Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 7. (20 баллов) Познакомьтесь с отрывком из книги Дэниела Тризмана. История России. От Горбачева до Путина и Медведева. М., 2012




И чаще, чем когда‑либо с конца перестройки, русские говорят, что они счастливы. Примерно каждые пять лет с 1990 года в ходе опроса The World Values Survey (WVS) россиян спрашивали: «Принимая во внимание все факторы вместе, можете ли вы сказать, что вы очень счастливы, достаточно счастливы, не очень счастливы, совсем несчастливы?» Российские социологи ВЦИОМ и «Левада‑Центра» задали подобный вопрос: «В жизни случается разное – и хорошее, и плохое, но в целом, вы счастливы?» и позволили респондентам выбрать между «да, полностью», «да, в основном», «в основном нет» и «совершенно нет». На рис. 10.7 я объединил данные этих опросов и начертил кривую процентного соотношения респондентов, заявивших, что они «очень» или «достаточно» счастливы (по опросам исследования WVS) и «полностью» или «в основном» счастливы (по опросам ВЦИОМ/«Левада‑Центра»). Процентное соотношение тех, кто был «счастлив», после небольшого падения в начале 1990‑х годов резко возросло, достигнув пика в 76 % в 2008 году. Количество тех, кто в основном или полностью несчастны, достигло максимума в 49 % в 1999 году, снизившись до 13 % в 2008 году. В ходе опроса «Исследование мировых ценностей» также спросили: «Учитывая все обстоятельства, насколько вы удовлетворены своей жизнью в целом?» Респонденты оценивали степень своего удовлетворения по шкале, которая идет от 1 («недовольны») до 10 («удовлетворены»). Число тех, кто был удовлетворен своей жизнью больше чем на 5 баллов, – 43 % респондентов в 1990 году. Он упал весьма существенно в начале 1990‑х годов, но потом вновь поднялся. К 2006 году 58 % были более удовлетворены[1], чем не удовлетворены своей жизнью.

 

 

Рис. 10.7. Самооценка счастья и удовлетворенности жизнью, Россия, 1990–2006 годы

 

К сожалению, нет сопоставимых опросов, проведенных до 1990 года – периода, когда советская система уже претерпевала кризис. Вполне возможно, что русские были еще счастливее и больше довольны своей жизнью до того, как Горбачёв начал пытаться исправить систему. Но основываясь на своих собственных ответах, а не на ностальгических воспоминаниях, похоже, что россияне стали существенно более счастливыми и более удовлетворенными своей жизнью с 2000 года, чем в последние годы коммунизма.

Эти показатели средние. Счастье и удовлетворенность жизнью сильно зависят от возраста. Молодежь стала гораздо счастливее в начале переходного периода и, насколько мы можем судить, не претерпела никакого последующего, даже временного, снижения удовлетворенности жизнью. В 1990 году около трети россиян в возрасте от 16 до 30 лет сказали, что они «не очень» или «не совсем» счастливы. К 2006 году этот показатель снизился до 14 %. Более 50 % стали значительно менее счастливыми в 1990‑х годах и только сравнительно недавно превзошли отметки 1990 года. Картина аналогична и по степени удовлетворенности жизнью.

 

Ответьте на вопросы:

 

1. Что можно сказать о динамике показателей счастья и удовлетворенности жизнью на основании текста и диаграммы?

2. Почему данные два показателя не всегда сопоставимы?

3. Согласны ли Вы с оценкой общей динамики счастья в «посткоммунистическом» мире, высказанной в подстрочном комментарии?

4. Как Вы полагаете, какой главный тезис пытался обосновать американский профессор своей диаграммой? Насколько он выглядит обоснованным?

5. Какие факторы, не обозначенные во фрагменте, могли бы повлиять на степень удовлетворенности жизнью и счастье?

 

Задание 8. (30 баллов) Напишите мини-сочинение (эссе) на тему по одному из предложенных ниже высказываний.

Постарайтесь выделить главный смысл (или несколько смыслов) выбранного Вами высказывания, аргументировать свое отношение к заключающихся в нем идеях, предложить собственные соображения, подтверждающие или опровергающие авторскую мысль знаниями, полученными из курса обществознания и других предметов, литературы, СМИ и личного опыта.

 

Темы для эссе:

Невозможность видеть отделяет человека от мира вещей. Невозможность слышать отделяет человека от мира людей. (Иммануил Кант)

Всякий вид работы приятнее, чем покой. (Демокрит)

Достаточно, чтобы слова выражали смысл (Конфуций)

 

Знающий людей разумен, а знающий себя самого - прозорлив (Лао Цзы)

 

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении (Аристотель)

 

Всеобщая вера в революцию - есть уже начало революции. (Владимир Ильич Ленин)

 

Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну. (Френсис Бэкон)

 

Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее, память. (Леонардо да Винчи)

 

Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами. (Николо Макиавелли)

 

Всякая нация может и должна учиться у других. (Карл Маркс)

 

Равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера. (Вольтер)

 

Рынки, так же как парашюты, срабатывают только, если они открыты.
(Хельмут Шмидт)

 

Политические проблемы неразрешимы, а экономические непостижимы.
(Алек Дуглас-Хьюм)

 

Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному. (Петр Первый)

 

Обвинить можно и невинного, но обличить - только виновного. (Люций Апулей)

 


[1] 58 % были более удовлетворены: Сергей Гуриев и Екатерина Журавская («(Не)счастье переходного периода») изучили изменения в плане удовлетворенности жизнью в посткоммунистическом мире и показали, что недовольство жизнью было почти везде, за которым следует удовлетворение в большинстве стран. Уровень удовлетворенности жизнью был тесно связан с ростом и падением доходов. Другие факторы, которые, возможно, и вызывают у граждан стран с переходной экономикой неудовлетворенность, включают повышение экономической нестабильности, уменьшение правительством количества предоставленных государственных услуг, особенно среди старшего поколения, то, что меньшее значение уделяется «человеческому капиталу», образованному при коммунизме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...