Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социальной перцепции и факторы ее определяющие




Введение

Актуальность исследования. Социально-психологическая перцепция ребенка в обществе во многом связана с формированием у него социальных норм поведения. Клинико-психологическое изучение детей с отклоняющимся развитием выявило большое количество фактов, свидетельствующих о том, что эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем. В настоящее время отмечается повышенное внимание к проблеме социальной перцепции у детей с отклоняющимся развитием в связи с увеличением числа детей данной категории. Интерес нашего исследования к подростковому возрасту как к экспериментальному полю обусловлен сензитивностью данного возрастного периода для формирования навыков и умений социального взаимодействия, что обусловлено общением как ведущей деятельностью (Д.Б.Эльконин). Эта закономерность верна и для подростков с грубой интеллектуальной недостаточностью, и для подростков с ЗПР (О.К.Агавелян, В.А.Варянян, А.П.Грозова, Ю.А. Кулагин, В.ИЛубовский, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, У.В.Ульенкова). Согласно исследованиям Ж.И.Намазбаевой, О.К.Агавеляна, М.Г.Агавелян, в подростковом возрасте учащиеся вспомогательных классов и классов коррекции обладают потенциальной возможностью распознавания невербальных знаков благодаря достаточному социальному опыту. Выпускники специальных учреждений испытывают значительные трудности в приобретении приемлемого социального статуса (У.В.Ульенкова). Примитивность интересов, недоразвитая речь, бедность представлений, поверхностность осмысления окружающего мира осложняют контакты подростков со сверстниками и взрослыми, вызывают трудности внутри коллективного общения (А.Д.Виноградова, В.А.Варянен). Несформированность навыков общения, отсутствие умения адекватно распознавать намерения партнера по общению и правильно выстраивать линию поведения являются главной причиной дезадаптации подростков с проблемами в развитии в социальной среде (О.К.Агавелян). Сензитивным периодом для становления социально-перцептивной компетентности является подростковый возраст, когда деятельность общения, познания окружающих выступает в роли ведущей, определяющей весь ход личностного развития человека (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, А.В. Мудрик и др.)Проблема социально-психологической перцепции рассматривалась во многих психологических исследованиях, однако содержательно она является еще малоизученной, поэтому представляет научный и практический интерес, что позволило сформулировать тему: «Особенности социальной перцепции подростков с интеллектуальной недостаточностью». Цель исследования: изучение социальной перцепции подростков с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования: особенности социально - перцептивных процессов в малой группе. Предмет исследования: особенности развития социальной перцепции у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Гипотеза исследования: самовосприятие и самооценка, восприятие и оценка своих сверстников у подростков с УО носит дисгармоничный характер. Недостатки в развитии социально-перцептивной компетентности подростков с УО могут быть преодолены в процессе специально организованной психологической помощи. Задачи исследования:

1. Провести теоретический обзор исследований по изучаемой проблеме.

2. Изучить особенности социальной перцепции у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

3. Разработать и апробировать методику коррекции и развития социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью, оценить ее эффективность.

Для решения указанных задач планируется использование следующих методов:

1. Общенаучные методы (теоретический анализ специальной и психолого-педагогической литературы);

2. Эмпирические методы (методика «Оценка отношений подростка с классом» (Н.Б. Шевченко); Шкала Шварцландера «Уровень притязаний.

3. Методы качественной и количественной обработки результатов, статистического анализа данных (t-критерий Стьюдента).

Теоретическо-методологическую базу исследования составляют базовые положения психологии межличностного познания, изложенные в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, Б.Ф. Ломова, Л.А. Петровской и др. о закономерностях социальной перцепции.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретически осмыслена и дополнена проблема своеобразия развития процессов межличностного познания у школьников с интеллектуальной недостаточностью, проведен анализ причин снижения социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Практическая значимость работы заключается в создании методики психологической помощи в развитии социально-перцептивной компетентности школьников с интеллектуальной недостаточностью, основанной на соотношении источников ее формирования и активных форм групповой психологической работы и представляющей собой систему деятельности психолога специального коррекционного образовательного учреждения во взаимодействии со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.

Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе ГБОУ РМЭ "Казанская школа интернат". В исследовании участвовали 20 учащихся 13-14 лет с умственной отсталостью (10 детей в экспериментальной группе и 10 детей в контрольной группе).

Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, приложения, изложенных на 69 страницах. Список использованных источников - 51 наименование.

 


Теоретические аспекты изучения социальной перцепции подростков с интеллектуальной недостаточностью

Понятие социальной перцепции и факторы ее определяющие

Как полагает Б.Г. Ананьев, первой ступенью познания другого человека, как и себя, является чувственный образ, формирующийся как процесс построения изображения. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку. Также социальному восприятию присуще такие особенности как объективированность и субъективность, целостность и структурность [4].

Многочисленные исследования показали, что целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается на формирующемся образе человека. А.А. Бодалев пишет, что большое значение в формировании образа человека имеет ракурс, в котором обычно видят воспринимаемого объекта. Разница в росте в процессе восприятия оказывает огромное влияние на формирующийся образ [9].

Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность. Так, несмотря на изменения освещенности и удаленности наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Также оно характеризуется активностью, заключающейся в активных микро- и макроскопических движениях глаз. На первой стадии установления перцептивного образа человека с помощью макродвижений глаз осуществляется наводка рецепторов на воспринимаемого человека и определяется его местоположение в поле восприятия [9].

Восприятие себя и другого характеризуется осмысленностью. Посредством слов в образ человека включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом. Благодаря слову в образ воспринимаемого человека включается содержание, не данное непосредственно, чувственно. Оно может действительно характеризовать воспринимаемого, а может быть совсем ему не присуще [9].

Особенности облика и поведения воспринимаемого человека и изменения в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко определяют поведение воспринимающего, т.к. воздействие этих особенностей опосредуется его опытом, внутренним миром, целями, мотивами, установками. Не способный абстрагироваться от них субъект восприятия обычно связывает внешний облик, манеру поведения и стиль действий другого человека с определенными устремлениями, вкусами, моральными принципами, актуальными и потенциальными возможностями воспринимаемого [9].

Таким образом, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (рост, пол, возраст, фигура, лицо и пр.), но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего субъекта.

Ю.П. Платонов определяет социально-перцептивный процесс – как сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. Он отмечает, что в данном процессе всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане [34].

В психологическом знании описываемый нами процесс неразрывно связан с общением и является одним из его компонентов. А. В. Петровский и другие относят процесс восприятия человека человеком к «перцептивной» стороне общения. Он говорит, что общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношения к значимым объектам [29, с. 38].

В. Г. Крысько определил функции социального восприятия (социальной перцепции), обычно роли, которые оно выполняет в процессе взаимодействия между людьми, сводятся [23]:

- к познанию человеком самого себя, являющемуся начальной базой для оценки других людей;

- познанию партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентироваться в социальном окружении;

- установлению эмоциональных отношений, обеспечивающих выбор наиболее надежных и предпочтительных партнеров;

- организации совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.

Итак, восприятие себя и другого неразрывно связаны между собой, Б. С. Волков пишет, что самооценка влияет на восприятие окружающих и при общение важно знать, как себя воспринимает и оценивает собеседник [11].

Для более полного понимания процесса межличностной социальной перцепции необходимо также знать его механизмы и эффекты, возникающие в процессе восприятия себя и другого человека. Они совпадают, так как эти процессы взаимосвязаны и схожи.

Человек вступает в общение как личность, и воспринимается партнером также как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. С позиции психоанализа эту мысль высказал Л. С. Выготский, написав, что личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других [13].

В эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это, как считает Г. М. Андреева, приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Кроме того, в этот же процесс включается и каузальная атрибуция [5].

Идентификация буквально обозначает отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В ситуациях взаимодействия люди чаще всего используют следующий прием: предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко понятию «эмпатия». Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека, но здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чужой точки зрения не всегда означает отождествить себя с этим человеком. Если человек отождествляет себя с кем-то, это значит, что он строит свое поведение так, как строит его этот другой. Если же человек проявляет к другому эмпатию, то он принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному [5].

Однако субъекту общения важно не только отстраненно, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Иными словами, процесс межличностного восприятия осложняется явлением рефлексии.

А. В. Петровский считает, что рефлексия в социальной психологии означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Таким, образом восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого [29].

Стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем соотнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Она сопровождает все явления социальной перцепции. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.п., запомнившиеся высказывания знакомых. При этом, по мнению А. В. Петровского, эти знания могут быть не только сомнительными, но и ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться неверные [22]. Все неверные стереотипы, включенные в процесс восприятия другого человека, формируют ошибочное познание людей и деформируют процесс общения с ними.

Г.М. Андреева пишет, что в процессе познания людьми друг друга стереотипизация может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению этого процесса, когда стереотип не несет в себе оценочного суждения, а только констатацию факта. Во втором случае, когда констатация заменяется оценкой, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Очень часто стереотипы такого характера возникают относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности к определенной национальности. На основе ограниченной информации об отдельных представителях этноса строятся предвзятые выводы относительно всей группы [5].

Характер каузальной атрибуции зависит от различных условий, хорошо изученных в психологии. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: от степени уникальности поступка и от степени его социальной «желательности». Так, типичное поведение, предписанное ролевыми образцами, легче поддается интерпретации, чем уникальное, которое допускает множество интерпретаций. Под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам, оно достаточно легко и однозначно объясняется. При нарушении этих норм диапазон возможных объяснений расширяется [5].

Характер атрибуций зависит также от того, кем выступает субъект восприятия: участником какого-либо события или его наблюдателем. Интерпретация во многом зависит от избранного типа атрибуции. Психологами выделено три типа: личностная атрибуция, когда причина приписывается лично совершающему поступок; стимульная, когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие; обстоятельственная атрибуцию, когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам. Выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами [5].

Успех межличностной перцепции зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. При изучении этого процесса исследователи определили проблему широкого плана – проблему эффектов при восприятии других людей: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны.

Эффект установки играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д. [9].

Эффект ореола (галоэффект) заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Исследователи установили, что этот эффект наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также суждения касаются моральных качеств. Эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие, он играет роль своеобразного фильтра при «прочтении» партнера по общению [5, c. 126-127].

Эффект «первичности и новизны» также увеличивается трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем. Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информации. Наличие эффектов в межличностном восприятии представляет определенные трудности в изучении данного процесса, поэтому проблема точности восприятия человека человеком исследуется дополнительно.

Особый круг проблем межличностной перцепции возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, а формируют определенные отношения друг к другу. Г. М. Андреева пишет, что на основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия до симпатии, даже любви. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Исследование аттракции в социальной психологии – относительно новая область [5].

Включение механизма аттракции в процесс межличностного восприятия раскрывает отношения, возникшие в процессе общения. Исследования аттракции занимают важное место в общей логике социальной психологии, т.к. служат развитию представления о человеческом общении как единстве его трех сторон: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия) и перцептивной (восприятие и понимание партнерами друг друга).

Таким образом, восприятие себя и другого – сложный процесс построения образа «Я» и другого человека в сознании воспринимающего. Он играет важную роль в социальной адаптации, является одним из компонентов общения. Социальное восприятие характеризуется предметностью, объективированностью и субъективностью, целостностью и структурностью. Ему присущи константность образа человека, активность и осмысленность процесса. Социально-перцептивный процесс – сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. В данном процессе всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Факторы, влияющие на восприятие: мотивация, стереотипизация, установки, эффекты восприятия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...