Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация и защита права человека и гражданина на информацию: проблемы и перспективы развития




Реализации прав граждан способствуют гарантии, так как их основное назначение - обеспечить наиболее благоприятную обстановку, в которой юридический статус личности, закрепленный в законах, становился бы фак­тическим положением каждого гражданина. То есть гарантии помогают во­площению норм законодательства в реальной жизни. Содержание гарантий постоянно изменяется и зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исто­рического развития.[48, c.127]

Любое субъективное право гражданина имеет свою гарантию, так как с точки зрения юридической природы субъективное право и есть гарантиро­ванная законом мера возможного или дозволенного поведения лица. Под гарантией права следует понимать установленные законом условия или ме­ханизм обеспечения реализации конкретного права. Такими условиями мо­гут являться: а) возможность субъекта осуществлять свое право самому; б) соответствующая этому праву субъекта обязанность иных субъектов право­отношения; в) возможность защиты своего права в случае его нарушения.

В юридической литературе существуют различные классификации га­рантий прав граждан. Чаще всего выделяют три основных вида гарантий: общие, юридические и организационные. Общие гарантии в свою очередь подразделяются на материальные, политические, духовные. К юридическим гарантиям относятся гарантии реализации (осуществления) и гарантии ох­раны (защиты). Организационные гарантии обусловлены деятельностью го­сударства, его органов и их должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоотношения, контролирующей, процедурной и режимной деятельности. [49,c.39]

В зависимости от сферы действия гарантии подразделяют на внутриго­сударственные и международные. Следовательно, общие юридические га­рантии прав и свобод также могут быть внутригосударственными и между­народными. Так как общие гарантии (единство экономического пространст­ва, социальное партнерство между человеком и государством, возможность пользоваться своими правами и свободами, защищать свои интересы, идео­логическое многообразие и т.д.) едины для всех прав и свобод, представля­ется более целесообразным остановиться на рассмотрении юридических га­рантий права человека и гражданина на информацию (внутригосудар­ственных и международных). [67, c.187]

В основе либерального подхода лежит признание права на информацию неотчуждаемым правом человека и гражданина. Хотя развитие права может пойти по другому дробному принципу. Например, автор статьи «Право граждан на информацию» Ольга Афанасьева считает, что развитие в будущем должно проходить следующим порядком:

1) состав информации, подлежащей обязательному обнародованию органами государственной власти и органами местного самоуправления; В этом же пункте необходимо указать, какая информация должна предоставляться бесплатно, а также способы и формы ее обнародования и гарантии предоставления.

2) основания, порядок и ограничения для отнесения той или иной информации к информации для служебного пользования.

3) порядок и способы предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

4) закрепление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять информацию по обращениям граждан;

5) четкие правила и процедуры предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям граждан;

6) ответственность должностных лиц за не предоставление информации, неполное предоставление информации, дезинформацию, которые повлекли нарушения прав граждан.

Внутригосударственными гарантиями права человека и гражданина на информацию являются установленные в Основном Законе и иных нормативных правовых актах Российской Федерации пределы прав и свобод гра­ждан, их конкретизация, процессуальные формы их реализации, конститу­ционный контроль и надзор, меры защиты и меры ответственности винов­ных за нарушение прав и свобод личности, процессуальные формы осуще­ствления контроля и надзора и т.д. Анализ юридических гарантий консти­туционных прав и свобод можно осуществлять на основе отраслевого прин­ципа и выделять гарантии государственно-правовые, административно- правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, содержащиеся в дру­гих отраслях права.[63, c.321]

С точки зрения процесса реализации конституционных норм выделя­ются три функции гарантирования: 1) стимулирующая, связанная со стиму­лированием реализации конституционных норм и активности субъектов; 2) право обеспечительная, направленная на непосредственное обеспечение процесса реализации конституционных норм; 3) правоохранительная, за­ключающаяся в охране и защите конституционных норм, в превентивном «подключении» гарантий охраны к процессу реализации. Гарантии могут быть полифункциональными, то есть в одной и той же гарантии часто совмещаются различные функции гарантирования, что и бу­дет показано ниже.

В российском законодательстве предусмотрена возможность субъекта самому осуществлять свое право. Формулировка ч. 4 ст. 29 Конституции показывает, что действия, связанные с осуществлением права свободно ис­кать, получать, передавать, производить и распространять информацию, мо­гут осуществляться субъектом по собственной инициативе в рамках, опре­деленных законом.

Результаты рассмотрения проблем законодательной и судебной практики реализации и защиты права человека на информацию в РФ, приводит к выводу, что для совершенствования законодательства в этой сфере необходимо:

1.Доработать и принять единый закон о праве человека и гражданина на информацию.

2.Разработать и принять закон о личной и семейной тайне.

3.Конкретизировать положения российского законодательства о служебной и коммерческой тайне.

4.Усилить административную и дисциплинарную ответственность должностных лиц за нарушение права человека и гражданина на информацию.

5.Привести все нормативно-правовые акты, касающиеся права человека и гражданина на информацию, в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

6.Принять на федеральном уровне реальные меры по информированию и просвещению российских граждан о том, какими правами в этой сфере они наделены, каковы законные способы реализации данного права.

Право одного субъекта всегда имеет соответствующие ему обязанности другого. Таким образом, если у гражданина есть право на получение ин­формации, то должна существовать обязанность предоставить ее. Такая обязанность существует у государственных органов. Ведь признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека - это обязанность государства, его основная функция. Указанная обязанность должна соблюдаться как фе­дерацией в целом, так и отдельными ее субъектами, а также действующими в стране общественными объединениями. Они должны обеспечивать эти права и свободы в границах своих полномочий.

Главная роль в этом процессе принадлежит государству, так как оно закрепляет и защищает права и свободы человека и гражданина. Гарантии права человека и гражданина на информацию, закрепляющие обязанность государственных органов и их должностных лиц содействовать гражданам в реализации их прав и свобод, чаще всего выполняют право обеспечительную и стимулирующую функции. К ним относятся: 1) обязательное предостав­ление на постоянной основе социально значимой информации, а также ин­формации, жизненно важной для индивида; 2) формирование качественных информационных ресурсов; 3) обеспечение свободного доступа к информа­ции из государственных информационных ресурсов; 4) обеспечение полу­чения запрашиваемой информации в определенный срок. Лишь гарантия установления порядка доступа к информации носит прав обеспечительную функцию, а гарантия, связанная с ответственностью должностных лиц за действия, противоречащие законодательству, выполняет правоохранитель­ную функцию. Указанные гарантии заложены в нормах, закрепленных в различных законах.[53, c.241]

Например, Конституция РФ 1993 г. устанавливает обязанность органов государственной власти официально публиковать законы. Законы, не опуб­ликованные официально, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). А в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ указывается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосред­ственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.[1]

В п. 3 Указа Президента РФ «О дополнительных гарантиях граждан на информацию» устанавливается, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражает­ся в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес и затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании о предполагаемых или принятых решениях; в осуществ­лении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, - на государственных языках субъектов РФ и языках народов РФ. Сообщение информации на иностранном языке без перевода на русский язык расценивается как непредоставление покупателю информации и влечет за собой последствия п. п. 3, 4 ст. 495 ГК (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ N 7). [4]

Положения проекта Федерального закона «О праве на информацию» развивают идеи, заложенные в Российской Конституции. В ст. 5 этого про­екта перечислены случаи, в которых органы государственной власти и ме­стного самоуправления, а также организации должны сообщать для всеоб­щего сведения информацию, ставшую известной им при осуществлении своей деятельности (если она может предотвратить угрозу жизни или здо­ровью граждан, если требуется пресечь сообщение недостоверной инфор­мации, если она имеет или может иметь общественно значимый характер).

Государственные органы должны не только предоставлять информа­цию гражданам, но и способствовать формированию информационных ресурсов для создания эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ (ч. 1,2 ст. 3 Федерального закона «Об инфор­мации, информатизации и защите информации»).[7]

Статья 12 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует реализацию права на доступ к информации из государственных информационных ресурсов. Граждане называются в числе пользователей информационными ресурсами. Они не обязаны обос­новывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения за­прашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ог­раниченным доступом. Граждане могут использовать информацию, полу­ченную ими из государственных ресурсов «для коммерческих целей» (ч. 2 ст. 12). При этом они обязательно должны ссылаться на источник информа­ции.[7]

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях, о защите информации» устанавливаются и другие гарантии предоставления инфор­мации. Согласно ст. 13 этого закона гарантии этого права следующие:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций. В преде­лах своей компетенции они осуществляют массовое информационное обес­печение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим социально значимый интерес.

2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, указанным в п. 1, мо­жет быть обжалован в суд.

3. Комитет при Президенте РФ по политике информации организует регистрацию всех информационных ресурсов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права граждан на доступ к информации.

4.. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Прави­тельство РФ. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств фе­дерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Таким образом, га­рантии, закрепленные в одном нормативно-правовом акте, дополняют га­рантии, установленные в другом, давая человеку более широкие возможно­сти для реализации права на информацию.

Ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях о защите информации» устанавливает юридическую ответственность владельца информации за нарушение правил работы с информацией в порядке, преду­смотренном российским законодательством. Под нарушениями подразуме­вается бесконтрольное копирование, передача, обмен, продажа и уничтоже­ние информации и т.д. То есть имеются в виду ситуации, когда владелец информации ведет себя как ее собственник.[43, c.139]

Отдельно закон регулирует доступ граждан и организаций к информа­ции о них самих (ст. 14). Граждане и организации имеют право на доступ к подобной информации, ее уточнение в целях обеспечения ее полноты и достоверности, знать, кто и в каких целях пользуется или пользовался этой информацией. Они могут получать информацию о себе по первому требо­ванию и бесплатно, а владелец информации, соответственно, обязан ее пре­доставить. Лица, предоставляющие государственным органам информацию о себе по их требованию, в случаях, когда такое предоставление информации предусмотрено законодательством РФ, могут бесплатно пользоваться ею. Гарантией осуществления рассматриваемого права можно также счи­тать существование в российском законодательстве института авторского права. Данный институт наиболее тесно связан с правомочиями граждан по производству и использованию по своему усмотрению (распространению или хранению) произведенной ими информации (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»).[12]

Большую роль в информировании граждан играют средства массовой информации. Необходимость получения полной и качественной информа­ции трудно переоценить. Поэтому в действующем законодательстве боль­шое место отводиться регулированию получения сведений средствами мас­совой информации и последующее ее распространение и передача.

Основные обязанности средств массовой информации, выполняющие право обеспечивающую и стимулирующую функции в этой сфере, следую­щие: 1) полное и качественное освещение деятельности органов государст­венной власти и важнейших событий в жизни страны и в мире; 2) опровер­жение недостоверной информации, слухов и т. д.

Так, например, в Указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. говорится о важности роли средств массовой информации в освещении деятельности государст­венных органов всех ветвей власти. В этом Указе подчеркивается необхо­димость создания циклов передач (программ), разъясняющих деятельность государственных органов; доведения до сведения граждан основных поло­жений правовых актов и решений государственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики в день их выпуска; доведения содержания выступлений депутатов в прениях по законопроектам до сведе­ния их избирателей и т.д. (п. 4-7 Указа).[2]

Естественно, для того, чтобы передавать качественную и достоверную информацию надо получать таковую самим. В п. 7 вышеупомянутого Указа говориться, что необходимо заблаговременное извещение телерадиовеща­тельных компаний о предполагаемом рассмотрении наиболее важных во­просов, представляющих общественный интерес. Таким образом, государ­ство берет на себя обязанность следить за тем, чтобы информация о дея­тельности его органов своевременно, без каких-либо задержек доходила до граждан.

Редакции средств массовой информации имеют право самостоятельно запрашивать информацию о деятельности государственных органов и орга­низаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос инфор­мации возможен, как в устной, так и в письменной форме.

Правом на получение информации из государственных органов обла­дают не только редакции средств массовой информации, но и журналисты, работающие в этих организациях. Их права в этой области установлены ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно этой статье журналисты обладают следующими правами: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и орга­низации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений, либо их пресс-службы; быть принятыми должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, кроме сведений, составляющих государственную тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видео­техники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, ава­рий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутст­вовать на митингах и демонстрациях; проверять достоверность сообщаемой им информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за их подписью; неко­торыми другими правами, связанными с публикацией подготовленного ими материала.[43, c.29]

В УК РФ также предусмотрена уголовная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237); отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308). Уго­ловно-правовые нормы предусматривают ответственность за распростране­ние ложной информации.

Кроме упоминавшихся уже статей (ст. 129, 130, 306, 307, 309), можно также назвать и ст. 182 - заведомо ложная реклама, т.е. «...незаконное ис­пользование в рекламе заведомо ложной информации относительно това­ров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов). Преступление посягает на права граждан иметь достоверную информацию относительно рекламируемых товаров и их изготовителей, продавцов».[50, c.85]

Возможность судебной защиты поддерживает права граждан. Сущест­вование возможности защиты какого-либо права в суде делает право не просто декларацией, а реально осуществляемым правом.

Согласно закону во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют пра­во на возмещение понесенного ими ущерба (ст. 24 ч. 1). А в соответствии со статьей 62 Закона РФ «О средствах массовой информации» граждане имеют право на возмещение как морального, так и материального вреда, причиненного им в результате распространения средством массовой ин­формации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство граждан, либо причинивших им иной неимуществен­ный вред.

Защита прав и свобод гражданина от различных посягательств на них является одной из важнейших функций государства. Данная функция осу­ществляется всеми государственными органами. В этом случае нет границ между полномочиями федерации и ее членов.[52, c.236]

Кроме вышеупомянутых органов государственной власти общей ком­петенции, существует также ряд органов, обладающих специальной компе­тенцией в области реализации прав и свобод. Функция реализации прав и свобод граждан является главной, если не единственной функцией этих ор­ганов.

Специфичны и решения, выносимые Судебной палатой по информаци­онным спорам при Президенте РФ и предшествовавшего ей органа - Тре­тейского информационного суда, который работал осенью 1993 г. во время предвыборной кампании в Федеральное Собрание РФ. Их решения носят рекомендательный характер в отличие от других судов.[34, c.248]

Третейский информационный суд в своем решении «О содержании предвыборной агитации на завершающем этапе избирательной кампании в выступлениях по телевидению и радио представителей избирательных объ­единений и кандидатов в депутаты» счел необходимым отметить, что со­держание предвыборной агитации кандидата в депутаты В. Жириновского, и некоторых других является примером не­достойного ведения предвыборной агитации, направленной на обман изби­рателей.

Международные юридические гарантии закреплены в международных правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией. Настоящее законодательство РФ в большой степени приведено в соответствие с меж­дународными нормами, но этот процесс еще не закончен.

На международном уровне, так же как и в любом государстве, сущест­вуют органы, чьей непосредственной функцией является защита прав и сво­бод человека. Так, в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод существуют два таких органа: Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. Ими может быть рассмотрено дело гражданина любой страны, подписавшей Конвенцию (Высокой Договаривающейся Стороны).

Европейская Комиссия по правам человека может принять дело к рас­смотрению только после того, как в соответствии с общепризнанными нор­мами международного права были исчерпаны все внутренние средства за­щиты и лишь в течение шести месяцев от даты принятия окончательного внутреннего решения.[80, c.159]

Таким образом, в отечественном законодательстве закреплены широ­кие гарантии реализации рассматриваемого права, которые выполняют раз­личные функции. В своей совокупности они представляют единую строй­ную систему, обеспечивающую право граждан реализовать исследуемое право. Элементы этой системы таковы:

1. Гарантии поиска, получения и распространения достоверной инфор­мации о деятельности государственных органов, органов местного само­управления и их должностных лиц.

2. Гарантии получения физическими лицами достоверной информации, затрагивающей их личные права и законные интересы, у государственных органов.

3. Гарантии возможности проверки качества информации и реализации требования опровержения сведений, не соответствующих действительно­сти.

4. Гарантии получения необходимой качественной информации через средства массовой информации.

5. Гарантии возможности распоряжения полученной информацией по своему усмотрению (то есть передача, распространение, хранение).

6. Гарантии производства информации и использования ее по своему усмотрению (передача, распространение, хранение).

7. Гарантии сохранности общественно значимых сведений, информа­ции о физических лицах.

8. Гарантии обеспечения условий информационной безопасности, за­щиты от воздействия ложной и недостоверной информации.

9. Гарантии защиты права человека и гражданина на информацию в су­де.

В заключение необходимо упомянуть об одной отличительной черте российского законодательства в отношении права гражданина на информа­цию. С одной стороны, оно предоставляет ряд гарантий права человека на информацию, а с другой - любая из этих гарантий может стать фиктивной (простой формальностью), так как возможность гражданина осуществить свое право на информацию может быть блокировано государством в любой момент, при том самым законным способом. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ «органы государственной власти и органы местно­го самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено зако­ном.» Данное положение призвано ограничить произвол государственных органов в сфере сбора хранения и распоряжения собранной о гражданах информацией. Однако каких-либо гарантий возможности получения от го­сударственных органов всей требуемой информации в законе не предусмот­рено, так как гражданин не может заранее знать, какой объем информации о нем имеется у государственных органов, а, следовательно, у него нет воз­можности сравнить его с объемом информации о нем, представленным ему государственным органом. В данном случае можно рассчитывать только на честность должностных лиц.[1]

Следует также отметить, что закон ограничивает право государствен­ных органов только на получение информации о гражданах из их телефон­ных, почтовых, телеграфных и иных сообщений, но ничто не запрещает го­сударственным органам искать ее другим способом. Представителю соот­ветствующих служб достаточно предъявить свое удостоверение, чтобы по­лучить от соседей и сослуживцев интересующего его лица всю информацию о нем.

Действующая Конституция отводит центральное место правам и сво­бодам человека и гражданина, а федеральное законодательство конкретизи­рует положения Конституции. Одной из целей законодательного регулиро­вания всех вопросов, связанных с реализацией прав и свобод личности, яв­ляется устранение препятствий на пути их реализации.[87, c.390]

Следует отметить, что затронут очень важный для современного российского права вопрос о признании прецедентного права. Эта точка зре­ния представляется довольно интересной, особенно в свете того, что право человека и гражданина на информацию еще недостаточно четко урегулиро­вано на законодательном уровне. Однако формирование прецедентного права не означает, что все вопросы возможно будет решить без принятия ряда законов, так как в странах с системой общего права большое внимание уделяется и развитию статутного права. Следовательно, и для урегулирова­ния вопросов, возникающих при реализации права на информацию, все равно необходима четкая, детально разработанная законодательная база. Нельзя сказать, что прецеденты совсем не известны современному россий­скому праву. Достаточно вспомнить, что у нас регулярно публикуется Бюл­летень Верховного Суда РФ, в котором на примерах отдельных дел из его практики разъясняются положения закона. [42, c.139]

В некоторые зарубежные законы о праве на информацию включены и нормы о государственной и служебной тайне, тарифы на услуги по предос­тавлению информации и случаи освобождения от платы за них, а также ряд других положений, которые в российском законодательстве содержатся в законах: «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «о персональных данных». Конечно, то, что такие положения не помещены в проект закона «О праве на информацию», не является крупным недостатком, но их включение в один нормативно-правовой акт помогло бы просвеще­нию рядовых граждан. Ведь в этом случае им достаточно будет изучить один закон, а не искать необходимые им нормы в нескольких актах. По­следний фактор особенно важен, так как, чтобы разобраться во всем зако­нодательстве, необходимы юридические знания, которыми рядовые граж­дане не обладают.[13]

Анализируя Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», получаем факт, что к числу информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, можно отнести и сведения о факте усыновления (удочерения), охраняемые тайной, так как они вполне могут спровоцировать указанные в законе последствия. Как показывает практика, тайна усыновления (удочерения) в Российской Федерации охраняема, но не сохранима. По мнению автора, на практике в России тайна усыновления (удочерения) – не что иное, как фикция.[10]

В настоящее время назрела необходимость принятия закона «О личной тайне». Это обусловлено не только тем, что в практике применения некото­рых прав граждан, в том числе и права на информацию, возникает много практических и теоретических вопросов, неурегулированных законодатель­ством, но и тем, что этого требуют принципы гражданского общества.

В такой закон необходимо будет включить не только нормы, регули­рующие порядок доступа граждан к сведениям, находящимся у государст­венных органов и касающихся их лично, но и нормы, регулирующие доступ к подобным сведениям иных государственных и муниципальных органов. Гражданам должна быть гарантирована возможность знать в полном объеме о том, какая информация о них находится у государственных органов. При­чем большое внимание необходимо уделить тому, каким образом следует поставить гражданина в известность о такой информации, а также гаранти­ям ее получения. Необходимо решить и вопрос о том, какие частные лица, кроме самого гражданина, могут иметь доступ к подобной информации. От­ветственность должностных лиц за нарушение этого закона должна быть не только конкретизирована, но и реальной.[88, c.174]

Таким образом, были рассмотрены основные проблемы реализации права человека и гражданина на информацию и пути их преодоления. Практика применения права человека и гражданина на информацию может поднять и другие вопросы, но их нельзя будет ре­шить без твердой законодательной базы. Несмотря на все установленные законом гарантии осу­ществления права на информацию, в настоящее время российские граждане еще не могут быть полностью уверены в реальной возможности реализовать это право. Следовательно, необходимо более детальное законодательное ре­гулирование этого вопроса, установление более жестких ограничений для государственных органов, органов местного самоуправления и их должно­стных лиц на получение информации о физических лицах.

 

Заключение

Конституционное право личности на информацию есть новое в интересах российского законодательства, его значение в интересах становле­ния правовой государственности и реализации других прав и свобод велико. Этим и обусловлена важность работы истории его развития, содер­жания и места в системе основных прав и свобод личности, проблем его реализации и защиты.

Одной из причин оформления идеи права на информацию в самостоя­тельный институт была потребность защитить личную информацию и уста­новить четкий порядок ее получения, хранения и пользования.

В России, как и во всех других станах, особо охраняется государственная, коммерческая и служебная тайна, авторское право, а также сведения, касающиеся личной жизни граждан. За передачу и распространение этих сведений в законе установлена юридическая ответственность. Примеча­тельно, что большинство норм, устанавливающих юридическую ответст­венность за разглашение любой тайны, относятся к уголовному законода­тельству. Этим подчеркивается важность правоотношений по получению, передаче и распространению информации. По своей сути ограничение пра­ва на действия по передаче и распространению государственной тайны так­же выступает гарантией конституционных прав и свобод граждан.

Из всего выше сказанного следует то, что все попытки возникновения права на информацию были нацелены на то, чтобы дать возможность контролировать действия правительства и защититься от превышения полномочий государственными органами и их представителями. Таким образом, идея права человека и гражданина имеет длительную историю, но долгое время не была законодательно закреплена. Подобное положение обусловлено в большой степени тем, что законодательное закрепление такой идеи озна­чало бы, в первую очередь, повышение ответственности властей за свои действия и необходимость вовлечения граждан в процесс управления го­сударством. Это к тому же привело бы к сужению полномочий государст­венных органов, с чем не могли согласиться исполнительные власти ни в одной стране. Следовательно, для того, чтобы вести эффективную борьбу за свои права, требовалась значительная группа единомышленников, кото­рую невозможно было собрать в обществе, расколотом на классы.

Следует констатировать очевидную за последние 30 лет либерализацию права и политики в сфере доступа к информации. В 40 государствах были приняты законодательные акты по доступу к государственным информационным ресурсам, в других, имеющих соответствующий законодательный опыт, действующие законы о доступе к информации были подвергнуты существенным изменениям в связи с развитием информационных технологий и общей тенденцией к обеспечению прозрачности функционирования властных институтов. Однако в целом заинтересованность общества в информационной открытости власти не снизилась. Более того, проблема обеспечения такой открытости приобрела особое значение в связи с международно-правовым закреплением права на информацию.

Итак, взаимосвязь права человека и гражданина на информацию с указанными свободами очевид­на. Без права производить и распространять информацию была бы сущест­венно ограничена свобода слова, а без права искать, получать и передавать информацию - свобода мысли.

Таким образом, механизм реализации права человека и гражданина на информацию обладает некоторой особенностью по сравнению с механиз­мом реализации других прав и свобод. Прежде всего следует отметить, что в его реализации задействованы две стороны - гражданин и государствен­ные органы. Эта специфика предопределяется особенностью правоотноше­ния по поиску и получению информации, который представляет собой взаимосвязанный двусторонний процесс. Кроме того, следует отметить раз­личные условия реализации права на информацию российскими граждана­ми и лицами, не обладающими гражданством РФ. Третьей особенностью механизма реализации рассматриваемого права человека является то, что обязанность в правоотношениях по поиску, получению, передаче и произ­водству информации возлагается исключительно на юридических лиц. Особое место в механизме реализации прав и свобод граждан занима­ют гарантии и ограничения, так как они помогают сделать процесс реализа­ции более упорядоченным.

Механизм реализации права человека на информацию обладает опре­деленной спецификой, которая обусловлена несколькими факторами. В процессе его реализации задействованы не только граждане, но и государ­ственные органы, что в свою очередь определяется одним из типов право­отношений, реализующихся в рамках субъектно-объектных отношений по поиску и получению информации. Условия реализации права на информа­цию различны в интересах российских граждан и в интересах лиц, не обладающих граждан­ством РФ. В правоотношениях по поиску, получению, передаче и производ­ству информации юридическая обязанность возложена только на юридиче­ских лиц.

Таким образом, были рассмотрены основные проблемы реализации права человека и гражданина на информацию и пути их преодоления. Практика применения права человека и гражданина на информацию может поднять и другие вопросы, но их нельзя будет ре­шить без твердой законодательной базы. Несмотря на все установленные законом гарантии осу­ществления права на информацию, в настоящее время российские граждане еще не могут быть полностью уверены в реальной возможности реализовать это право. Следовательно, необходимо более детальное законодательное ре­гулирование этого вопроса, установление более жестких ограничений для государственных органов, органов местного самоуправления и их должно­стных лиц на получение информации о физических лицах.

Необходимо принять меры и по реализации программы информирова­ния граждан о том, каким

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...