Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1. "ЗДОРОВЫЙ МИСТИЦИЗМ"




2. 1. " ЗДОРОВЫЙ МИСТИЦИЗМ"

Мистицизм идентичности

Известный врач-гуманист Альберт Швейцер выделял два основных вида мистицизма: а) мистику идентичности и б) мистику этичности. Само слово " мистика" происходит от греческого слова mystikos — таинственный, тайный, и связано с историей древних тайных сообществ, основанных на гностическом культе — почитании мудрости и знания. Мистерии — это служение гностическому культу, участники которых создавали и охраняли секретную информацию и философские достижение от профанов и передавали учение только посвященным (" инициированным" ) лицам.

Мистика идентичности, как западная, так и восточная, основывается на осознании тождественности, идентичности (правильнее говорить о " самотождественном различии" по А. Лосеву) между мировым духом и человеческим. Эта тождественность возможна лишь при наличии представления о том, что весь мир есть некое великое существо. П. А. Флоренский писал о том, что представление о мире как о большом Человеке — одна из самых распространенных мифологий человечества во все времена. Мир живет, дышит, со-общает-ся с нами, он познаваем, то есть дает себя познать, открывает свои тайны. В самом деле, почему нам понятны такие мифопоэтические высказывания, как " Природа шепчет... ", " Солнце светит всем", " Мир улыбается... ", " Земля ждет пахаря", " Ручей говорит", " Травы прячут", " Листва укрывает заботливо, как мать" и т. д.? Они понятны потому, что мы отождествляем мир, природу, объекты природы с таким же живым и мыслящим существом, как и мы сами. " Ты что стоишь, как истукан? " — говорит мать своему маленькому сыну, и он ее понимает. Истукан — это что-то окаменевшее, обездвиженное, " стоит, как вкопанный столб". Мама иден-


тифицировала его с этим истуканом, узрела контуры этой окаменелости и недовольно этим. Сынишка сразу же двигает ручками: " Живой я, мама, живой".

В старой немецкой легенде о могущественном горном духе Рюбецале есть такой мотив, раскрывающий природу мистики идентичности. Поднявшись однажды на поверхность земли, Рюбецальбыл поражен зрелищем купавшейся в струях водопада красавицы. Чтобы насладиться созерцанием дивной красоты, дух воплотился в ворона и перелетел на ближайшее к водопаду дерево. Он очень удобно устроился на ветке, с которой все было видно, но вместо того, чтобы самозабвенно созерцать обнаженное тело самой совершенной красавицы, ворон напряженно прислушивался к карканью других воронов и принюхивался к доносившемуся издали запаху падали. Для ворона это естественно, дух быстро понял, в чем дело. Он немедленно превратился в цветущего, жаждущего любви юношу, которого совсем не интересовало, что именно делят слетевшиеся где-то вдалеке вороны.

Человеческий Дух, то есть высшая творческая сила, высший инстинкт к строительству культуры (" жизненный по-буд к культуре" по Я. Э. Голосовкеру), никогда не может ни в чем воплотиться целиком, полностью, без остатка — ни в личности, ни в самоощущении " Я", ни во внешних делах и в результатах этих деяний. Всегда будет оставаться недосказанность, невыполненность, потенция. Человек постоянно себя преодолевает — " трансцендирует", превышает себя. Все его воплощения — это только " духовные существа", или как выражаются ученые-физиологи — " функциональные состояния", организующиеся на время выполнение задания, которое сам себе и задает дух. Человеческих дух творит куль-ТУРУ, " второй мир", творит и себя, собирает себя самого как личность. В этом и состоит тайна " зачатия" и сотворения личности, человеческого " Я", мистицизм идентичности. Кому себя уподобит человек, оставаясь самим собой и одновременно отождествляясь с другим " Я"?

Современная психотерапия уделяет процессам идентификации очень много внимания. В самых различных школах психотерапии, теоретических направлениях, спорящих друг


с другом, существует понимание того, что большинство болезненных состояний, так называемых " функциональных", " психогенных", " психосоматических", возникает как раз в результате идентификации, отождествления себя (или части себя) с иным существом, носителем " ненормального" поведения, неподходящих обстоятельствам признаков-символов. На заре развития психотерапии, в XVIII—XIX веках, это называлось " болезнями воображения". Лечить их полагалось, исходя из патогенеза, также с помощью воображения. Однако намного раньше, в дохристианскую и раннехристианскую эпоху, почти все болезни человека сводились к двум главным причинам:

а) болезни " потери души";

б) болезни одержимости " духами" (дьяволом).

Лечение первого типа болезней (" расслабленности", тоски, депрессии, " потерянности" ) заключалось в " возвращении души", что сотворял обычно шаман с помощью ритуалов " освобождения души из плена" и пр. Лечение второго типа болезни, известное со средних веков как " экзорцис", проводил, и довольно успешно, Иисус Христос. Поскольку ему была дана огромная власть и сила над бесами, то он просто приказывал бесам " выйти вон", и они уходили. Больной после изгнания чужих, не свойственных ему " духовных сущностей" тотчас выздоравливал.

Ничего принципиально нового за это время в искусстве исцеления не произошло. Более сложным языком современный психотерапевт описывает тот же процесс " освобождения" личности от " бесов", коими называют " Патос" и " Но-зос", " интроекцию Объекта", " идентификацию с Матерью" или " враждебным отцом", " невротический конфликт", " фиксации на стадии развития" и пр.

У молодой, неприспособленной к жизни женщины умирает мать, которая исполняла желания дочери и брала на себя ее обязанности. Что происходит после ухода такого помощника и исполнителя? Удочери возникает истерический паралич правой руки. Правая рука — действительный исполнитель намерений и планов — отождествляется с мертвым телом матери, и тоже " умирает", прекращает свое


участие в жизни личности. Это и есть " мистицизм идентичности". Человек не делает это сознательно, хотя, кроме него, это никто не может сделать. То, что происходит отождествление с покойной матерью, никак не распознается в сознании, наоборот, тайна " сговора" с матерью", " мистерия" общения с " Духом Матери" (ношение парализованной руки в особой повязке, напоминающей гроб и похороны; " траурная церемония" по поводу мертвенной бездеятельности руки, поминание " покойной" — разговоры-воспоминания о том, как раньше рука действовала, какая она была " живая" (!! ) и непосредственная), охраняется в строжайшей тайне, а секреты этого " тайного сообщества" не могут быть переданы " профанам" — врачам, не посвященным в таинство. Болезнь ли это вообще? С психиатрической точки зрения — это болезнь, истерический невроз. С точки зрения невропатологов — функциональное расстройство: органического заболевания, то есть истинного паралича, нет. С точки зрения философа-экзистенциалиста, это ее " способ существования" — ей так удобней жить, по-другому она еще не научилась — раз; избавляет себя от еще большей боли — окончательной разлуки с матерью, с помощью символа-симптома — два.

Нужно ли лечить? Обращается за помощью к врачам, значит, нужно помочь, но как, если лишение симптома скорее всего еще больше дезадаптирует личность, усилит боль?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...