Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учреждение государственного предприятия. Права и обязанности государственного предприятия.




Учредительными документами государственного предприятия являются постановление Прави­тельства о его учреждении и устав. Устав государственного предприятия утверждается решением учредителя и передается вместе с другими необходимыми документами в Государственную реги­страционную палату, где проходит процедуру государственной регистрации в установленном для всех видов предприятий общем порядке.

Устав конкретного государственного предприятия разрабатывается в соответствии с Законом РМ «О государственном предприятии» и Примерным уставом государственного предприятия, утвер­жденным Постановлением Правительства № 770 от 20 октября 1994 г. Устав государственного предприятия должен в себе содержать следующие основные положения:

- фирменное наименование и местонахождение предприятия;

- дату и номер решения учредителя об учреждении предприятия, а также местонахождение учре­дителя;

- конкретные виды деятельности предприятия;

- состав переданного предприятию имущества и размер уставного капитала;

- структуру органов управления и контроля предприятия и др.

Устав государственного предприятия может содержать и иные положения, не противоречащие за­конодательству.

Согласно ч.(1) ст. 179 ГК РМ, государственные предприятия создаются и наделяются имуществом Правительством или другими органами, уполномоченными законом. К сожалению, из содержания ст. 179 ГК РМ и иных положений ГК РМ невозможно понять, на каких правах государственное имуще­ство передается государственному предприятию при его учреждении.

Согласно действующему законодательству, при учреждении государственное предприятие наде­ляется государственным имуществом, которое закрепляется за государственным предприятием на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения является зависимым от права соб­ственности государства ограниченным вещным правом, принадлежащим государственному предпри­ятию как юридическому лицу.

Согласно законодательству, в содержание права хозяйственного ведения входят принадлежащие государственному предприятию правомочия по владению, пользованию и распоряжению закреплен­ным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными видами деятельности пред­приятия, указаниями собственника и положениями действующего законодательства.

Правомочия государственного предприятия по распоряжению принадлежащим ему имуществом имеют значительные ограничения. Согласно ч.(4) ст. 3 Закона РМ «О государственном предприятии» в редакции Закона РМ № 234-XVI от 20 июля 2006 г., государственное предприятие не вправе без разрешения учредителя сдавать свое имущество в наём (аренду), в залог, передавать в уставные ка­питалы негосударственных организаций, осуществлять инвестиции за рубежом и отчуждать его иным образом. Ограничение прав по отчуждению не затрагивает прав на реализацию производимой пред­приятием продукции в процессе его обычной хозяйственной деятельности.

Право хозяйственного ведения, помимо правомочий по владению, пользованию и распоряжению, предполагает и обязанность государственного предприятия по сохранению, рациональному исполь­зованию, преумножению и страхованию имеющегося у него имущества (ч.(3) ст. 3 Закона РМ «О государственном предприятии»).

Как уже отмечалось, право хозяйственного ведения как ограниченное вещное право существует только в некоторых странах - республиках бывшего СССР, в связи с чем вопрос имущественной обособленности учрежденных государством предприятий в разных странах решается по-разному.

В странах, где не известен институт права хозяйственного ведения, за публичными предприятиями (корпорациями, учреждениями), капитал которых сформирован за счет государственного имущества и не разделен на доли (акции или паи), признается право собственности на имеющееся у них имуще­ство. Например, во Франции «публичными считаются такие предприятия, которые были созданы в качестве государственных предприятий или национализированы» При этом во французской юри­дической литературе преобладает мнение, что имущество публичного предприятия является соб­ственностью именно этого предприятия. В то же время, английской судебной практикой установ­лено, «что публичная корпорация сама себе хозяин, а ее имущество - это не государственное имуще­ство».

К примеру, по законодательству Румынии автономные государственные предприятия признаются частными собственниками переданного им государством имущества. Однако при осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению, при извлечении доходов такие автономные государственные предприятия должны руководствоваться целью, для реализации которой они были учреждены. Более того, в случае отчуждения недвижимого имущества, стоимость которого превыша­ет установленный законом предел, автономное государственное предприятие обязано запросить на это разрешение у соответствующего государственного органа. Указанные ограничения свидетель­ствуют о значительном отличии содержания «права собственности» публичных предприятий от со­держания права собственности негосударственных юридических лиц.

При таком регламентировании имущественных правомочий государственных предприятий до­вольно сложно судить о том, кто является реальным собственником - само предприятие или государ­ство, имея при этом в виду, что существование двух прав собственности на одно и то же имущество невозможно. Представляется положительным, что подобная проблема в законодательстве Республики Молдова была решена неизвестной в зарубежных странах конструкцией права хозяйственного веде­ния, как ограниченного вещного права государственного предприятия на имущество, находящееся в государственной собственности.

В Российской Федерации вопрос об имущественной обособленности государственных предприя­тий, называемых унитарными предприятиями, урегулирован непосредственно в ГК РФ, где четко ре­гламентируются наряду с правом хозяйственного ведения, также и право оперативного управления (ст.ст. 114, 115, 294-300 ГК РФ).

В силу того, что государственное предприятие не является собственником принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества, оно не может обладать универсальной правоспособностью как большинство коммерческих организаций. Согласно ст. 9Закона/РМ «О государственном пред­приятии», государственное предприятие может заниматься любыми видами деятельности, преду­смотренными уставом, за исключением тех, которые запрещены законодательством. Исходя из этого, правоспособность государственных предприятий в Республике Молдова характеризуется ограничен­ностью и целевым характером. Согласно закону, государственное предприятие может приобретать лишь такие права и нести обязанности, которые соответствуют его уставным видам деятельности, целевому назначению переданного в его хозяйственное ведение государственного имущества и не противоречат указаниям собственника (т.е. государства в лице уполномоченного органа публичного управления).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...