Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная культура Северо- Западной России




В Северо-Западном регионе народные промыслы сложились в первую очередь на базе местного льна. Наибольшей известностью пользуются Крестецкий строчевышивальный промысел (Новгородская область), где делают так называемую гипюрную вышивку на белом льняном полотне, и кружевоплетение в некоторых районах Вологодской области (Вологодский, Сокольский, Грязовецкий и другие районы), которая занимает первое место в стране по производству кружев. Крестецкая строчка - одно из ярких явлений в современном народном искусстве. Свое название она получила от поселка Крестцы, что под Новгородом. Сегодня этот промысел развивается в Валдайском и Крестецком районах, где трудится не одно поколение прославленных мастеров. Экспозицию составляли свыше 100 произведений из коллекций Русского музея, Новгородского музея-заповедника и промысла "Крестецкая строчка", которые иллюстрировали многолетнюю историю освоения сложнейших технических приемов ажурной вышивки и становления орнаментальной традиции. Вышивка строчкой создается при заполнении узором сетки, подготовленной путем выдергивания нитей утка и основы ткани или путем выреза отверстий определенной формы. Таким образом украшают постельное белье, скатерти, салфетки, блузы и сорочки. Вышивкой в Новгородской губернии занимались целыми семьями - не были исключением и мужчины. В начале XX века усилиями Новгородского земства началось формирование местных особенностей крестецкой строчки. В это время происходит техническое освоение различных гипюров, распространенных и в других центрах, а также их творческая переработка, создание уникальных "сновочных мотивов", многочисленных вариантов виртуозно интерпретируемого "вологодского стекла". Эти изысканные по рисунку квадратные клейма, напоминающие морозные узоры на окнах, до сих пор составляют "золотой запас" крестецкого промысла. Их изготовление, требующее огромного терпения и технического совершенства, связывается исследователями в своем происхождении не только с Вологодской землей, но и с Италией.

Вологодское кружево - «Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы». До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы. Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

 

Особое место среди народных промыслов Северной России занимает резьба по кости. Этот оригинальный промысел сложился в Холмогорском районе Архангельской области (с.Ломоносове, где работает единственная в России школа косторезов). В прошлом холмогорские косторезы в основном обрабатывали добываемую на крайнем севере мамонтовую кость, а также моржовую кость. Сейчас обрабатывают наряду с моржовой костью и обычную кость.

 

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.
Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.
Невозможно коротко рассказать о знаках и символах мезенской росписи. Это предмет научных исследований. Несколько более подробно вы можете ознакомиться со значениями символов мезенской росписи в разделе "символика" сайта. Или же просто можем положиться на внутреннее знание мастеров мезенской росписи и насладиться всем тем великолепием, что предлагает нам этот добрый старый народный промысел.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.[12]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...