Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии культурно-досуговой деятельности




Природу и назначение культурно-досуговой деятельности как правило рассматривают в нескольких основных аспектах:

· экономическом, где основное место занимают такие понятия как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность и самоокупаемость.

· Гуманитарном, охватывающем огромный спектр содержания и современных технологий культурно-досуговой деятельности, в том числе частных и отраслевых методик, функций и принципов социально-культурной деятельности, отечественного и зарубежного опыта.

· Организационно-управленческом, где основу составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, контроля и отчетности, проектирования и прогнозирования социально-культурных программ.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на 3 основные группы: общие, функциональные и дифференцированные.

1. Общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы происходящие в культурно-досуговой деятельности (например процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику культурно-досуговых учреждений).

2. Функциональные технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга. (Примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности и ряд других).

3. Дифференцированные технологии представляют собой методики направленные на работу с отдельными категориями и различными возрастными группами населения. К числу данных методик относим: методику организационного досуга детей и подростков; методику молодежного досуга, методику семейного досуга, методику организации досуга лиц среднего пожилого возраста.

В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы включения в культурно-досуговой деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования культурно-досуговой активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

д) методы социологических исследований культурно-досуговой деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие

 

В современном ритме функционирования, как мы видим, немаловажным условием эффективной деятельности учреждений культуры и, в частности, методических служб является профессионализм и компетентность методистов.

Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

– игровые методы,

– упражнения.

– обсуждения,

– создание, проигрывание и анализ ситуаций,

– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

– театрализации.

Практика убеждает, что проведение культурно-досуговых программ в условиях библиотеки невозможно без их целевого финансирования.

Эффективность функционирования хозяйственного механизма современной библиотеки в решающей степени определяет личную заинтересованность каждого члена в результатах своей деятельности. А личная заинтересованность является и непременной предпосылкой формирования и становления коллектива работников, принимающих участие в реализации культурно-досуговых программ.

Технология КДД обеспечивает своей линии «внутреннюю» жизнедеятельность учреждения культуры и в то же время является концентрирующим началом их внешних взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны. Процесс КДД – это процесс многоплановый, сложный, т.к. решает основную задачу – точное соблюдение технологического процесса, направленного на создание оригинальных решений в традиционных формах и выдвижение новых форм на основе инициативного движения народа к культуре в условиях досуга.

Раньше результаты КДД оценивались по масштабности, по охвату участников и зрителей, по яркости подготовки, что зачастую вместо воспитательного результата, к которому якобы стремились субъекты, приводило к парадности.

Технология КДД как система состоит из нескольких подсистем: организационная подсистема (штаты, должностные инструкции, наличие отделов и пр.), подсистема методической деятельности (методические рекомендации, сценарные разработки), психологическая подсистема (формальные и неформальные структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и пр.) Все три подсистемы составляет основу технологию деятельности учреждения.

Результатом КДД является программа, в подготовке и реализации которой сливаются организаторский и методический виды деятельности.

Термин «технология» Кдд отражает совокупность оснований профессиональной, информационной, социально-педагогической и инициативной систем.

 

 

2. Теория социального обмена и её использование в досуговой деятельности библиотек.

Теорию социального обмена развивали наиболее интенсивно американские социологи Джордж Хоманс и Питер Блау. Схема поведения выглядит в нем достаточно жестко: стимул — реакция. Человек стремится к максимальным наградам при минимальных затратах. Согласно этой теории, наше общественное поведение во многом обусловлено ожиданиями, что наши поступки по отношению к другим людям будут вознаграждены тем или иным образом. Отношения между людьми основаны на взаимовыгодном обмене. Человек участвует в культурной жизни потому, что ему это приносит какую-то пользу.

Социологи выделяли четыре принципа вознаграждения:

1. Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

2. Если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

3. Чем выше вознаграждение, тем больше усилий готов затратить человек ради его получения.

4. Если потребности человека близки к насыщению, то он прилагает меньшие усилия на их удовлетворению.

С помощью этих правил Дж. Хоманс объяснял все социальные процессы: социальную стратификацию, социальную борьбу и т.д. По его мнению, прямой и непосредственный обмен между участниками взаимодействия вознаграждениями и наказаниями составляет существо "элементарного социального поведения".

Психологами установлено, что у человека активнодейственное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, когда он глубоко осознает социальную ценность своей деятельности. Это происходит потому, что здесь наиболее четко виден внутренний мир человека, через мотив участия в тех или иных групповых формах культурно-досуговой деятельности. В мотиве деятельности как в фокусе отражается жизненная позиция человека. Каждый человек приходит в коллективы учреждения культуры с психологическими установками, а затем у него в результате общения формируется, изменяется или утверждается мнение по ряду вопросов. Под влиянием коллективных действий это мнение корректируется в определенном направлении, что и оказывает свое влияние на личность и ее поведение. Однако эти изменения происходят не сразу, а постепенно, под воздействием новой информации, общения с новыми людьми и т.д. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, И.В. Бестужев-Лада «для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, одна из форм самоутверждения, потребность молодежи в эмоциональном контакте, сопереживании в информации.

В современных условиях, когда, поглощённые Сетью люди утрачивают самосознание, разрывают социальные связи с живыми людьми, заменяя их виртуальными, обретение культурной идентичности человеком приобретает судьбоносное значение. Демократизация общества обусловила потребность слушателей и зрителей стать активными участниками культурного действия. Как говорит профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУКИ В. Е. Триодин, в социально-культурной деятельности люди духовно творят друг друга.. Клубы, студии, кружки, свободно организующиеся сообщества людей - это не релаксация (лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление), то есть состояние расслабленного отдыха, праздности мысли, бездельного пребывания, а свободная деятельность, объединяющая на добровольной основе единой целью людей, доставляющая психологическое удовольствие от избранного вида активности, дающего осознание собственного духовного роста. Ведущее место в социальной активности человека занимает индивидуальное действие, понимаемое применительно к социально-культурной деятельности как конструирование своего досуга, своего культурного окружения.

Досуговая деятельность библиотеки обусловлена тем, что библиотека является социальным институтом, который наряду с другими выполняет в обществе определенные функции культуры. Специалисты в области социологии определяют ряд функций культуры.

Первой является защитная, которая предполагает создание безопасных условий жизнедеятельности людей. Информация обо все этом храниться в библиотеках. Она используется и на библиотечных мероприятиях, посвященных соответствующим проблемам, например здоровому образу жизни, искусству выживания в экстремальных условиях.

Вторая фундаментальная функция культуры — преобразование и освоение мира. Эту функцию иначе называют креативной. Относительно проведения массовых мероприятий в библиотеке креативной эта функция может быть по мере творческого подхода библиотекаря к созданию массовых мероприятий и по вовлеченности талантливых читателей библиотеки в процесс реализации этой функции в библиотеке.

Третья функция культуры — коммуникативная. Она подразумевает передачу информации во времени и пространстве различными способами, как индивидуальными, так и массовыми. Как говорил Д. С. Лихачев, в случае мировой катастрофы цивилизацию можно восстановить, только если сохранятся библиотеки. Одной из фундаментальных их функций является распространение информации, в том числе и через библиотечные мероприятия.

Четвертая функция — нормативная. Каждый народ на протяжении веков вырабатывал нормы и правила поведения, создавал, формировал ценности, которые служили ориентирами в жизни каждого человека. Право, мораль, идеология нуждаются в пропаганде, поддержке, поощрении за соблюдение их норм и в определенных санкциях за нарушение таковых. Библиотечные мероприятия четко ориентированы на пропаганду общечеловеческих ценностей, а также ценностей национальных.

Пятая функция — релаксационная, функция отдыха. Библиотеки не должны забывать, что свои мероприятия они проводят в свободное для читателей время, которое для каждого является ценностью. Им дорожат, его постоянно не хватает, его стараются проводить максимально плодотворно. Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно- досуговую деятельность.

В наше время практически только библиотека является тем учреждением культуры, которое дает возможность бесплатно отдохнуть, отвлечься от забот, проблем, приобщиться к лучшим образцам культуры и искусства, и наверно самое главное, способствовать раскрытию внутренних творческих потенциалов человека, а также открытию новых граней общения людей, их творческому взаимодействию. Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно-досуговую деятельность.

В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д.

Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Недаром говорят, что культурно-досуговые учреждения – являются посредником между личностью и обществом.

Общение людей различных интересов - сложный и многогранный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и взаимопониманию людей. Высокий эмоциональный подъем в процессе общения усиливает степень мобилизации выразительных средств. Поэтому общение является важнейшим инструментом создания условий, которые способствуют в массовых формах культурно-досуговой программы нарастанию эмоциональных переживаний и сопереживании, настроений и чувств людей. Общение, как и все остальные элементы, должно быть в общих чертах запрограммировано в сценарии массовой формы культурно-досуговой программы, т. е. возможности учреждений культуры и их спонсоров в материальном обеспечении, привлечении художественных сил для решения конкретных задач.

Содержание любой групповой формы может служить источником для самых различных чувств - радости, восхищения, восторга, печали, возмущения, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса восприятия, способствуют созданию его необходимой эмоциональной направленности. Коллективное переживание, чувства оказывают сильное воздействие на человека, помогая ему выработать свое отношение к тем явлениям, которые он наблюдает, к тем мыслям и положениям, которые раскрываются в групповой форме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...