Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




Примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История мировой культуры

 

 

2011 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):

070214«Музыкальное искусство эстрады» (по видам)

073002«Теория музыки»

073101«Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов)

073401«Вокальное искусство»

073403«Сольное и хоровое народное пение»

073502«Хоровое дирижирование»

 

Организация-разработчик: Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева

 

Разработчики:

 

Хуснуллина Алия Азатовна, преподаватель истории мировой культуры

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер

©

©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  
5. ПРИЛОЖЕНИЕ    

 

Паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История мировой культуры

Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 070214 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам), 073002 «Теория музыки», 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов), 073401 «Вокальное искусство», 073403 «Сольное и хоровое народное пение», 073502 «Хоровое дирижирование».

Примерная программа учебной дисциплины может быть использованав программах дополнительного профессионального образования, системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области музыкального искусства.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

История мировой культуры относится к циклу профильных учебных дисциплин ОД.02.01.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель Истории мировой культуры — формирование профессиональной компетентности будущего специалиста и элементов основных видов профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

- сформировать общие компетенции;

- сформировать професииональные компетенции.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося 54 часа.

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 108
в том числе:  
практические занятия 60
контрольные работы 8
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 54
в том числе:  
Реферат Медиа-проект Эссе Социальный проект Подготовка к практическим занятиям Внеаудиторная самостоятельная работа 6 10 12 4 12 10
Итоговая аттестация в форме - зачёт

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины История мировой культуры

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1 Культура: понятие, определения и типы Содержание учебного материала Предмет истории культуры. Определение культуры, эволюция термина «культура». Понятия «инкультурация», «аккультурация», «социализация», «индивид», «человек», «личность», «социальный статус», «социальная роль». Типология культур. Методология изучения культуры. Соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации, культуры и искусства. Значение музыкального искусства в жизни человека. Взаимодействие музыканта и слушателя.    
Практические занятия Защита реферата «История специальности»  
Самостоятельная работа обучающихся Работа над рефератом  
Раздел 2 Культура древнего мира      
Тема 2.1 Культура древнего мира Содержание учебного материала Проблема периодизации и локализации очагов первобытной культуры. Основные теории антропогенеза и культурогенеза. Роль развития языка и речи. Возможности исследований «традиционных» культур для понимания особенностей сознания первобытного человека. Представления о мире и формирование религиозных верований: анимизм, фетишизм, культ предков, тотемизм, магия. Отражение религиозных представлений и «картины мира» в первобытном искусстве: живопись, пластика, мегалиты. Назначение и функции первобытного искусства. Материальная культура. Ритуализм и табуирование. Гендерная структура: патриархат и матриархат.    
Практические занятия Семинары по темам раздела  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинарам  
Тема 2.2 Культура Древнего Востока Содержание учебного материала Цивилизации Месопотамии: хронологические и географические границы. Способы фиксации и хранения информации. Возникновение письменности. Шумерская мифология. Литература, искусство и архитектура Древней Месопотамии; Древнего Египта: проблема периодизации истории Древнего Египта. Формирование мифологии. Культовое искусство: строительство пирамид и храмов. «Тексты пирамид» и «Книга мертвых». Мумификация и развитие скульптуры. Культу фараона. Культурные функции жречества. Реформы Эхнатона; Древней Индии: Периодизация. Хараппская цивилизация: материальная культура. Индоевропейцы и арийские племена. Система каст и варн. Ведическая эпоха древнеиндийской культуры. Брахманизм. Веды. Упанишады. Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. Буддизм. Понятия кармы, сансары, нирваны, дхармы, артхи, махаяны, хинаяны, будды и бодхисатвы. Индуизм. Научное знание. Культовое искусство; Древнего Китая: периодизация. Мифология. Система И-цзин. Даосизм: «ян» и «инь», Лао-цзы. Конфуция и конфуцианство. Культ Неба и предков. Власть императора. Строительство Великой Китайской Стены. Храм Неба в Пекине. Поэты Древнего Китая. Технические открытия в Древнем Китае: изобретение пороха, бумаги, печатного станка. Великий шёлковый путь; Древнего Ирана: Эламский период. Дуальность зороастризма. «Авеста». Культура Мидии. Дворец в Экбатанах. Ахеменидская держава. Дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Монументализм искусства. Митраизм. Парфия; Палестины: история еврейского народа. Израиль и Иудея. Библия. Строительство Соломонова храма. Падение и возрождение Иерусалима. Ветхий Завет. Монотеизм. Образ Яхве. Пророчество и мессианизм. Понятие закона.    
Практические занятия «Древние тексты и тексты древних»  
Самостоятельная работа обучающихся Изучение дополнительной литературы  
Тема 2.3 Культура Европы: кельты и германцы Содержание учебного материала Кельтская цивилизация. Периодизация и географические границы. Кельтская мифология. Бретонские, уэльские и ирландские памятники. Материалы архитектуры, скульптуры, мелкой пластики, ритуальные и бытовые предметы, украшения. «Книга захватов Ирландии». Кельтские праздники. Сиды и Северные острова. Друидизм: происхождение и распространение, функции. Огамическое письмо. Материальная культура и структура повседневности. Художественные традиции кельтов. Культура древних германцев. Материальная культура древних германцев. Вождество и появление дружин. Формирование дружинной этики и культуры. Значение оружия и отношение к нему. Мифология древних германцев. Руны, христианизация и латинский алфавит.    
Практические занятия Семинар «Репрезентация кельтской культуры в современности»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару  
Тема 2.4 Античная культура Древней Греции и Древнего Рима Содержание учебного материала Понятие «античная культура»: появление и эволюция. Культуры региона Эгейского моря. Критская цивилизация. Отражение верований и культов в критском искусстве. Микенская культура. Троянская война. Гомеровский и архаический периоды. Складывание культуры полиса (Афины, Спарта). Особенности политической культуры греческих городов. Оформление мифологии (Гомер, Гесиод). Развитие греческой мифологии. Понятия космоса и хаоса. Храмовая архитектура: ордерная система, скульптура. Понятия калокагатии и агонистики, культуры и пайдейи. Праздники и игры в древнегреческой культуре. Появление драмы и театра (Эсхил, Софокл, Еврипид). Появление философии (Сократ, Платон, Аристотель). Учреждение Академии и Лицея. Киники. Классическая эпоха древнегреческой культуры. Греко-персидские и Пелопонесская войны. Научное знание древних греков. Натурфилософия. Милетская школа. Пифагорейцы. Эллинизм. Роль Александра Македонского. Изменение системы ценностей, ее отражение в философских и религиозных учениях: стоики, скептики, эпикурейцы. Понятие «атараксия». Периодизация и локализация древнеримской культуры. Этруски и их культурное влияние. Специфика мифологии. Сенека. Цицерон. Политическая культура Рима. Наука и образование. Риторика. Урбанистические традиции и развитие архитектуры. Идея «вечного города». Культ войны. Роль цирка в жизни римского общества. Культ императора. Религиозные и военные праздники. Римское право. Романизация «варваров». Возникновение христианства. Истоки христианского учения. Общины Мертвого моря: образ жизни, этика, особенности учения. Личность Иисуса Христа. Структура Нового Завета. Гонения на христиан. Культура катакомб. Возникновение монашества. Появление гностических школ в Александрии. Коптская культура. Неоплатонизм и его соотношение с христианским учением. Ориген и Тертуллиан.    
Практические занятия Семинар «Наследие античности»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару  
Тема 2.5 Доколумбовые цивилизации Америки Содержание учебного материала Локализация, периодизация. Материальная культура. Ольмекская культура. Строительство культовых центров: Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Сан-Андрес. Культовое искусство. Верования и культы. Земледельческий календарь. Письменность. Теотиукан: формирование основ архитектуры. Майя: культурные истоки, периодизация. Архитектура и искусство культовых центров: Копан, Ушмаль, Чичен-Ица и др. Мифология. Календарные системы. Представление о мирвой истории. Развитие математических и астрономических знаний. Письменность. Тольтеки, сапотеки, миштеки и др. Ацтеки: формирование культуры и государства. Теночтитлан. Практика жертвоприношений и ацтекский календарь. Искусство и мифология. Инки: культура земледелия и особенности образа жизни. Жречество. Роль Великого Инка. Кипу. Боги и культы. Архитектура и искусство. Культуры индейцев Северной Америки: общая характеристика. Материальная культура и художественное творчество. Особенности верований. Шаманизм. Судьбы американских культур в эпоху Великих географических открытий и Конкисты. Отношение европейцев к индейским культурам.    
Практические занятия Семинар «Исчезнувшие цивилизации»  
Контрольная работапо темам семестра  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару и контрольной работе  
Раздел 3 Культура Средневековья      
Тема 3.1 Культура Византии Содержание учебного материала Периодизация истории и культуры Восточной Римской империи. Античные традиции и культурная самобытность Византии. Вклад восточных отцов церкви в развитие христианского учения (Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и др.). Мистицизм восточного богословия: Каппадокийская школа, сочинения Дионисия Ареопагита. Представления о мире: антиохийская и александрийская школы. Формирование христианской литературы: агиография, хроники. Культура повседневности византийцев. Золотой век византийской культуры в правление Юстиниана I. Формирование византийской эстетики. Иконоборчество. Разработка теории образа (Феодор Студит, Иоанн Дамаскин и др.) и иконографического канона. Основные эстетические направления: патристическое и антикизирующее. «Ренессансы» периодов правлений Македонской династии и Комнинов. Крестовые походы. Михаил Пселл. Распространения аскетизма. Исихазм Григория Паламы: понятие духовного наслаждения. Студийский монастырь. Антикизирующие тенденции в культуре эпохи Палеологов. Византийский гуманизм (Георгий Гемист Плифон, Феодор Метохит и др.).    
Практические занятия Семинар «Величие Византии»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару  
Тема 3.2 Культура Древней Руси Содержание учебного материала Особенности русской культуры: замкнутость, соборность, локальность, имперсональность. Культура восточнославянских племен. Язычество. «Слово о полку Игореве». Принятие христианства. Влияние Византии на русскую культуру. Структура православного храма и декор. Иконопись. Структура иконостаса и значение. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Симон Ушаков. Особенности архитектуры центров средневековой Руси: Киев (византийская традиция), Владимир (декоративная резьба по белому камню), Новгород (суровая монументальность). Московская архитектура. Кремль. Московское барокко. Шатровые храмы. Парсуна как зарождение светского портрета. Возникновение театра. Развитие идеи «Москва – третий Рим». Возникновение многоголосного партесного пения. Партесный концерт как проявление барокко в русской музыке. Музыкальное творчество Н.Дилецкого и В.Титова.    
Практические занятия Семинар «Особенности древнерусской культуры»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару  
Тема 3.3 Культура раннесредневековой Европы Содержание учебного материала Периодизация. Формирование культурного единства Западной Европы: оформление христианского культа и церковной системы. Августин Аврелий. Остготский, Вестготский, Нортумбрийский, Каролингский «ренессансы» раннего Средневековья. Деятельность Григория Великого, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного и др. Вселенские соборы. Патристика. Сотериология. Становление церковной архитектуры. Романский и готический стили. Принцип комментирования текста в литературе. Тексты священные: творения отцов церкви, агиографические сочинения, видения. Тексты мирские: правды, королевские зерцала, хроники, этимологии и энциклопедии. Культура крестьян. Городская культура. Возрождение светского образования. Университетская культура. Схоластика. Номинализм и рационализм. Нищенствующие ордена: доминиканцы, францисканцы и др. Св.Франциск Ассизский. Типы, функции монастырей и повседневная жизнь клира. Бенедиктинцы: вклад в науку и образование. Становление христианского рыцарства: от профессиональной группы к сословию. Формирование маркеров рыцарства, этики и эстетики. Духовно-рыцарские ордена и крестовые походы. Путь св.Грааля. Куртуазная культура. Культ прекрасной Дамы. Рыцарская литература. Витражи. Книжная миниатюра.    
Практические занятия Семинар «Культура повседневности средневековой Европы»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару  
Тема 3.4 Культура Возрождения и Реформации в Европе Содержание учебного материала Понятие «Ренессанс». Новая концепция человека и понятие «гуманизм». Гендерная история эпохи Возрождения. Аристократические кружки. Идея историчности языка и «идеальная латынь»: Данте и Петрарка. Антиклерикализм. Распространение научных и технических знаний. Книгопечатание. Художественная культура Возрождения. Развитие жанра портрета. Джотто, Донателло. Влорентийское искусство при дворе Л.Медичи: Сандро Боттичелли. Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан. Расцвет голландской школы живописи. Ян Ван Эйк. Фантастика и сатира И.Босха. Питер Брейгель Старший. Гравюры А.Дюрера. Эстетика празднества: карнавал. Возрождение магии. Герметизм. Вера в ведьм. Инквизиция. Типологии ведьм. Понятие «малефиция». Ведовская и антиведовская литература. Представление о шабаше. Гонения на ведьм. Культура Реформации и Контрреформации. Особенности повседневной жизни протестантских общин. Этика пуританизма. Протестантские переселенческие колонии. Книжная культура. Перевод Св.Писания на национальные языки. Контрреформация: формы противостояния протестантизму. Игнатий Лойола. Тридентский собор и постреформационный католицизм. Профессиональная музыка в храме: григорианские хоралы, гимны, становление многоголосия.    
Практические занятия Семинар «Возрождение и Реформация как мировоззренческий поворот»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару  
Тема 3.5 Арабо-мусульманская культура Содержание учебного материала Джахилийский период. Городское население и кочевники-бедуины. Бедуинская поэзия и ее значение. Политеизм у древних арабов. Мухаммад. Распространение ислама. Идея теократического государства. Кааба. Коран. Столпы веры. Понятие «адаб». Течения в исламе: суннизм, шиизм, исмаилизм, суфизм. Знание и система образования в арабском халифате. Научные достижения. Энциклопедизм (Ал-Бируни, Ал-Фараби, Ал-Кинди и др.). Арабский рационализм (Ибн Сина, Ибн Рушд) и арабская мистика. Античное наследие в арабской науке. Художественная культура. Городская культура и архитектура. Функции мечети. Импровизационный и орнаментальный характер арабской культуры. Арабески. Мавританский стиль архитектуры. Андалусия. Альгамбра. Литературное наследие арабо-мусульманской культуры (Абу Нувас, Омар Хайам и др.). Влияние крестовых походов на повседневную культуру Ближнего Востока. Реконкиста. Завоевания Османской империи.    
Практические занятия Семинар «Влияние эпохи арабского халифата на культуру Европы»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару  
Тема 3.6 Средневековая культура Юго-Восточного и Дальневосточного регионов Содержание учебного материала Проблема феодализма на Востоке. Процессы распространения индуизма и буддизма в Юго-Восточную Азию. Формирование Кореи, Вьетнама и Японии как государств. Самураи. Сегунат в Японии. Влияние «домов» на культуру и повседневный быт средневековой Японии. Синтоизм и дзэн-буддизм. Проникновение ислама на Юго-Восток и Дальний Восток. Великий шелковый путь. Вторжение монголов в Индию и Китай. Влияние маньчжурской правящей династии на культуру Китая. Султан Бабур. Империя Великих Моголов. Тадж-Махал. Колонизация голландцами, англичанами и испанцами Африки, Индии, Юго-Восточной Азии, Америки. Работорговля и пиратство. Пряности и другие «колониальные товары».    
Практические занятия Семинар «Особенности развития стран Востока»  
Контрольная работапо теме «Средневековая культура»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару и итоговой контрольной работе  
Раздел 4 Культура Нового времени      
Тема 4.1 Культура Европы в Новое время Содержание учебного материала Экономико-политическое и социальное развитие эпохи. Сочетание веры и скепсиса, рационализма и мистики. Возникновение барокко. Французская клавесинная музыка: Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо. Итальянская скрипичная музыка: А.Корелли, А.Вивальди, А.Скарлатти. Немецкое барокко: И.С.Бах, Г.Ф.Гендель. Формирование крупных национальных художественных школ портретной, пейзажной, натюрмортной живописи и бытового жанра. Значение фламандской школы живописи на мировую художественную культуру. П.П.Рубенс. Рембрандт. Д.Веласкес. Религиозность Эль Греко. Н.Пуссен. Эпоха Просвещения. Поворот в умах. Вольтер, Д.Дидро и Энциклопедия, Ж.-Ж.Руссо и идея природного человека. Придворная культура во Франции. Рококо или Стиль Людовика XV. Французский классицизм или Стиль Людовика XVI. Мастер «галантных празднеств» А.Ватто, мифологические сюжеты Ф.Буше, реализм Ж.-Б.Шардена, просветительский классицизм Ж.-П.Давида. Т.Гейнсборо и Дж.Рейнолдс. Становление романа: Д.Дефо, Г.Филдинг. Веймарская школа: В.Гете, Ф.Шиллер. Великая французская революция. Наполеоновские войны. Венская классическая школа: Л. ван Бетховен, В.А.Моцарт, Й.Гайдн. Романтизм: идейные и художественные задачи. Романтическая литература: В.Гюго, Дж.Г.Байрон, П.Б.Шелли, Г.Гейне, А. Мицкевич, Ж. Санд. Н.Паганини, Р.Шуман, И.Брамс, Э.Григ, Д.Верди. Расцвет фортепианной музыки, песенного жанра и исторического танца: Ф.Шопен, Ф.Лист, Ф.Шуберт. Немецкая и австрийская романтическая музыка второй половины ХIХв. Творческий облик Р.Вагнера. Теория “музыкальной драмы”. Оперетты И.Штрауса, их танцевально-бытовая основа. Французская романтическая музыка. Лирическая опера: Ш.Гуно, Ж.Массне, Л.Делиб, оперетта: Ж.Оффенбах, инструментальная музыка: К.Сен-Санс, П.Дюка. Оперное творчество Ж.Бизе. Итальянская романтическая опера. Творчество Дж.Россини. Анализ духовной сущности человека, реализм парадного портрета и тема народа в картинах Ф.Гойи. Революция в творчестве Э.Делакруа. Сущность реализма. Роман как основной жанр реалистической литературы: У.Теккерей, Ч.Диккенс, О.Бальзак, Г.Флобер, Э.Золя, В.Ирвинг, М.Твен. Политическая сатира О.Домье. Критический реализм как ведущее направление второй половины XIX века. Зарождение символизма: Ш.Бодлер, А.Рембо. Импрессионизм. Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А.Сислей. Человек и окружающая среда. Новая техника письма. Постимпрессионизм: условность термина. В. ван Гог, П.Сезанн, А.Тулуз-Лотрек, П.Гоген. Французский музыкальный импрессионизм. Творчество К.Дебюсси. Творчество М.Равеля. “Нововенская школа” и развитие музыкального экспрессионизма: А.Шенберг и А.Берг. Стиль модерн. Зарождение немецкой классической философии. И.Кант. Г.Гегель. И.Г.Фихте, Ф. В.Шеллинг, Л. Фейербах.    
Практические занятия Семинар-реконструкция «Культура повседневности Просвещённой Европы»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару  
Тема 4.2 Русская культура в Новое время Содержание учебного материала Смена правящих династий. Романовы. Реформы Петра I. Окно в Европу. Изменения повседневного быта в России. Создание империи. Научные достижения. Академия наук и деятельность зарубежных ученых. Деятельность М.В.Ломоносова. Открытие Московского университета. Строительство Санкт-Петербурга. Расцвет барокко в архитектуре: Б.Растрелли, В.Баженов, Д.Кваренги, К.Росси, М.Казаков. Классицизм. Ампир и городские ансамбли. Загородные дворцы-усадьбы. Развитие просветительской литературы, крестьянская тема и творчество Н.Новикова. Гуманистические идеи А.Радищева. Расцвет поэзии. Творчество Г.Державина. Сентиментализм и творчество Н.Карамзина. Развитие портретной живописи. Ф.С.Рокотов, В.Л.Боровиковский, Д.Г.Левицкий. Скульптурные работы М.Козловского, И.Мартоса, Ф.Шубина, Э.М.Фальконе. Основание Академии художеств. Крепостные театры графов Юсупова и Шереметьева. Петербургская композиторская школа. Рождение национальной комической оперы (В.Пашкевич, Е.Фомин). Освоение европейской инструментальной музыки. “Русский Паганини” - И.Хандошкин. Вершины храмовой хоровой музыки (М. Березовский, Д.Бортнянский). “Российская песня” как прообраз русского классического романса. Восстание декабристов. Рост национального самосознания. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь. Особенности романтизма в России. В.Жуковский, К.Ф.Рылеев, Е.А.Баратынский, М.Ю.Лермонтов. Формирование национальной актерской школы и драматургия А.Островского. Сочетание романтизма и реализма в живописи (О.А.Кипренский). Развитие жанрового портрета (В.А.Тропинин). Реализм в жанровых картинах А.Г.Васнецова. Классицизм и романтизм в работах К.Брюллова. Возникновение критического реализма. Творчество А.Иванова и П.Федотова. Критический реализм в творчестве В.Г.Перова. Передвижники. В.Перов, И.Крамской, И.Репин. Историческая живопись Н.Ге, батальные сюжеты в творчестве В.Верещагина. Пейзажи И.Шишкина, А.Саврасова, И.Левитана. А.И.Куинджи, В.Васнецов, В.Суриков. Господство эклектики в архитектуре. Псевдорусский стиль. Жанрово-повествовательная скульптура М.Антакольского. Возникновение славянофильства. Борьба направлений в художественной критике: В.Белинский. Расцвет русского романа: И.Тургенев, Ф.Достоевский, Л.Толстой, М.Салтыков-Щедрин. Лиризм и психологизм в творчестве А.Чехова. Развитие музыкального искусства. М.Глинка. А.Алябьев. А.С.Даргомыжский. Значение «Могучей кучки». П.И.Чайковский.    
Практические занятия Защита медиа-проекта «Прогулка в историю одного города»  
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Их именами названы улицы города»  
Тема 4.3 Культура Востока в Новое время Содержание учебного материала Закрытие Японии и Китая для иностранцев. Сегунат Токугава. Развитие мануфактурного производства. Культура семейно-корпоративного ремесла. Реформация Мэйдзи Исин в Японии. Рост национального самосознания. Возвращение к классической японской литературе. Издание научных книг. Создание театра Кабуки. Вклад Икэно Тайга, Урагами Гекудо, Еса Бусоном в развитие живописи нанга. Появление жанра укие-э: Кацусика Хокусай. Формирование принципов японской эстетики: ваби, саби, юген. Развитие поэзии: хайку (Мацуо Басе).«Открытие» страны. Модернизация страны. Появление политических партий. Проникновение христианства в Китай. Опиумные войны. Христианские секты и восстания крестьян. Китаизация маньчжур. Образовательная система: обращение к наследию Конфуция. «Открытие» Китая для европейцев: появление телефона, телеграфа и железной дороги. Миссионерская деятельность иезуитов на Дальнем Востоке. Развитие Британской Индии. Борьба за независимость. Повседневная культура Индии.    
Практические занятия Семинар «Взаимодействие Востока и Запада в Новое время»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару  
Тема 4.4 Культура Америки в Новое время Содержание учебного материала Колонизация Америки англичанами. Борьба колонистов с Британией. Бостонское чаепитие. Англо-американская война. Декларация независимости. Отцы-основатели. Американо-мексиканская война. Расширение границ Соединённых штатов. Луизианская покупка. Конституция США. Рабство. Гражданская война Севера и Юга. Ку-клукс-клан. Золотая лихорадка. Деятельность Рокфеллера и Э.Карнеги. Испано-американская война за освобождение стран Южной Америки от колонизаторов. Повседневная культура колонии в Латинской Америке. Конкиста, папство и церковь. Евангелизация индейцев. Королевский патронат. Инквизиция. Деятельность иезуитского ордена. Креольская верхушка как гегемон. Борьба за независимость. Г.Г.Морено. Х.М. де Росас. Д.Порталес и др. Религиозная архитектура. «Народное барокко». Истоки американской литературы: Ф.Купер, Дж.Джеферсон. Романтизм: Э.А.По. Кризис романтизма: Г. Мелвилл, У.Уитмен. Новые открытия в литературе: М.Твен. Искусство и внутренняя жизнь: Г.Джеймс. Мозаичная эпопея американской жизни в юмористических новеллах О.Генри, проникнутых любовью к “маленькому американцу”. Демократическая Америка в изобразительном искусстве: Р.Кент, А.Рефрежье, Р.Сойер. Статуя Свободы - символ США. Памятник А.Линкольну в Вашингтоне. Гора Рашмор — монументальные портреты четырех американских президентов: Дж.Вашингтона, Т.Джеферсона, Т.Рузвельта, А.Линкольна.    
Практические занятия Семинар «Американская мечта»  
Контрольная работапо теме «Культура Нового времени»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару и итоговой контрольной работе  
Раздел 5 Современная мировая культура XX-XXI вв.      
Тема 5.1 Мировая история и социально-политическое развитие в XX-XXI вв. Содержание учебного материала Понятия «консерватизм», «либерализм», «демократия», «неоконсерватизм», «неолиберализм», «гражданское общество», «правовое государство», «социальное государство», «правовое сознание», «политическая элита». Геополитическое развитие мира. Деятельность транснациональных компаний и негосударственных организаций. Развитие промышленной индустрии. Массовая культура, элитарная культура. Молодежные субкультуры. Глобализация. Интеграция. Шоу-бизнес. Индустрия моды, косметики, парфюмерии, бытовой техники, информационных технологий и т.д. Модели государственного устройства. Политические режимы. Развитие системы образования. Особенности культуры повседневности.    
Практические занятия Дискуссия «Каково будущее человечества?»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к дискуссии  
Тема 5.2 Изобразительное искусство XX-XXI вв. Содержание учебного материала Художественные объединения в России: «Мир искусства» (Бакст, А.Бенуа, Н.Рерих, Б.Кустодиев), «Союз русских художников» (И.Грабарь), «Голубая роза» (М.Сарьян), «Бубновый валет». Примитивизм: М.Ларионов, М.Шагал. Социалистический реализм. Авангардизм. Постмодернизм. Фовизм. А.Матисс. Кубизм. П.Пикассо. Китч. Дадаизм. Реди-мейд. Акционизм. Хэппенинг. Перформанс. Инсталляция. Энвайронмент. Футуризм. К.Малевич, Маринетти. Экспрессионизм. В.Кандинский. Э.Мунк. П.Клее. Абстракционизм. Дж.Поллок. Сюрреализм. С.Дали. Р.Магритт. Поп-арт. Р.Хамильтон. Э.Уорхол. Оп-арт. Фотореализм. Концептуализм. Кинетическое искусство. Переосмысление функции искусства, материалов. “Монументальный реализм” в искусстве Мексики: Х.К.Ороско, Д.Ривера, А.Сикейрос.    
Практические занятия Коллоквиум «Пространство современного искусства – музей или улица?»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к коллоквиуму  
Тема 5.3 Архитектура и дизайн XX-XXI вв. Содержание учебного материала Архитектура модерна и постмодерна. Эклектика. Стиль Ар-нуво. Появление дизайна. Движение искусств и ремесел Уильяма Морриса. Югендстиль. Баухауз в Германии. ВХУТЕМАС в СССР. Ф.О.Шехтель. И.А.Фомин. Малая архитектура. Промышленные выставки. Функционализм и конструктивизм в архитектуре. Социальное строительство. Проект Ле Корбузье. Башня В.Шухова. А.Щусев. Дизайн и проектная деятельность. ICSID. Промышленный дизайн. Реклама. Небоскребы разных форм и стилей: Эмпайр-Стейт-Билдинг (Нью-Йорк), Джон-Хенкок-центр (Чикаго). Архитектура городов Латинской Америки: Рио-Де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Вальпараисо, Мехико. Градостроительные идеи: О.Нимейер.    
Практические занятия Ролевая игра «Интерьер и экстерьер: дизайнер против архитектора»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к ролевой игре  
Тема 5.4 Музыка XX-XXI вв. Содержание учебного материала Полифония стилей в музыкальном искусстве “серебряного века”. Воплощение символизма в музыке А.Скрябина. Неоклассические и классические идеи в музыке: С.Танеев, Н.Метнер. Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова. Музыка стиля “кантри” как синтез музыкального фольклора коренных народов (индейцев и др.) и переселенцев. Э.Мак-Доуэлл — основоположник американской профессиональной музыки. Зарождение жанра “мюзикл”. Д.Керн и его оперетта “Оклахома”. Мюзикл Фр. Лоу “Моя прекрасная леди”. Творчество Д.Гершвина. Новые тенденции в его музыке, симфонизация джаза. Искусство “черной Америки”. Истоки джаза. Спиричуэлс как основа современного джаза. Блюз: Б.Лукас. Творческий облик Л. Бернстайна. Мюзикл “Вестсайдская история”. Рок-музыка: Э.Пресли. “Битлз” и битломания. Эстетика рока, его разновидности и роль в культуре. Вила Лобос - основатель бразильской симфонической музыки. А.Пьяцолла как основатель Tango Nuevo. Мировое значение музыкального наследия С.Прокофьева, И.Стравинского, А.Хачатуряна, С.Рахманинова и Д.Шостаковича. Музыка А.Шнитке, Э.Денисова. Музыкальные стили второй половины ХХ в. Развитие популярной музыки. Рок и политика. Развитие академической музыки. Вклад Ю.Темирканова, В.Гергиева, В.Спивакова, Т.Курентзиса в развитие российской школы дирижирования. Татарские композиторы и исполнители в истории мировой культуры.    
Практические занятия Дискуссия «Будущее академической музыки»  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к дискуссии  
Тема 5.5 Литература XX-XXI вв. Содержание учебного материала Русская литература. Поэзия Серебряного века. Декаданс. Стиль модерн в литературе: символизм, акмеизм, футуризм. Н.Бальмонт, А.Белый, А.Блок, В.Брюсов. «Русское зарубежье» и диссидентство. Репрессии и реабилитация писателей. Военная проза. Юмор и сатира. Утопия и антиутопия. Потмодерн в литературе. Жанр фэнтези. «Роман в мягкой обложке». Развитие бардовского направления. А.Солженицын, М.Шолохов, В.Набоков, В.Пелевин, Т.Толстая, Т.Устинова, Д.Донцова, В.Высоцкий, Е.Евтушенко, Р.Рождественский и др. Развитие литературы за рубежом. Литература о войне. Э.М.Ремарк. Модерн. Р.Брэдбери. Расцвет американской литературы: Т.Драйзер, Р.Фрост, М. Митчелл. Демократическая Америка в литературе: Э. Хэмингуэй, У.Фолкнер, С.Ф
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...