Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Объясняя неудачу. Проверьте свой оптимизм




ГЛАВА 3

ОБЪЯСНЯЯ НЕУДАЧУ

Оксфордский университет — место, где страшновато читать лекции. Дело не в тамошней готике со шпилями и гаргольями, и даже не в мысли о том, что свыше семисот лет это заведение шло впереди всего интеллектуального мира. Дело в оксфордских донах, как называют тамошних профессоров. В тот день в апреле 1975 года они собрались в полном составе, чтобы заслушать начинающего американ­ского психолога, который работал по годичному приглаше­нию в Институте психиатрии больницы Модели в Лондоне и приехал в Оксфорд доложить о своих исследованиях. Нервно поглядывая с кафедры в зал, я мог разглядеть этолога Нико Тинбергена, нобелевского лауреата 1973 года, Джерома Брюнера, пользующегося всеобщим уважением академика, который недавно переехал в Оксфорд из Гар­варда, чтобы стать королевским профессором на кафедре развития детей. Здесь были также Дональд Бродбент — основатель современной когнитивной психологии и ведущий специалист в мире по прикладным социальным вопросам и Майкл Гельдер — старейшина британской психиатрии. Здесь же был Джеффри Грей, общепризнанный эксперт по про­блеме тревожных состояний мозга. Все это были крупней­шие величины в моей профессиональной области. Я чувст­вовал себя как актер, которого вытолкнули на сцену, чтобы выступить с монологом перед Гиннесом, Гилгудом и Оливье.

Я приступил к докладу о приобретенной беспомощности и с облегчением обнаружил, что доны реагируют вполне нормально, некоторые кивают в знак согласия с моими


Объясняя неудачу                                                  55

выводами, а большинство посмеивается над моими шутка­ми. Однако посередине первого ряда сидел устрашающего вида незнакомец. Он не смеялся над моими шутками, а в некоторые ключевые моменты он отрицательно мотал голо­вой. Вид у него был такой, как-будто он вел текущий счет моим ошибкам и оговоркам.

Наконец доклад был окончен. Прозвучали даже апло­дисменты, и я собирался вздохнуть с облегчением, посколь­ку все было уже позади, за исключением, может быть, вежливых банальностей, которые традиционно произносит один из профессоров, которому поручена роль оппонента.. Однако в данном случае оппонентом оказался тот самый человек из первого ряда, который мотал головой. Его звали Джон Тиздейл. Я слышал это имя и раньше, но почти ничего не знал о нем. Известно было, что это новый пре­подаватель психологического факультета, который только что перешел туда из психиатрического отделения лондон­ской больницы Модели.

«Вас не должен вводить в заблуждение этот чарующий рассказ, — заявил он собравшимся. — Теория абсолютно неадекватна. Зелигман завуалировал тот факт, что одна треть людей, участвовавших в эксперименте, так и не стала беспомощной. Спрашивается, почему? А из тех, кто стал, одни быстро вернулись в прежнее состояние, а другие не смогли никогда. Некоторые оставались беспомощными только в той ситуации, когда выработалось это свойство, и они больше не пытались избавиться от шума. Другие же сдава­лись и в абсолютно новых ситуациях. Опять же, почему? Некоторые утратили самоуважение и обвиняли себя за то, что не смогли избавиться от шума; другие же обвиняли экспериментатора в том, что он давал им невыполнимые задания. Почему? »

На лицах многих присутствующих появилось смущен­ное выражение. Убийственная критика Тиздейла поставила


56              ______________ Мартин Э. П. Зелягмав

все под вопрос. Десять лет исследований, результаты кото­рых представлялись мне столь определенными, когда я на­чинал выступление, теперь оказались полными нестыковок.

Я почти лишился дара речи. Мне стало казаться, что Тиздейл прав, мне было стыдно, что я сам не подумал об этих выражениях. Я мямлил что-то насчет путей развития науки и, отвечая вопросом на вопрос, спросил Тиздеила, может ли он сам разрешить парадокс, который только что адресовал мне.

«Думаю, что могу, — сказал он. — Но только не сейчас и не здесь».

Я пока не буду демонстрировать вам объяснение Тиз-дейла. Сначала я хочу попросить вас принять участие в небольшом тесте, который поможет вам выяснить, являе­тесь ли вы оптимистом или пессимистом. Знание ответа Тиздейла на вопрос, почему некоторые люди никогда не становятся беспомощными, могло бы нарушить чистоту нашей с вами проверки.

ПРОВЕРЬТЕ СВОЙ ОПТИМИЗМ

Для ответа на каждый из вопросов вы можете затра­тить столько времени, сколько хотите. В среднем на тест обычно требуется около пятнадцати минут. Среди ответов нет ни правильных, ни неправильных. Важно, чтобы вы прошли тест до того, как прочитаете последующий анализ — чтобы избежать искажения ваших ответов.

Прочитайте описание каждой ситуации и постарайтесь наглядно представить, что все это происходит с вами. Мо­жет быть, вы не попадали в некоторые из описанных ситуа­ций, но это не имеет значения. Может случиться так, что, с вашей точки зрения, ни один из ответов не подходит точно; тогда постарайтесь выбрать и обвести кружком тот из них, который, как вам кажется, точнее подходит. Вам,


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...