Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему несуразны следующие высказывания?




а) Образ Катерины принадлежит к лучшим образцам женщины.

б) Из-за рассеянности шахматист не раз на турнире терял очки.

3. Суд разбирал дело Ивана, Кости, Фёдора и Алексея. Один из

них угнал машину. Во время суда каждый сделал по три

заявления:

Иван: Я не делал этого. Это сделал Костя.

Фёдор не делал этого.

Костя: Я не делал этого. Это сделал Иван.

Фёдор не делал этого.

Фёдор: Я не делал этого. Костя не делал этого.

Алексей сделал это.

Алексей: Я не делал этого. Это сделал Костя.

Фёдор не делал этого.

Суд установил, что каждый из подсудимых один раз сказал

правду. Кто угнал машину?

Найдите основания для логической связи следующих

предложений:

"В доме перегорели пробки.... Красную розу прибило к берегу".

Укажите отношения, в которых следующее высказывание

истинно, и отношения, в которых оно ложно:

"Спорить гораздо легче, чем понимать" (Г. Флобер).

Проверьте, правильно ли дана логическая характеристика

понятиям:

а) Неосторожность - общее, отрицательное.

б) Биология - общее, положительное.

в) Клевета - общее, отрицательное.

г) Симфония Бетховена - единичное, положительное..

Проверьте, правильно ли определены виды отношений между

понятиями:

а) Сравнимые понятия, несовместимые понятия -

противоречие.

б) Форма мысли, содержание мысли - несогласие.

в) Линия, прямая - подчинение.

г) Прямой круговой цилиндр, эллиптический цилиндр -

соподчинение.

8. Что такое актуальные определения? Приведите примеры.

Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если

нет, то назовите логические ошибки):

а) Юрисконсульт - должностное лицо предприятия, обеспечива-

ющее соблюдение законности в его деятельности.

б) Аристотель - величайший мыслитель древности.

в) Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством.

г) Учение - мать умения.

Правильно ли произведены следующие деления (если нет,

то назовите логические ошибки):

а) Берегите растения: деревья, кусты, цветы, газоны. Они

наши друзья!

б) Учащиеся делятся на успевающих и неуспевающих, а

также отличников.

в) Понятия, суждения и умозаключения относятся к формам

мышления.

г) Метеориты бывают железные, каменные и смешанные.

11. Произведите обобщение следующих понятий:

Функция государства. Логика. Многогранник. Юрист.

Консенсус. Правонарушение. Культура.

12. Четыре друга - Пётр, Фёдор, Юрий и Константин пошли с

женами на дискотеку. Сначала каждый танцевал со своей

женой, но потом пары перемешались. Таня танцевала с

Петром, Аня с мужем Ольги, Зоя с мужем Ани, Федя с женой

Юры, а Юра с женой Петра.

Кто на ком женат?

13. Дано суждение: “Некоторые юристы не имеют высшего

образования”. Ответьте на вопросы:

а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите

формулу)?

б) Какова распределенность (авторская и читательская)

терминов в этом суждении?

в) Каковы логическая и фактическая модальности этого

суждения?

Установите вид (по качеству и количеству, по логическому

Союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их

формулы:

а) Стоит заговорить о деле - у ленивого голова заболит.

б) Участвовать в борьбе - значит стать либо по эту сторону

баррикад, либо по ту.

Правильно ли установлены качество и количество,

Распределённость терминов и модальность следующих

суждений:

а) В этой деревне огни не погашены. - Частноотрицательное,

субъект и предикат распределены, суждение о

действительности, вероятное.

б) Обвиняемый может быть оправдан. - Общеутвердительное,

субъект и предикат не распределены, суждение о

возможности, достоверное.

16. Составьте суждение по формуле: (А & В) à С.

Определите, при каких значениях А, В и С оно будет

истинным?

Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте,

правильно ли построен силлогизм:

Все преступления осуждаются гражданским обществом.

Данное деяние не является преступлением. Значит, оно

не осуждается гражданским обществом.

18. Установите вид энтимемы, проверьте её правильность:

Этот предмет тонет в воде, значит, он металлический.

На основе данных понятий постройте правильный

силлогизм:

Культура, нация, афганцы.

20. Найдите средний термин для следующих понятий:

Деяние - вред.

На основе данных понятий постройте правильный

полисиллогизм:

Наказание, преступление против собственности,

присвоение найденного, Сидоров.

В чем суть логической ошибки “средний термин не

распределён в обеих посылках”? Приведите пример.

23. В одном странном городе одни жители говорили только правду,

а другие лгали. Как-то встретились пять жителей этого города и

между ними произошел такой разговор:

Алексей: “По крайней мере один из нас лжец”.

Борис: “Нет, по крайней мере двое из нас лжецы”.

Виктор: “Трое из нас лжецы”.

Геннадий: “Нет, четверо из нас лжецы”.

Дмитрий: “Среди нас нет лжецов”.

Кто из них говорит правду, а кто лжет?

24. Постройте классификацию силлогизмов. Дайте определение

каждому виду.

Установите вид, модус, запишите в символической форме,

Проверьте, правильно ли построены следующие умозаклю-

чения:

а) Если человек признает, что общественное бытие определяет

общественное сознание, то он - материалист. Этот человек -

не материалист. Значит, он не признает первичности бытия.

б) Эта мысль является понятием, суждением или умозаклю-

чением. Она - не понятие, не умозаключение.

Следовательно, эта мысль является суждением.

Восстановите недостающие части в следующей энтимеме и

проверьте её правильность:

Если вы будете говорить правду, люди проклянут вас, а

если будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете

только говорить правду или лгать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...