.Говорю об одной - вторая всплывает сразу же.

(молчанье.)

-Ночью мне все открылось.

- Я нравлюсь им только голой. Они хотят меня как куклу.Просто красивую куклу.Они называют это любовью.

А я? А я разломаю эту куклу! Я знаю что внутри что то есть. Я знаю,потому что я живу с этим и мучаюсь этим.И они увидят.

- Все их разговоры. Весь этот треп! Крис стал такой же.

Как я сейчас могу с ним говорить?

- Я не верю ни в одно его слово. Все эти слова. От них только больно.

все до единого.

Мне приснился сон. Я в серой комнате. Почему то дождь.Я боюсь открыть глаза.Потом открываю.Это слова где то вверху шевелятся,они похожи на черных жуков, они ползают по потолку,лопаются с мерзким звуком, их сок капает на мои губы,глаза,волосы,стекает по моему лицу.

Самое страшное,что они знали как меня зовут.

Это было ужасно. Но это было как мгновенье ясности перед вечной ночью.

Теперь я боюсь спать.

-----

Я все та же маленькая девочка,которая теперь боится спать.

А еще я помню птиц на моем открытом окне. Но теперь они больше не поют, лишь молча сидят и смотрят на меня виновато.

Почему они не улетают?

Звучит “ I should live in salt” The National

Вокруг меня близкие мне люди,- моя мать,мой брат, Крис.

Но я и не в силах полюбить их.

Я не могу быть одна

Я не могу быть с людьми

Все что я люблю...

(смотрит на свои ноги.)

Я видела девушку Ангела с черными крыльями.

Я хотела к ней. Я хочу чтобы она взяла меня.

Почему я не могу быть такой красивой как она?

Я не могу быть такой свободной как она.

 

Эмма начинает двигаться по сцене,медленно танцевать с длинной белой лентой в руках.потом она берет еще одну ленту, на этот раз черную.постепенно наматывая ее на себя(что символизирует наматывание на себя опыта переживаний в жизни)

Заканчивается сцена тем,что Эмма лежа на кровати,обнажив ноги читает стихотворение Эмили Дикинсон.

Я все теряла дважды

У смертного порога,

Стояла дважды нищей

Перед дверями Бога!

 

И ангел -- дважды падший --

Мне возмещал потери.

Отец! Банкир! Грабитель!

Я вновь стою у двери!

Эмма лежит, глядя вверх.Снова поют птицы. Шорох листьев.Шум ветра. Шум ветра становится громче. Слышно как какая то крупная птица взмахивает крыльями и улетает. Эмма приподымается на кровати и смотрит в пространство,там где поле и небо. Улетает еще одна птица.Затем еще одна. Пауза.Затем начинается такой шум,будто улетает целая стая птиц. Эмма встает, опирается двумя руками на спинку кровати,запрокидывает голову назад, будто смотрит в небо.

Конец сцены.

Сцена 2-я.

«Сталкер» нашего времени.Начало.(Крис,Козел и Осел)

Декорация почти та же что и в первой сцене.Но открытое пространство на заднике сцены(поле и небо),на этот раз занавешено прозрачной тканью.В центре обшарпанный диван и один стул.Рядом с диваном столик как в дешевых мотелях.на столике стоит бутылка вина,два бокала, рядом лежат две маски (осла и козла).На подставке стоит гитара.Справа от дивана – мольберт.На мольберте нарисованный портрет Сталкера из фильма Тарковского. На авансцене микрофонная стойка. На диване лежит Крис и мечтательно смотрит вверх.На нем черные вытертые джинсы.Голый торс,весь исписанный татуировками.

В руке незажженная сигарета.

Входят Игорь и Андрей.Они одинаково одеты в черные костюмы,на них белые рубашки и галстуки. Крис подымает голову,смотрит на них внимательно затем говорит.

Крис: Я знал,что вы придете.Я узнал вас.

Андрей: Ну тогда привет.

Игорь: Приветствуем тебя.

Андрей подходит к подставке на которой стоит гитара. Берет ее в руки, примеривается, звучат открытые струны, потом несколько пауэр аккордов по нисходящей.(может даже начать петь Sweet dreams are made of this...

Игорь: Ну я бы удивился,если б не узнал.

Игорь обходит диван разглядывая Криса,потом берет в руки маски.

Игорь: Какие странные маски.

Крис: Это я их сделал сегодня.(пауза) Наслаждайтесь.

Андрей: Н- да!

Игорь: Что это с тобой,Крис?

(подходит к дивану,убирает ноги Криса с дивана,садится.затем обращается к Андрею)

- Ты не знаешь,что с ним?

Крис Толкнув Игоря, садиться поудобней.

Игорь: Эй, повежливей?

Крис: Да ладно.

Игорь: Так ты значит теперь на стройке,стоите дальше этот мотель?Будет еще больше новых комнат для одиноких и чокнутых!

 

Андрей берет бутылку с вином,рассматривает ее затем ставит на место.

Андрей: Ну а куда ему еще податься то в его то возрасте.Кобейном не стал,на последнем концерте облажался по полной,хорошо еще на стройку взяли, а то б...вообще хана.

Андрей: Ладно,с этим понятно,жить то надо, ну а как же Девки, наркотики и рок-н-ролл? Что,все теперь?

Игорь: Ну знаешь,Умри молодым...когда подходишь к черте,тут не каждый то силы найдет дальше идти,переступить.

(Андрей кивает,берет стул,ставит его ближе к дивану.Начинает играть и петь «блюз тюрьмы фолсом» Джонни Кэша)

I hear the train a comin'
It's rolling round the bend
And I ain't seen the sunshine since I don't know when,
I'm stuck in Folsom prison, and time keeps draggin' on
But that train keeps a rollin' on down to San Antone..
When I was just a baby my mama told me. Son,
Always be a good boy, don't ever play with guns.
But I shot a man in Reno just to watch him die
When I hear that whistle blowing, I hang my head and cry..

(Игорь аплодирует.)

Андрей: А ты думал! Выпьешь?

(Берет бутылку вина на столе, на столе стоят три бокала. Берет себе один. Открывает вино, наливает в три бокала,один подает Крису,другой протягивает Игорю.)

Игорь: Вот,Крис, всегда так,- только начнешь интересный разговор,всегда найдется какой нибудь мудак с гитарой (кривится), Я не буду.

Андрей: Ну как хочешь.

(Чокаются с Крисом.Делает пару больших глотков из бокала.)

Андрей: Как ты вообще?(обращается к Крису)

(Крис откидывается назад,раскидывает руки на спинке дивана,подымает голову вверх.)

(Игорь отвечает за Криса).

Игорь: Все нормально.

Андрей: Ну, (Умехаясь) хм, видно, но все же?

Игорь: Я не понимаюо чем ты?

Андрей: Как это о чем? Никуда не выходишь, днем вкалываешь на стройке,а повечерам сидишь в этой убогой комнате этого убогого отеля. Ты небось уже ни о чем и не мечтаешь больше?

Игорь: А жить мне за что?

Говорят одновременно с Крисом.

А жить мне за что?

Андрей: Ну,конечно,после того как ты облажался две недели назад и в тебя полетели бутылки,музыкой ты не проживешь. Эмма ушла,опять же, после этого.Надеешься что вернется?

Игорь: Он надеется.

Крис: Я надеюсь.

Андрей:Ну надейтесь.Хотя кто знает, может и вернется.

Игорь: Ну после того как он попал в психушку, после этих двух недель там!

Андрей:Эх как жаль! А ведьЕще недавно, все собирались, веселились, всем это нравилось и тебе особенно,кстати как там твоя группа? Как там она у вас называлась? “Dead Dorian” да? Мертвый Дориан. Грей. Да,вы были крутые. И вообще все было круто. Б***ь, ну как ты мог так облажаться?

Игорь: Как, как? Это все твое влияние! Что- нет? Давай,гаси, больше драйва, рвите струны,разбивайте гитары! Играть бы лучше учились!

Андрей: Ну, мы и так умеем! Так что сейчас?

(посматривает на Криса и затем смотрит в глаза Игорю)

(с чувством)

Андрей: Будто в бездну провалились?

(Игорь смотрит Андрею в глаза улыбается и говорит)

Игорь: Ну а что ты хотел? Чтобы было по другому? Они же все время на пределе играли, вот публике и не понравилось. Публика хочет чего нибудь легкого,не грузящего, нельзя напрягать зрителя!

(Андрей встает с бокалом в одной руке, ходит по сцене,, иногда фыркая.)

Андрей: Я закурил бы!Нет ли сигарет?

(находит сигарету в кармане у себя,закуривает)

Андрей: То есть ты хочешь сказать, что нахрена публике смысл их гребаной жизни,эти гребаные вопросы, сомнения, да может нахрена им вообще искусство? Бля,Мне не нравится то, что сейчас происходит!!

Игорь: И мне не нравится, и мне... А тебе,Крис? Ты как?

Крис: Я..(мечтательно) мир сцена,где у всякого есть роль,моя – грустна.

Андрей: (Обращаясь к Игорю)Печемся сильно мы теперь о благах мира! Оставь его.Не видишь,- не в себе. О (Наливает себе еще бокал.)

Игорь: Ну,выходы то были, кроме как на стройку идти.

Андрей: какие это интересно?

Игорь:Какие? Будто не знаешь!(пауза)Н ынче люди со вкусом имеют нетрадиционную ориентацию.И нечего тут рожи корчить. Ты же знаешь менеджера этих «Диксис» или «Роксис» как их там?

Крис: «Роксис»

Игорь: Он очень крут.Они с ним альбом уже записали и хороший, и продается,и в тур сейчас едут. Ты подкатил бы к нему

(Выдергивает бутылку, видом бросая вызов Андрею, показушно выпячивая мизинец, наливает себе вина и, с тем же мизинцем, делает пару глотков с Крисом.)

Андрей: О как интересно,давай ка поподробней!

 

Крис: Тебе нужны подробности?

Игорь: Сейчас свое получишь!

Крис: От тебя что ли?

(Игорь встает с дивана,принимается расхаживать,затем подходит со спины к сидящему на стуле Андрею,наклоняется к нему и говорит)

Игорь: Вот чего ты хочешь? Творчества, Свободы? Да ты посмотри сейчас на этих псевдо-музыкантов, кто-кто, а они уж точно на гомосеков смахивают.Но они точно знают чего хотят. А ты все не в ту степь стремишься.

Андрей: Что?

Игорь:Пора уже давно вкусить сладости БОЛЬШОЙ СЦЕНЫ!

Андрей: ( Посмеиваится от наглости такого поворота.) Ну, конечно. Вокруг голубые! Но мы,но у нас красивый,умный и все тылы прикрывающий и прикрывший все тылы.Смотреть тошно на этих педрил.

Игорь: А ты и не смотри.А людям жить позволь,как они хотят. Но по закону.А не так как вы? Все разбивать,всех посылать, и ждать за это славы и денег...

Андрей перебивает: Слышь,милый,раб закона...(улыбается)

(Игорь садится на боковину дивана одной рукой обнимая Криса)

Игорь: Раб? Что плохого в том, чтобы быть законопослушным семьнином и жить ради своей семьи, а не глупых ваших мечтаний. И вообще не ругайся, это не красиво.

 

Андрей: Что плохого?Состояние раба — внутри, раб не может другому человеку позволить быть таким, какой он есть.Раб не может другому позволить быть «другим».

 

Игорь: Ну да, самое трудное — признать других другими.

 

Андрей: Но это первый шаг к освобождению от рабства. Потому что раб привык все время в кандалах быть, они у него и внутри. Это и меня самого касается. Как я быстро говорю «нет»! Как мы быстро говорим «нет». Когда тебе человек что-нибудь рассказывает, а ты внутри уже говоришь «нет». Ты выслушай его, пойми этого человека! Я знаю,что ты думаешь теперь: все вокруг тупые, болваны,не люди,а заготовки людей,которым еще только предстоит стать гордыми и свободными,но не в этой жизни. Зачем им музыка,литература,а главное... зачем им Свобода?

(Берет маску Козла, примеряет ее на себя.смотрит на Игоря)

Игорь: Нет. Это ты,так считаешь. И это гораздо хуже.Гражданин Козел.

(отнимает маску от лица)

Андрей: Что хуже?

(Игорь примеряет маску Осла)

Игорь: Мы – хуже. Все – хуже.все это – полное говно.

потому и я...

(Игорь отнимает маску от лица)

Андрей: Слушай,, чего ты так озлоблен на весь мир? Ты, не Осел, ты носорог! Прям как из этой абсурдистской пьесы?Театр абсурда,все такое...

 

Игорь: Чего? Какого театра?

Андрей: Театра Абсурда.

Игорь:Миф – твоя свобода.А стремление твое к ней – чистое тщеславие.

Крис: Тщеславие!(отстраняет руку Игоря) Это не так уж и плохо.Когда ничего другого не остается. Да здравствует тщеславие!(выпивает залпом) А вы просто звери.

(пытается лечь на диван и отпихивает Игоря ногами с дивана. (Игорь пытается присесть на другую боковину дивана и ему это удается.Игорь снова примеряет маску к лицу и смотрит на Криса)

Крис: Вы просто звери.

Андрей: Крис,мы в восхищении!(к Игорю)А твое стремление как видно образец полного альтруизма и самопожертвования?Да почему? А Не ты ли погнался вдруг за баблом,ни с того ни с сего?По моему абсурд – это как раз вы!

Игорь: Вы, - это кто?

(Андрей молчит.)

Игорь снова смотрит на Андрея,но уже с совершенно другим выражением лица.теперь его взгляд выражает равнодушие. Берет бокал и делает глоток одновременно с Крисом.

Игорь: Крис,за тебя, мой друг!

Андрей рассматривает этикетку на бутылке.

Андрей: Что? А, вы – ну,такие как ты,слабаки.

Игорь: Я работаю!

Крис: Я работаю!

Игорь вместе с Крисом: Я работаю,потому что я не хочу сойти с ума, я работаю потому что я хочу вернуть Эмму, я хочу нормальной человеческой жизни!

Игорь: А вы с Крисом – эгоисты.Вы живете только ради себя.Ради своих желаний.Поэтому вы всегда будете в одиночестве, всю жизнь неся другим свой вульгарный образ.Слабаки!

Андрей: Чтоб не смешаться с пошлою толпою! (театрально декламирует,делает реверанс на публику)

 

(Андрей опять примеривает маску.Подходит,садится рядом с Крисом)

Андрей: Когда я сегодня проснулся,встал и умылся,то я вдруг понял все и я знаю как надо жить!Человек должен работать,трудиться,кто бы он ни был. Как хорошо быть простым рабочим,который встает чуть свет и бьет на улице тяжелые камни! Или пастухом! Да,что человеком! Лучше быть волом,лучше быть простой лошадью,- только бы рыботать!

Без маски.-

Андрей: Истинно, только сильный может дойти до конца, не сдавшись по пути первой же подвернувшейся бабе с красивым личиком.(выпивает из бутылки)Слабак – это ты!

Игорь: А Ты просто дурак. В этом смысл,в работе то есть,жизни ради других, а не в бесконечном бреде о свободе.Свободе от чего?За что вы боретесь?

(вскакивает ногами на диван, протягивает руки вперед)

-Не вижу цели в упор. Я не хочу бороться за то,чего не понимаю. Чего мне никогда не получить. В этой жизни по крайней мере.

(садится)

-Семья – вот моя опора!

(Андрей смеется)

Андрей:Эмма то есть! Да,Эмма – это семья! Идеальная жена!Да ради нее надо стать нормальным человеком! Бог мой! Ну, зачем тебе семья? Неужели тебе интересна эта банальная бытовуха. Как вообще можно стремиться к жизни в которой в осколки разбиваются все твои мечты? Какой в ней смысл?

 

Крис: Мечты. Они разбиваются как птицы.Они гниют в нас,как несорванные плоды с дерева жизни.

(Игорь встает опять)

 

Андрей:Да сядь ты наконец.Я понял. У тебя есть другая? Жизнь в смысле. Или все же женщина? О! Как это интересно!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...