Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни загрязнения территорий по регионам.




Наблюдения за загрязнением атмосферного воздухапроводились в 249 городах России, на 685 станциях, из них регулярные наблюдения Росгидромета выполнялись в 222 городах на 626 станциях, дополнительно проводились эпизодические наблюдения в 5 населенных пунктах. В 2010 году было выполнено 4,5 млн. наблюдений, в том числе на сети Росгидромета 4,1 млн.

Для определения уровня загрязнения атмосферы используются следующие характеристики загрязнения воздуха:

– средняя концентрация примеси в воздухе, мг/м3 или

мкг/м3 (qср);

– среднее квадратическое отклонение qср, мг/м3 или

мкг/м3 (σср);

– максимальная разовая концентрация примеси, мг/м3

или мкг/м3 (qм);

Загрязнение воздуха определяется по значениям средних и максимальных разовых концентраций примесей. Степень загрязнения оценивается при сравнении фактических

концентраций с ПДК. Средние концентрации сравниваются с ПДК среднесуточными (ПДКс.с.), максимальные из разовых концентраций - с ПДК максимально разовыми (ПДКм.р.).В соответствии с существующими методами оценки уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до6, СИ < 5, высоким при ИЗА от 7 до 13, СИ от 5 до 10 иочень высоким при ИЗА равном или больше 14, СИ > 10.

 

ПДК – предельно допустимая концентрация примеси для населенных мест, установленная Минздравсоцразвития России (Гигиенические нормативы ГН 2.16.1338-03

ИЗА – комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей.

Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Показатель характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха.

СИ – наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, деленная на ПДК. Она определяется из данных наблюдений на станции за одной примесью, или на всех станциях рассматриваемой территории за всеми примесями за месяц или за год. В тексте приведено количество городов, в которых СИ > 5 или СИ > 10.

В июне-августе 2010 г. во многих регионах России установилась аномально-жаркая погода, которая сопровождалась значительными лесными пожарами. Это привело к усилению фотохимических реакций и, как следствие, увеличению концентраций вторичных веществ, формальдегида и диоксида азота. В результате, количество городов, где среднегодовые концентрации формальдегида идиоксида азота превышали 1 ПДК, по сравнению с 2009 г. увеличилось на 4. Количество городов, в которых максимальные концентрации загрязняющих веществ превышали 10 ПДКувеличилось на 15, из них в 10 городах увеличились максимальные из средних за месяц концентрации бенз(а)пирена. В наибольшей степени аномальные погодные условия года сказались наросте уровня загрязнения воздуха городов в Европейской части РФ (рис. 1 в приложении).

В 135 городах России уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий (ИЗА > 7). На территориях Иркутской и Самарской областях, Красноярского края и Ханты-Мансийского автономного округа имеются 5-9 городов с таким уровнем загрязнения, в Республике Башкортостан, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской и Свердловской областях -4 города (табл. 3.5.).

В 207 городах РФ средняя за год концентрацияодного или нескольких веществ превышала ПДК(Q > 1 ПДК).В Республике Башкортостан, Ленинградской,

Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Сахалинской и Свердловской областях, Красноярском, Приморском и Ставропольском краях, Ханты-Мансийском автономном округе имеется 5-7 таких городов, в Московской и Самарской областях - 9, в Иркутской области - 14. В Карачаево-Черкесской Республике отсутствуют города, в которых средняя за год концентрация одного или нескольких веществ превышала ПДК.

В городах 30 субъектов Российской Федерации максимальная концентрация какого-либо вещества превышала 10 ПДК (СИ > 10). В Архангельской и Сахалинской областях имеется по 3 таких города, в Красноярском крае - 4. Всего в Российской Федерации таких городов 43.

В 2010 г. экстремально высокие уровни загрязнения поверхностных вод в Российской Федерации отмечались на 116 водных объектах в 534 случаях, высокие уровни загрязнения – на 285 водных объектах в 1 490 случаях. В 2009 году на 105 водных объектах было зарегистрировано 392 случая ЭВЗ и 1 388 случаев ВЗ на 263 водных объектах. Всего в 2010 г. было зарегистрировано 2 024 случая ВЗ и ЭВЗ, последний раз свыше 2 000 случаев ВЗ и ЭВЗ отмечалось в 1994 г. Как и в предыдущие годы, максимальную нагрузку от загрязнения испытывают бассейны рек Обь, Волга и Амур. На рис. 4 приведено число случаев ВЗ и ЭВЗ, зарегистрированных в 2010 году в бассейнах рек Российской Федерации.

ЭВЗ(экстремально высокое загрязнение поверхностных вод) – уровень загрязнения, превышающий ПДК в 5 и более раз для веществ 1 и 2 классов опасности и в 50 и более раз для веществ 3 и 4 классов.

ВЗ (высокое загрязнение поверхностных вод) – Уровень загрязнения, превышающий ПДК в 3-5 раз для веществ 1 и 2 классов опасности, в 10-50 раз для веществ 3 и 4 классов и в 30-50 раз для нефтепродуктов, фенолов, ионов марганца, меди и железа.

В 2010 г. ЭВЗ и ВЗ поверхностных вод былозафиксировано в 53 субъектах РФ. Более половины всех случаев ВЗ и ЭВЗ зарегистрировано наводных объектах Пермского, Приморского и Хабаровского краев, Московской, Мурманской,Свердловской и Тюменская областей (рис.5). В Московской области было отмечено увеличение числа случаев высокого загрязнения почти в два раза, по сравнению с 2009 г. Более чем в два раза увеличилось число случаев ВЗ и ЭВЗ во Владимирской (5 в 2009 г., 16 в 2010 г.), Кемеровской (6 и 19), Ленинградской (15 и 44) и Самарской (16 и 38) областях.

 

 

 

 

Административно-территориальное устройство РФ.

Понятие.

Административно-территориальное устройство (административно-территориальное деление) – деление территории государства (в федеративном государстве – деление субъектов) на части – административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации категория «административно-территориальное устройство» относится к уровню только субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Поэтому терминологически неверной будет формулировка «административно-территориальное устройство Российской Федерации», поскольку РФ состоит не из административно-территориальных единиц, а из государственно-территориальных образований. Таким образом, категория «административно-территориальное устройство» применима только в отношении субъектов Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство:

· элемент территориальной организации РФ;

· основа иерархии органов государства и местного самоуправления: административно-территориальное устройство субъектов РФ может быть основной для осуществления как государственного управления, так и местного самоуправления;

· основа участия граждан в управлении государственными и общественными делами.

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:

· соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;

· создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;

· содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

· обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;

· сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;

· участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

Понятием административно-территориального устройства охватываются следующие вопросы:

· система административно-территориальных единиц; порядок их образования и упразднения;

· отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц;

· установление и изменение границ административно-территориальных единиц;

· установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов;

· наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей;

· регистрация населенных пунктов, учет изменения в административно-территориальном устройстве.

Административно-территориальное устройство страны – важная составляющая управления. Рациональное административно-территориальное устройство обеспечивает эффективное управление государством. Оно является основой для построения системы государственной власти. АТУ призвано обеспечить наиболее удобную и рациональную связь, как между государством и его субъектами, так и между самими субъектами.

Административно-территориальное устройство складывается под влиянием большого числа факторов, включая исторический, экономический, демографический, этнический и многие другие.

Современное Административно-территориальное устройство было утверждено Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Согласно ст. 65 Конституции, РФ состоит из 83 субъектов – 21 республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения, 4 автономных округа и 1 автономной области. Номинально все субъекты федерации обладают равным правовым статусом. Федеративное устройство относится к исключительной компетенции РФ.

Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию федерального центра и субъекта федерации в соответствии (п. 5 ст. 66 Конституции РФ). (Рис.8).

В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

· Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

· Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

· Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

· Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

· Еврейская автономная область;

· Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...