Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование строевых упражнений




Основы организации двигательного режима

Движения являются естественной биологической потребностью

школьников. Заменить эту потребность без ущерба для здоровья нель­зя. Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разно­стороннее формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Мы­шечная активность школьника взаимосвязана с состоянием всех его ор­ганов и систем. В ней отражаются особенности нервной системы, инди­видуальность, специфика пола, возраста, состояние здоровья.

Число движений в течение дня распределяется неравномерно. В первой половине дня подъемы суточной двигательной активности приходятся на 7—8 и 12—14 ч. Во второй половине мышечная актив­ность увеличивается в 15—16 и 20—21 ч.

Гимнастика с элементами акробатики

На уроках гимнастики с элементами акробатики осваиваются и со­вершенствуются строевые и акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах (висы, упоры), опорные прыжки, происходит развитие физических качеств.

Правила техники безопасности

Перед началом занятий:

• Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой по­дошвой.

• Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

• Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гим­настического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.

• В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

Во время занятий:

• Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя или его помощника, а также без страховки.

• Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.

• Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упраж­нений другим обучающимся.

• При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

• При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

• При появлении во время занятий боли в руках, покраснений ко­жи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

• При получении травмы немедленно оказать первую помощь по­страдавшему, при необходимости отправить пострадавшего в бли­жайшее лечебное учреждение.

После окончания занятий:

• Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

• Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

• Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Совершенствование строевых упражнений

Повороты в движении кругом. Их выполняют по команде «Кру­гом — марш!», подаваемой под правую ногу. Учащийся делает шаг ле­вой, полшага правой вперед и немного влево (за линию левой ноги). Не прижимая рук к бедрам, делает на носках поворот кругом и без ос­тановки начинает движение с левой ноги в обратном направлении. Уп­ражнение разучивают в движении шеренгой по разделениям: на счет «раз» — шаг левой; на счет «два» — шаг правой с одновременным поворотом кругом в момент постановки ноги; на счет «три» — шаг ле­вой в новом направлении.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по че­тыре, по восемь в движении. Команды: а) «Через центр — МАРШ!» (подается на одной из середин зала); б) «В колонны по одному направо и налево в обход — МАРШ!» (подается на противоположной се­редине). По этой команде первые номера идут направо, вторые — на­лево в обход; в) «В колонну по два через центр — МАРШ!» Коман­да подается при встрече колонн в той середине зала, откуда начина­лось перестроение. Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по четыре, по восемь.

Обратное перестроение называется разведением и слиянием. На­пример, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Коман­ды: а) «В колонну по одному направо и налево в обход шагом — МАРШ!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, ле­вая — налево. При встрече колонн на противоположной середине по­дается команда; б) «В колонну по одному через центр — МАРШ!»

Освоение и совершенствование висов и упоров Юноши

Подъем в упор силой. Из виса (рис. 27, а) подтянуться, слегка сги­баясь в тазобедренных суставах (рис. 27, б). В конце подтягивания быстро перевести одну руку в упор локтем вперед (рис. 27, в) и, не за­держиваясь, подавая плечи вперед, перевести другую руку в упор (рис. 27, г); разгибая руки, выйти в упор (рис. 27, д).


Подготовительные упражнения: подтягивание в висе; сгибание и разги­бание рук в упоре на брусьях; круговые движения руками с гантелями массой 4—5 кг из и. п. — стоя, руки в сторо­ны; из упора на перекладине опуска­ние в вис через упор на одной руке; подъем силой из виса, стоя на концах брусьев.

Рис. 28. Вис согнувшись — вис прогнувшись сзади

Вис согнувшись — вис про­гнувшись сзади. Сгибаясь в тазобед­ренных суставах, подтянуть со­гнутые ноги к перекладине, продеть их и выпрямить, приняв положение виса согнувшись (рис. 28, а). Силой, прогиба­ясь — вис прогнувшись (рис. 28, б). Об­ратным движением вернуться в и. п.

Подготовительные упражнения:

наклоны вперед до касания пола ладонями; упор присев на скамейке, руки касаются пола; вис согнувшись на кольцах (брусьях поперек); вис прогнувшись на низких кольцах или брусьях.

Подъем переворотом. Из виса подтянуться на руках, приблизить ноги к перекладине и, касаясь ее животом, медленно вращаясь, по­слать ноги через перекладину. Разгибая руки, выйти в упор, отвести го­лову назад, прогнуться.

Последовательность овладения: 1. Из виса прогнувшись на нижней жерди, опираясь двумя ногами о верхнюю жердь и отталкиваясь ими, сделать подъем переворотом в упор на нижнюю. 2. Из упора на перекладине сги­бание вперед и возвращение в упор. 3. Выполнение переворота в упор толчком двумя ногами на низкой перекладине. 4. Выполнение переворо­та в упор из виса.

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (рис. 29). Упраж­нение выполняется как на махе вперед, так и на махе назад. Послед­ний способ труднее, поэтому сначала разучивают первый. Из конечно­го положения маха назад, начиная последующий мах вперед, слегка по­дать плечи вперед и согнуть руки. К моменту прохождения телом вертикали слегка согнуться в тазобедренных суставах. С движением ног вперед-вверх разогнуть руки. Если во время сгибания рук плечи, даже слегка, выведены вперед, то трудно удержаться в упоре. Поэтому луч­ше начинать обучение в середине брусьев.

 

Последовательность овладения: 1. Размахивание в упоре до вы­ведения стоп выше жердей. 2. Сгибание и разгибание рук в упоре. 3. Размахивание в упоре на согнутых руках. 4. Размахивание в упоре, махом назад развести ноги и мягко опустить на жерди внутренними сто­ронами стоп, согнуть руки, оттолкнуться ногами, свести их и махом впе­ред разогнуть руки; сгибание и разгибание рук на махе, с помощью и страховкой.

Подъем разгибом в сед ноги врозь. Это упражнение удобно изу­чать вначале на низких брусьях. В этом случае в упор на руках согнув­шись приходят махом одной и толчком другой ноги. Следят за тем, что­бы таз в упоре на руках согнувшись был на уровне головы или немно­го выше. Не задерживаясь в этом положении, надо энергично разогнуться, направляя ноги и таз вверх-вперед. Далее, тормозя движе­ние ног и отталкиваясь плечами, надавить прямыми руками на жерди и перейти в сед ноги врозь (ноги разводятся в момент выхода в упор, после окончания разгибания тела).

Вначале надо освоить положение упора на руках согнувшись. При вы­полнении подъема возможно падение вперед после выхода в упор. В этом случае необходима поддержка под грудь. Предварительно целесообразно несколько раз выполнить это упражнение из стойки на лопатках, руки на полу. Опуская таз, согнуться и сделать перекат вперед в сед.

Стойка на плечах из седа ноги врозь. Перехватить руки поближе к бедрам и, подавая плечи вперед и сгибая руки, силой оторвать бед­ра от жердей. Когда спина примет вертикальное положение, опустить плечи до уровня жердей и развести локти в стороны. Разогнуться в та­зобедренных суставах и соединить ноги. Голова слегка отведена назад.

Последовательность овладения: 1) на стоялках с помощью осво­ить правильное положение тела в стойке на плечах; 2) на низких брусь­ях или стоялках из седа ноги врозь силой стойка на плечах; 3) из упо­ра стоя на колене на низких брусьях махом другой ноги стойка на пле­чах; 4) из размахиваний в упоре махом назад стойка на плечах.

Соскок махом назад (рис. 30). На махе назад слегка согнуться в тазобедренных суставах и как только ноги приблизятся к жердям энер­гично разогнуться и выбросить ноги назад-вверх, а руками оттолкнуть­ся от жердей и подать тело в сторону соскока (рис. 30, а). Затем пе­рехватиться правой (левой) в упор скрестно на левой (правой) жерди (рис. 30, б). Продолжая мах назад, опустить правую (левую) руку, от­вести ее в сторону (рис. 30, в) и, удерживаясь за жердь другой рукой, закончить соскок.

Подготовительные упражнения: махи в упоре на брусьях; соскок махом назад на концах жердей; то же, но в сторону; из упора лежа ноги врозь на жердях, носки ног наружу, перехват правой (левой) в упор лежа скрестно на левой (правой) жерди и, отталкиваясь ногами, соскок прогнувшись. Девушки

Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь. Из виса присев, разгибая ноги, выполнить энергичный толчок и, нажимая прямыми ру­ками на верхнюю жердь, исполнить подъем. Во время подъема следить за тем, чтобы движение плеч осуществлялось по дуге, руки в локтях не


сгибались; сам подъем осуществлять с напряженными мышцами, туло­вище не прогибать.

Последовательность овладения: 1) из виса стоя (у низкой пере­кладины, брусьев) прыжком подъем в упор прямыми руками, соскок, не отнимая рук от снаряда, в темпе снова подъем в упор прыжком; 2) из виса присев у гимнастической стенки толчком ног выпрыгнуть вверх, на­давливая прямыми руками на рейку; 3) из виса присев, отталкиваясь но­гами от повышенной опоры (горка матов, низкие брусья, козел), подъ­ем в упор на нижнюю жердь; 4) из виса присев на нижней жерди толч­ком ног подъем в упор на верхнюю жердь с помощью; то же, но самостоятельно; 5) из виса присев подъем в упор на верхнюю жердь в соединении.

Толчком двух ног вис углом. Из виса присев, энергично отталки­ваясь ногами вверх-назад, оттягиваясь в плечах, вис углом. При мно­гократном повторении этого элемента на движении назад угол между ногами и туловищем уменьшается, при прохождении вертикали — 90°, а при движении вперед — увеличивается.

Последовательность овладения: 1) вис углом (на перекладине, нижней жерди) без толчка ногами (держать 3—5 с); 2) из виса стоя согнувшись небольшим толчком ног вис углом; 3) из виса присев толч­ком обеих ног вис углом, раскачивание.

Сед углом, равновесие на нижней жерди, упор присев на од­ной, махом соскок. Сед углом, перехватить правую руку вперед, а ле­вую отвести в сторону, сгибая левую ногу и ставя на нижнюю жердь, перенося массу тела на нее, встать. Стоя на нижней жерди на левой ноге и держась правой рукой за верхнюю жердь, левая рука в сторо­ну, отвести правую ногу назад. Незначительно наклоняя плечи вперед, прогибаясь и продолжая отведение правой назад, выполнить горизон­тальное равновесие, смотреть вперед. Из упора присев на левой хватом левой рукой за нижнюю жердь, перенося массу тела на левую руку, на­чать активный мах правой ногой назад. Одновременно разгибая левую ногу и отталкиваясь ею, в верхней точке маха соединить ноги. Пере­хватывая правую руку за нижнюю жердь, мягко приземлиться.

Все элементы выполняются в левую и правую стороны. Разучив каж­дый элемент в отдельности, можно соединить их в связку.

Последовательность овладения: 1) многократные приседания на одной ноге, другая вперед, держась за гимнастическую стенку; 2) из седа на полу правым боком к гимнастической стенке и хватом рукой за рейку встать на левую ногу; 3) из седа углом на полу правым бо­ком к гимнастической стенке и хватом правой рукой за рейку, сгибая и ставя левую ногу на пол, встать на нее; 4) то же, но на гимнастичес­кой скамейке; 5) то же, но на брусьях разной высоты; 6) горизонталь­ное равновесие на полу; 7) то же, но на повышенной опоре у гимнасти­ческой стенки; 8) то же, но на брусьях разной высоты; 9) шагом левой и махом правой стойка на руках у гимнастической стенки (или попытка выполнить стойку); 10) то же, но из выпада левой; 11) из упора стоя на левом колене на бревне махом правой соскок влево; 12) из упора при­сев на левой на коне толчком левой и махом правой соединяя ноги, со­скок влево; 13) из упора присев на левой хватом левой рукой за ниж­нюю жердь, правой за верхнюю, махом правой ногой соскок.

Освоение и совершенствование опорных прыжков

Юноши

Прыжок ноги врозь (конь в длину, высота 115—120 см в 9 клас­се, 120—125 см в 10 классе) (рис. 31). Техника этого прыжка ничем не отличается от прыжка ноги врозь через козла в длину. При прыжке че­рез коня в длину разбег и толчок (ногами о мостик, а руками о сна­ряд) выполняются несколько энергичнее.

Подготовительные упражнения: прыжок ноги врозь через козла в длину с постепенным отодвиганием мостика на 100—120 см от козла в длину; из положения старта пловца с опорой ногами на ближнюю часть коня прыжок ноги врозь толчком руками о дальнюю часть коня; то же из положения старта пловца, стоя на козле, поставленном вплотную к


коню; с небольшого разбега прыжок в упор лежа на коне; прыжок че­рез коня, поставленного под углом к направлению разбега (мостик по­ставить сбоку коня). Девушки

Прыжок углом с косого разбега толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см). Прыжок углом с косого разбега толчком од­ной ногой через коня выполняется толчком левой (дальней от снаряда) ногой с одновременной опорой правой рукой на тело коня. Маховая нога направляется вверх и через коня, опорная нога после отталкива­ния быстро присоединяется к маховой под снарядом. Туловище по воз­можности выпрямляется. Руки опираются о снаряд последовательно: в начале прыжка — правая, а во второй половине — левая. Туловище над опорой должно быть согнутым, а после прохождения снаряда — выпрямленным. Разбег должен быть небольшим. Мостик устанавливает­ся сбоку, у ближнего края снаряда.

Последовательность овладения: 1) сидя на коне, на правом бед­ре, опереться руками сзади, делая взмах ногами вперед-вправо, соско­чить со снаряда, приземлиться левым боком к нему; 2) сидя ноги врозь поперек на коне, опереться руками о тело коня и взмахом ног соскок углом вправо; 3) прыжок в целом.

Освоение и совершенствование акробатических упражнений Юноши

Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см. Вы­полняется через рейку, козла или коня в ширину, через скакалку. Сна­чала повторяются длинные кувырки на горку матов. При этом обраща­ют внимание на высоту полета и мягкость приземления. Потом устанав­ливают планку (натягивают скакалку) на высоте 50—60 см, 60—70 см и выше.

Если очень рано наклонить голову вперед — уже во время толчка ногами,— то это усилит вращение тела и может привести к приземле­нию на спину. Поэтому лучше делать повыше горку матов.

Стойка на руках с помощью. Сначала разучивается у гимнастичес­кой стенки. Одновременно обучают и стойке на кистях, и приемам ока­зания помощи выполняющему это упражнение. Надо обращать внима­ние на то, чтобы тело было почти прямым (только слегка прогнутым в груди). Страхующий, стоя сбоку, должен подхватить выполняющего стойку под бедра, помочь выйти в стойку.

 

Кувырок назад через стойку на руках с помощью. Из основной ойки наклониться вперед и, теряя равновесие назад, опереться рука-1 о пол около колен (рис. 32, а). Не сгибая ног, мягко сесть. Продол-ия кувырок, опережающим движением опереться руками о пол около ловы, пальцами к плечам (рис. 32, б). Затем, посылая ноги вверх, 1стро разогнуться, выпрямить руки (рис. 32, в). Раннее и позднее раз-эания тела затрудняют выход в стойку: в первом случае обучаемый не ходит до стойки, а во втором — «проскакивает» нужное положение, юзначив стойку на руках, согнуться и опуститься в упор присев. Подготовительные упражнения: кувырок назад в упор присев; то в упор согнувшись; кувырок назад через стойку с помощью. Страховка и помощь: стоя сбоку, в момент разгибания подхватить бедра и помочь выйти в стойку на кистях.

Переворот боком (рис. 33). Разучивается после освоения стойки кистях с помощью. Поступательное движение телом в сторону вы-чняется за счет маха одной и толчка другой ногой, а также энер-ного движения рук в сторону переворота. Кисти рук и ноги ставят-на одной линии. Разучивание переворота боком можно начинать у нки. В этом случае помощь и страховка осуществляются спереди: 'чаемый становится спиной к стене, страхующий держит руки пере-ictho. Для ориентировки следует начертить на полу прямую линию i делать перевороты вдоль имеющейся в зале разметки игровых 'Щадок.

Прыжки в глубину с высоты 150—180 см. Для прыжков лучше сть два мата один на другой. Следить за правильностью приземления.

 

Комбинации из ранее разученных приемов. Примерная комбина­ция: и. п. — о. с. Старт пловца — кувырок вперед в упор присев — стойка на голове — опускание в упор присев — кувырок назад — пе­рекат назад в стойку на лопатках — перекат вперед в упор присев — встать, руки вверх — переворот боком в стойку ноги врозь, руки в сто­роны — прыжок вверх с поворотом на 360° в доскок.

Девушки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...