Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Священное Писание о красоте.

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

 

ЦИКЛ 4 «ЧЕЛОВЕК В БОЖЬЕМ МИРЕ»

ТЕМА 4.1. "Красота в деснице Твоей" (Пс. 15)

1. Почему Пасху называют "Красной"?

2. Два подхода к понятию "красота": эстетическое (философское) и религиозно-духовное, мистическое. Как красота проявляется в жизни христианина и как связана она со спасением? Красота как одно из Имен Божьих.

Священное Писание и святые отцы о Красоте.

1. Пасха называется "красной", т.е. красивой, святой, главной. Праздник Пасхи — праздник благодарности, ведь именно благодарность лежит в основании христианства. Только благодарный человек способен к подлинной радости.

 

2. Согласно одному из определений философской науки красота — "эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение".

Согласно учению Православной Церкви, в собственном смысле Красотой является Сам Бог. Он есть Красота Первопричинная и Первообразная. Созданный Богом мир и особенно образ Божий человек отражают первичную, не созданную, вечную, всесовершенную и высочайшую красоту Бога.

Подвопросы. Играет ли видимая красота вещей принципиальную роль в деле спасения человека или она необходима лишь на первой, «чувственной» ступени богопознания, а затем необходимость в ней естественным образом отпадает? Нужна ли красота мира тому, кто хочет отрешиться от мира? Что есть утрата красоты – достижение бесстрастия или потеря связи с Красотой Истинной, с Богом?

Можно услышать мнение, что православие индифферентно к видимой, чувственной красоте, относя ее сугубо к душевной сфере (Ср. также: "Молодой монах пренебрегает всем миром, а старый монах подбирает даже подметку на дороге" (Симеон Афонский).

Мы слышим: "Это всё душевное, а мы ищем духовного!" - Это до определенной степени верно, однако, прежде чем браться за “Добротолюбие”, надо бы сдать “экзамен” на вежливость и предупредительность, проверить себя на обязательность и постоянство, и, конечно, ничто так не будит душу, как внимание к прекрасному.

Святые Отцы дали название аскетическому сборнику " Добротолюбие " - с греческого - " любовь к Красоте ". Святость подлинно прекрасна.

Прп. Макарий Египетский говорит, что человек, уязвлённый любовью к Божественной Красоте, "связан и упоён ею, погружён и отведён пленником в иной мир" (Добротолюбие, т.I).

Человеку грубого нрава, равнодушному к прекрасному, труднее услышать и воспринять Евангельскую весть.

А чуткая душа способна вслушиваться в мир, его смыслы и гармонию.

 

Священное Писание о красоте.

- «О, как велика благость Его и какая красота Его!» (Зах. 9:17) - речь о красоте Бога

Новый завет указывает на бессмысленность красоты в ее сугубо земном понимании:

- «Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота [благолепие] вида ее; так увядает и богатый в путях своих» (Иак 1:11)

- Если же нарядность полевых лилий и превосходит красоту царских одежд Соломона (Мф. 6:28–30), то никакого самостоятельного значения это не имеет, — имеет лишь достоинство повода к обнаружению безумия нашего маловерия, нашей озабоченности пищей, питием и одеждой, в то время как «Бог так одевает» даже полевую траву.

- Неуместность в христианском укладе бытия античного «косметизма» мы видим в 1-м Послании ап. Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом».

 

Святые отцы о красоте в различных смыслах:

- Бог есть наивысшая красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его (прп. Макарий Египетский)

- Подлинно неизреченны и неописанны молниеносные блистания Божией красоты: ни слово не может выразить, ни слух вместить (свт. Василий Великий)

- Все вокруг нас – это капли любви Божией. – Радуйтесь тому, что окружает нас. Всё нас учит и ведет к любви Божией. Все вокруг нас – это капли любви Божией; и одушевленное, и неодушевленное, и растения, и звери, и птицы, и горы, и море, и закат, и усыпанное звездами небо. Это маленькая любовь, через которую мы приходим к Любви великой, ко Христу. У цветов, например, своя красота...Чтобы стать христианином, нужно иметь душу поэта, нужно стать поэтом. "Грубых" душ Христос не желает иметь рядом с Собой. Христианин, пусть лишь тогда, когда любит, является поэтом, пребывает в поэзии. Поэтические сердца глубоко проникаются любовью, закладывают ее внутрь сердца, обнимают ее и глубоко чувствуют.

Пользуйтесь прекрасными мгновениями! – Они располагают душу к молитве, делают ее тонкой, благородной, поэтичной... Природа – это таинственное Евангелие. Но когда внутри человека нет благодати, тогда не поможет ему и природа. Природа нас пробуждает, но она не может привести нас в рай (св. Порфирий Кавсокаливит)

- Внешний мир с его красотами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотой мира, есть душа возвышенная, но человек, достигший совершенства, созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит. Господь сказал про душу человека, любящего Бога: Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Непостижимо, как это в маленьком сердце помещается Сам Господь, а где Господь, там и рай, там и Царство Божие. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21).

Нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Некоторые подвижники даже отвращали от него свои взоры оттого, что созерцали красоту Горнего мира. Действительно, кто познал высшее блаженство, тот нечувствителен к земным утешениям. Но для этого познания надо иметь высокую душу (св. Варсонофий Оптинский)

- Бог как Красота – это единственная постоянная и вечная Красота, то есть то, что, в качестве Красоты, не преходит и не изменяется (св. Дионисий Ареопагит)

- Грехопадение Адама и Евы привело к изменению в плане богоданной для всего сотворенного сущего красоты. В мир, наделенный красотой, вошло явление, противоположное красоте – можно назвать его безобразностью. Человек утерял благодать, совершил «бегство из Красоты » (см. прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 64)

- Вы говорите: «Где Господь?» - На обочине жизни вашей, оттого и жизнь ваша уродлива. Будь Господь в центре ее... и жизнь ваша выпрямилась бы » (свт. Николай Сербский)

Дополнительно по теме:

- «Крест — красота Церкви». Церковь «украшается» кровью мучеников.

- Христианская аскеза именуется «художеством». Главнейшее использование творческого дара – это дар «художества» в отношении собственной души. Тончайшая вещь - душа - требует очень внимательного и творческого подхода. Отцы сравнивали труд человека на поприще украшения души добродетелями, с трудом художника. Святые отцы художеством называют также и умную молитву (подробнее см., напр., труды Паисия Величковского).

- Красота может быть благом, но может быть и злом для христианина (и вообще всякого человека) – если с ней связаны неподобающие, страстные состояния души. В этом отношении красота нейтральна в плане спасения. Однако если наше устроение по вектору своего движения соответствует замыслу Божиему, если красота используется нами исходя из ее естественных функций, то в этом случае роль и значение красоты для православного мировоззрения очень велики. Красиво в истинном смысле то, что следует своему естественному предназначению, то есть замыслу Божиему, – это одна из основных предпосылок святоотеческой мысли.

- В Церкви мы встречаем и внешние выражения красоты: иконы, пение, архитектуру, богослужения, гимнография, общее благоукрашение, благолепие.

- Высшее предназначение человека это обожение, раскрытие в себе красоты небесной, Царствия Божьего, которое внутрь нас.

- Т.о., православное учение о красоте распространяется на все сферы жизни человека – от сферы трудовой деятельности до сферы мистического опыта.

ВЫВОДЫ: _________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...