Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия помощи




Причины Стратегия
Непривлекательный внешний вид ребенка Консультирование родителей  
Негативное отношение педагога к ребенку Анализ причин, самоконтроль педа­гога за проявлением эмоций
Неадекватная самооценка (зани­женная или завышенная) ребенка Решение личностных проблем ре­бенка  
Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание спосо­бов общения или неумение органи­зовать общение, совместную дея­тельность) Развитие коммуникативных навы­ков  
Отсутствие у ребенка потребности в общении   Коррекция проблем личностного развития, формирование потребно­сти в общении — комплексное взаимодействие педагогов, ребенка и родителей
Частые болезни ребенка   Поддержание опосредованного контакта детской группы с ребенком (педагог может вспоминать о ре­бенке во время его отсутствия, быть посредником в передаче ин­формации между ребенком и дет­ской группой — дети могут с помо­щью воспитателя написать ему письмо, нарисовать для него рису­нок и т. д.)

 

 

ТРУДНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Умение эффективно общаться зависит от многих фак­торов и, в большей степени, от отношений со значимы­ми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо понять их причины. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные — психофизиологические особенно­сти ребенка (определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при пра­вильном воспитании преодолевается к 7—8 годам).

Неред­ко эти факторы действуют одновременно, поскольку взрослые недооценивают (по своему незнанию) или по­просту игнорируют те особенности нервной системы ре­бенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватны­ми воспитательными воздействиями.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер и связа­ны с переживанием ребенком одного из кризисов раз­вития (1 года, 3 и 7 лет). Эти периоды, несмотря на трудновоспитуемость ребенка, свидетельствуют-таки о нор­мальном процессе психического и личностного развития. Воспитательные же воздействия на ребенка, переживаю­щего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому моменту системы от­ношений взрослого и дитя.

Очень важно суметь выявить истинные, глубинные причины неадекватного поведения ребенка, вызывающе­го тревогу у родителей и воспитателей, и наметить пути решения выявленных проблем.

Нарушения общения могут проявляться в следующих формах:

· неспособности сопереживать другому ни в реаль­ной ситуации, ни при прослушивании сказок, про­смотре мультфильмов;

· неумении регулировать свои эмоции и поведение;

· проявлении отрицательных эмоций и страхов по­стоянного характера в процессе общения.

Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся поведенческие проявления, вызывающие трудности в об­щении у дошкольников, а также возможные способы их коррекции.

АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однознач­но отрицательно. С одной стороны, оно является врож­денным защитным механизмом, способствующим адап­тации и выживанию в социальной среде. С другой — мо­жет серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личност­ное развитие в целом.

Агрессивным называют разные типы поведения. На­пример, враждебность, форма гагрессии, чреватая непри­ятностями и для самого носителя, и для его окружения.

Упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно по­лучить результат, достичь цели.

Существует несколько категорий агрессивного пове­дения [31], мы остановимся на двух главных формах, с которыми часто приходится сталкиваться родителям и педагогам.

1. Недеструктивная агрессия — настойчивое, невраж­дебное самозащитное поведение, направленное надостижение цели и тренировку. Такая форма агрессии проявляется у детей с первых месяцев жизни и служит для зашиты потребностей, собственности, прав, она тесно связана с удовлетворением личностных жела­ний, достижением цели, способностью к адаптации.

2. Враждебная деструктивность — злобное, неприят­ное, причиняющее боль окружающим поведение. Проявляется как результат-сильных негативных переживаний, дискомфорта. Переживания и разо­чарования ребенка, которые взрослым кажутся не­значительными, для маленького человека могут оказаться труднопереносимыми именно в силу не-. зрелости его нервной системы, поэтому физичес­кая реакция может быть для него наиболее удов­летворительной и результативной, особенно при ограниченной способности к самовыражению.

Враждебная деструктивность проявляется в форме физической и вербальной (словесной) агрессии.

Физическая может выражаться как в драках, так и в разрушительном отношении к вещам (ребенок разбрасы­вает и ломает игрушки, рвет книги и т. п.). Иногда агрес­сивность и разрушительность совпадают — тогда ребенок швыряет различные предметы в других детей и взрослых. Оскорбления, ругань, дразнилки — выражение вер­бальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.

Причины агрессивного поведения могут отражать различ­ные эмоциональные переживания ребенка. Например:

· боязнь быть обиженным, подвергнуться нападе­нию, получить повреждения; Ф переживание обиды или душевной травмы;

· неудовлетворенная потребность в любви и внимании;

· протест против ограничения каких-либо естествен­ных желаний или потребностей (скажем, в актив­ной деятельности).

Решающее значение в становлении агрессивного по­ведения ребенка имеют характер взаимоотношений в се­мье и стиль воспитания. Характер эмоциональных отно­шений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные по­ступки и действия — вот те параметры, которые психо­лог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком [54].

Для эффективного взаимодействия с ребенком и коррекции его поведения взрослому (педагогу, психо­логу, родителю) необходимо, прежде всего, выяснить причины таких проявлений. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в соци­ально приемлемых формах. Важны постоянство и пос­ледовательность в реализации выбранных взрослыми мер влияния на ребенка.

Основные направления содержания коррекционной работы:

1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия.

2. Удовлетворение потребности ребенка в активности, достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности.

3. Конструктивное определение пределов разре­шенного.

4. Обучение ребенка приемлемому выражению враж­дебности.

5. Управление реакциями агрессивности ребенка с целью его психологического развития.

6. Помощь ребенку и участие при болезненных для него переживаниях.

7. Гармонизация отношений родителей и детей.

Для предупреждения и преодоления агрессивного поведения маленьких детей целесообразно использовать коллективные и ролевые игры, способствующие выработ­ке произвольности правильного поведения, способности к сопереживанию и взаимовыручке.

 

 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с ги­перактивностью — СДВГ) проявляется у детей в импуль­сивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предпи­сания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Для них собственное желание «Я так хочу!» является более значимым, чем любые пра­вила; даже четкое знание правил поведения отнюдь не является условием их выполнения. Интеллектуальный уровень и творческая активность у гиперактивных детей могут быть достаточно высокими, однако продуктив­ность выполнения задания невелика из-за повышенной утомляемости. Фаза сосредоточения составляет от 5 до 15 минут, после чего в течение 3-7 минут мозг нуждает­ся в отдыхе для накопления энергии.

Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процесс общения со взрослыми и сверстни­ками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, мо­жет приводить к конфликтам. Для взрослых особой про­блемой при взаимодействии с импульсивными детьми является невозможность контролировать ситуацию.

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возник­шие в результате осложнений беременности матери и ро­дов, соматические заболевания раннего возраста, физи­ческие и психические травмы. Первые его проявления можно заметить уже в младенчестве, к 6-7 годам он дос­тигает пика, в благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается.

Выявить гиперактивного ребенка в детсадовской группе можно по критериям, предложенным педагогами-психологами Г.Мониной и Е.Лютовой.

Оценка внимания:

· имеет много незаконченных проектов непоследователен в поведении

· не может долго удерживать внимание

· не слышит, когда к нему обращаются

· с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его

· имеет трудности в организации поведения

· теряет вещи

· избегает задач скучных и требующих умственных усилий

· часто бывает забывчив.

Оценка сверхактивности:

· ерзает, крутится

· беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)

· спит намного меньше, чем другие дети (даже в мла­денчестве)

· находится в постоянном движении, «с мотором»» очень говорлив. Оценка импульсивности:

· отвечает уже до того, как его спросят

· не может дождаться своей очереди в игре, на за­нятиях

· часто вмешивается, прерывает говорящего

· плохо сосредоточивает внимание

· не может отложить момент вознаграждения

· не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам

· на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может пред­положить (но не поставить диагноз!), что ребенок явля­ется гиперактивным.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком наи­более эффективна, если она проводится параллельно с вме­шательством психоневролога. Что касается воспитательных воздействий, то педагогу и родителю необходимо, прежде всего, учитывать особенности нервной системы ребенка.

Истощаемость внимания. Учитывая данную особен­ность, предлагайте ребенку поэтапное выполнение дей­ствий, инструкция должна быть простой и краткой. В обучающих занятиях используйте различные методы — чередование активности (вашей и ребенка), чередование деятельности — интеллектуальной и физической (пока­зать что-либо мимикой, в движении, изобразить чувство, психогимнастический этюд). Смена деятельности — по­слушать, пересказать, рассмотреть картинки, предста­вить, нарисовать, поиграть — не только позволяет ребен­ку получить разнообразный опыт, потренировать различ­ные способности, но и поддерживает интерес к занятию. В качестве физкультминутки актуальными будут подвижные игры для развития внимания и наблюдательности. Конеч­но, не следует использовать сразу все методы, выбирайте наиболее соответствующие вашим целям и возможностям. Физическая подвижность. Ели ее не удается ограничи­вать, то необходимо преобразовывать из спонтанной в конструктивную.

Неумение регулировать свои эмоции и поведение. Глав­ная стратегия в работе с такими детьми должна быть на­правлена на повышение субъективной значимости прави­ла и осознанности собственных действий. Необходимо, чтобы действие стало личностно значимым и эмоцио­нально привлекательным. Лучше всего это достигается в играх с правилами. Для достижения развивающего эф­фекта в играх с правилами взрослый должен быть и орга­низатором, и участником игры одновременно. В роли участника взрослый вызывает у детей интерес к игре, со­здает субъективную значимость правил, демонстрирует правильные действия; в роли организатора он следит за соблюдением правил, оценивает и контролирует резуль­таты тех или иных действий детей. Следует заметить, что для ребенка до 5-6 лет предварительное объяснение пра­вил, оторванное от реальных действий, неэффективно для регуляции его поведения. Правила должны выделять­ся постепенно, в ходе самой игры, действия которой нео­днократно проиграны, т. е. необходимо опираться на опыт ребенка.

Кроме игр с правилами, следует использовать дру­гие, тренирующие усидчивость, снимающие напряже­ние, подвижные, направленные на развитие умения со­относить свои действия с инструкцией, контролировать активность.

Для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, организуемые взрослым, например, итог иг­рового занятия. Ребенку предлагается проанализировать игровые действия сверстников и свои собственные с точ­ки зрения соблюдения (несоблюдения) правил, расска­зать о возникших затруднениях. В процессе беседы взрос­лый задает стимулирующие вопросы, совместно с ребен­ком обсуждает альтернативные варианты действий, предлагает ему ту или иную стратегию поведения. Такая совместная рефлексия позволяет ребенку в дальнейшем отслеживать и контролировать свои действия.

Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоциональ­ного контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений [Е. И. Рогов. Настольная книга...]. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержа­ния контактов, не только не знает как общаться с други­ми, но и не испытывает потребности в общении. Причи­нами замкнутости могут быть:

· длительный стресс;

· недостаток эмоционального общения в семье (дли­тельные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют люб­ви к нему и др.);

· индивидуальные патологические особенности эмо­циональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов);

· страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, ма­лый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому.

Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего мира и приспосабливается жить в одиночестве. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Обычно у замкнутого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм и занятиям, хотя участвует в них наравне с другими. Он равнодушно принимает предложения взрослого, послушен, практически никогда не проявляет своей инициативы. При этом малыш может испытывать разнообразные и не всегда положительные эмоции, однако у него нет путей и способов их выразить. Косвенными проявлениями переживания ребенком отрицательных эмоций могут служить навязчивые действия (посасывание пальца, грызение ногтей, царапание кожи, выдергивание у себя волос, раскачивание и пр.). Попытку «разговорить» его, установить с ним внутреннийконтакт, выяснить причины «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт. Замкнутый ребенок часто не нуждается и в физической ласке, или вообще не переносит физических контактов.

Замкнутость качественно отличается от застенчивости И от аутизма, но в поведенческом проявлении они могут быть похожи. В отличие от аутизма (крайней формы от­чуждения, выражающейся в уходе от контактов с окру­жающей действительностью), замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирова­на совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей.

Первостепенной задачей взрослого в работе с таки­ми детьми является установление доверительных отно­шений. Однако само по себе расположение к взрослому не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Для формирования интереса к окружающему и стремле­ния к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ре­бенка появился позитивный опыт таких действий. Необ­ходимо совместное со взрослым действие, способное увлечь и заинтересовать ребенка. Вначале нужно понаб­людать, чем ребенок занимается и что приносит ему в игровых действиях удовлетворение, а затем повторить для него эти действия. Смотреть при этом лучше не в лицо, а на игрушку. Это освободит ребенка от скованно­сти, игра увлечет его — таким образом возникает осно­ва для дальнейшего контакта с ним, с постепенным включением элементов контакта в привычную для ре­бенка деятельность.

Если положительный эффект достигнут, надо после­довательно разнообразить действия, приносящие ребен­ку удовольствие, усиливая эмоции выражением собствен­ной радости, показывая ребенку всю прелесть общих дей­ствий и взаимопонимания.

После закрепления у ребенка потребности в контак­те, когда его обращение к другому человеку становится спонтанным, можно переходить к усложнению форм вза­имодействия и новым играм [35].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...