Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имитация. Попытка классификации. 4. 2. Нулевое плацебо. Неделание




Имитация

Плацебо-терапия по форме своей — это имитация успешного лечения. Генетически ранней формой такого лечения является, на мой взгляд, игра ребенка в доктора. Ребенок " лечит", а " больной Взрослый" — " выздоравливает". Самое интересное в этой игре то, что оба игрока способны действительно почувствовать себя лучше: шутки шутками, но могу быть и плацебо-эффекты!

Обычно выделяют три варианта имитаций в плацебо-терапии:

— имитация формы;

— имитация действия;

— комбинация первых двух.

Имитация формы — классическое плацебо. Лекарственная форма, предложенная как плацебо, должна точно имитировать оригинал. Пациент потребляет не лекарство и не саму форму, а свои внутренние представления о пути к исцелению. Если его внимание будет направлено не на эти чудные внутренние видения своего спасения, а на исследование средства лечения, то скорее всего он разоблачит " обман" так же, как разворачивает пустую обертку от конфетки разочарованный ребенок.

Имитация действия более позднее изобретение и более сложное дело. Плацебо должно вызывать сходные симптомы с оригинальным, но недоступным по каким-то причинам лекарством. Лучше всего этот тип " терапии" понять на при-


мере " деланной радости"; если изображать качественно поведение радостного, то есть имитировать действия человека, который радуется, то эта имитация вызовет настоящую радость у имитатора (а может, и нет — это зависит от его способности " верить" тому, что он делает).

Чаще всего на практике применяется комбинация имитации формы и имитации действия. В какой-то мере имитацию формы можно сравнить с понятием " ритуал", а имитацию действия — с мифом. Синтез ритуала и мифа есть символ. Таким образом, плацебо-терапия — это символическое действо.

Попытка классификации

Можно построить простую классификацию методов плацебо-терапии, основанную на самых обобщенных вариантах исцеления вообще. Минимальное количество вариаций исце-ения — три:

— самовосстановление здоровья;

— очистка организма, духа, мысли;

— восполнение дефицита вещества, мысли, духа, условий и пр.

Плацебо-терапия так или иначе должна запустить один из этих (или все) процессов. Человек и без специального лечения, собственно, все это делает, сохраняя здоровье: не мешает естественным процессам жизни протекать интенсивно, гармонично, циклично и пр. Очищать свое тело, ум, чувства, дух регулярно — это и есть в самой своей сути гигиена, " мать чистоты". И постоянно восполнять возникающий при активной жизни дефицит — веществ, активности, образов (образование! ), мыслей, логических схем и пр.

Таким образом, плацебо-терапия всего лишь имитирует нормальную жизнедеятельность Человека как единого целого. Имитация — это повторение в ином, то есть повторение этих взаимосвязанных процессов жизни в искусственно созданной " модельной ситуации", в " терапевтическом контексте". Лечение — это " информационный повод" обра-


тить внимание на процессы жизнедеятельности и ценность жизни вообще. Отсюда и три соответствующих вида плацебо-терапии:

— нулевое плацебо (невмешательство);

— негативное плацебо (очистка);

— позитивное плацебо (восполнение).

4. 2. НУЛЕВОЕ ПЛАЦЕБО

Неделание

Неделание — это очень мужественная и мудрая позиция. Это совсем не бездействие или попустительство. Речь идет о том, чего не нужно делать, от чего надо уметь отказываться, чтобы никак, никакими, даже " сублими-нальными", едва заметными намеками, не поддерживать болезненное состояние клиента. Большая часть болезней — особенно психосоматические заболевания, неврозы и психические расстройства — это форма поведения, целенаправленного и совсем не бессмысленного. Это способ " символический коммуникации" или даже способ " силового давления" или контроля других. Поэтому неосмотрительно начатое лечение, специфическое или неспецифическое, будет обязательно включено в это поведение и станет " частью проблемы". " Неподдающиеся лечению" потому и не поддаются, что у них нет причины выздоравливать, то есть менять форму поведения и способы коммуникации, а не потому, что для них нет адекватного лечения. Много раз практика убеждала меня в истине — если есть смысл и причина выздороветь, человек выздоравливает хоть от чего или вообще ни от чего, без всякого лечения — " само проходит".

Неделание эффективно в том случае, если у человека имеется, хотя бы глубоко внутри, не на поверхности, смысл быть здоровым, но в явном виде есть и смысл и причины болеть, выгоды от болезни: первичная выгода — трансфор-


мация морального конфликта, например, в безопасный для личности симптом, или замена тревоги, этого токсического состояния, на какой-нибудь " небольной" физический симптом; вторичная выгода — заметное влияние болезненного состояния на окружающих людей, непосредственная выгода от роли больного, например, получение внимания, дополнительной любви и заботы, удержание партнера и другие " дивиденды". Неделание в этом случае — это не давать этих самых " дивидендов", никак не реагировать на символическую коммуникацию, на сообщения симптомов-компаньонов, не поддерживать смысл болеть. А это очень и очень непросто!

Томас Хора, психиатр-экзистенциалист, приводит такой рассказ. Как-то раз американский профессор отправился в Японию изучать дзэн. Его представили мастеру дзэн, и тот пригласил профессора на чай. Оба сидели за столом, мастер азливал чай. Он продолжал лить чай даже после того, как ашка была наполнена, и чай полился через край. " Вы переливаете чай", — сказал профессор. А мастер ответил: " Вот вам первый урок дзэн. Чтобы изучать дзэн, ваш ум должен быть пустым. В нем не должно быть предварительных мнений; иначе не останется пространства, куда могло бы что-то войти". (Хора Т., 1998, с. 205).

Поведение пациентов, их жалобы и страдания могут напоминать чем-то ситуацию переливания через край. У врача, конечно же, рука, ум, душа могут " дернуться" в попытке остановить " разливание", пустую трату сил, прекратить нелепости в жизни пациента. Но тогда он осуществит " вторжение", " интервенцию" в организованную по-своему и отлаженную (в соответствии с главным смыслом жизни) форму поведения и существования. А если вторгнется, то станет сам частью болезни, проявит " созависимость", а если он станет зависимым от пациента, то КТО будет лечить? Поэтому первым требованием к врачу, особенно психотерапевту, следует определить свободу от желания лечить, не быть навязчивым, не помогать больным людям болеть, не помогать им " болеть грамотно", со знанием дела.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...