Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




  • принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
  • принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
  • принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка;
  • принцип культуросообразности(включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);
  • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья(признание подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности);
  • принцип здоровьетворческой активности(опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни);
  • принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;
  • принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных, культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.
  • принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что позволяет утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

Социально-педагогическая работа есть системная деятельность, направленная на помощь ребёнку в самоорганизации, формировании культуры здоровья и здорового образа жизни, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий: всесторонняя педагогическая диагностика, изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, а также гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы – психологов, социальных педагогов.

Существует несколько групп критериев успешной социализации, позволяющих оценить эффективность социально - педагогической деятельности образовательного учреждения. Эта классификация разработана известным учёным Л.Е. Никитиной. Основные из них, имеющих отношение к участию школы в процессе социализации детей, следующие:

- критерии здоровья;

- критерии психологического комфорта;

- критерии обучения;

- критерии развития;

- критерии воспитания;

- критерии социальной устойчивости.

Воспитание и обучение будет проходить эффективно, если оно базируется на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она подчинена главной задаче – разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления. Основным назначением диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в детском обществе, в семье, «ребёнок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов.

Современная социальная педагогика трактует социум как совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит производство социальных групп и отдельных индивидов.

В последние годы наблюдается значительное усиление внимания к проблемам семьи, её воспитательного потенциала, поиску путей активного сотрудничества школы и семьи. Это естественно и закономерно: семья – наименьшая ячейка общества, в ней, как в капле воды, отражаются его проблемы, тенденции развития. Напряжённый режим жизни, особенно в условиях города, воздействия многочисленных стрессовых факторов, рост тревоги, агрессивности людей, подчас ломка традиционного жизненного уклада - всё это отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, культуры здоровья, выбора им образа жизни, на степень включённости родителей в социально – педагогическую среду. В полиэтнической среде особенно необходимо тесное сотрудничество семьи и школы.

Анализ научной литературы позволяют сделать заключение о том, что семью необходимо педагогизировать с целью повышения её влияния на социализацию личности ребёнка, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Одной из основных задач является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка. Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность. Помочь подростку, юноше или девушке подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.

Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:

природа и родной язык;

общение в семье, в школе, окружающая среда;

его деятельность;

средства массовой информации, искусство, литература;

образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через социализации личности подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного образовательного учреждения, научное обоснование технологии социального воспитания личности.

В рамках данного направления экспериментального исследования предлагается изучение структуры образовательного процесса для определения степени влияния его основных компонентов на эффективность социализации личности

цели; субъекты и объекты, характер взаимодействия участников педагогического процесса;

содержание образования;

формы организации и технологии педагогического процесса;

педагогическая диагностика (мониторинг результатов педагогического процесса);

критерии эффективности; организация взаимодействия с окружающей средой.

По результатам экспериментальной работы предполагается разработать вариативные образовательные программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Мониторинг

Так как образ жизни человека развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни, деятельности, общения, каждая из этих сфер предъявляет особые требования к личностным качествам. Социально значимые качества личности лежат в основе социальной, гражданской, профессиональной позиции личности – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, социально-экономической, политической и профессиональной деятельности. Это и система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций (В.А. Сластенин).

Иерархически структура направленности личности на здоровый и безопасный образ жизни представлена следующим образом:

- направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству;

- направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности;

- направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности).

В рамках осуществления настоящего проекта на первом этапе исследования предлагается произвести оценку экспериментального учреждения образовательного по следующим позициям:

а) культура здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

б) вариативность образования (ассортимент элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, форм обучения, дополнительное образование);

в) ассортимент образовательных услуг в ОУ;

г) связи с другими учебными заведениями, учреждениями культуры, здравоохранения, «открытость школы»;

д) уровень материально-технического оснащения образовательного процесса;

ж) уровень развития профессионального мастерства педагогического коллектива;

з) окружающий социум, родители учащихся

 

Общим результатом исследования должны стать:

· действующая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

· научно-методические и практические рекомендации по системе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, включающая целевой, содержательный, организационно-управленческий и результативный компоненты для руководителей ОУ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных специалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...