Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Содержание дисциплины. 3.1. Содержание основных тем курса. Модуль 1. История зарубежной литературы. (античная литература, литература Средних веков и Возрождения)




3. Содержание дисциплины

3. 1. Содержание основных тем курса

Модуль 1. История зарубежной литературы

(античная литература, литература Средних веков и Возрождения)

1 курс 1 семестр

Наименование тематического блока Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме Код формируемых компетенций Осн. уч. лит.

1 курс 1 семестр

Блок I. Античная лит-ра. Введение. Архаический период. Аттический (классический) период развития греческой литературы. Закономерности развития. Термин и понятие «античная литература». Исторические, хронологиче­ские границы античной литературы. Общая характеристика и значение ан­тичной литературы. ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Архаический период (VIII в. - середина VI в. до н. э. ) Культура Древней Эллады. Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы. Долитературный период. Основные виды народного творчества, их ме­сто и функции в жизни древних общин. Мифотворчество и мифология. Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль. Древнейшие литературные памятники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода. Прочие виды архаической поэзии. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Жанры и клас­сификация греческой лирики. Творчество Архилоха, Каллина Эфесского и Тиртея, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара и других поэтов. Классический период (V - IV вв. до н. э. )Аттический период. Формирование трагедии и комедии, философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы. Драма: ее происхождение, основные виды. Эволю­ция древнегреческой трагедии. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Древняя аттическая комедия, ее происхождение и структура. Творчество Аристофана. Проза V - IV вв. до н. э. Платон. Аристотель. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 13 ПК-6 1 - 4
Эллинистический период и период римского владычества в Греции. Эллинистический период (III - I вв. до н. э. )Новый этап в истории античного общества (условность термина «эллинизм» и его сущность). Греческий мир в конце IV в. до н. э. Эллини­стическое общество, его культура. Афины - центр философии и комедио­графии. Развитие лирических и драматических жанров, а также басни и сатиры, любовной повести в эпоху эллинизма. Менандр и новоаттическая комедия. Общая характеристика алек­сандрийской поэзии. Период римского владычества (I - VI вв. н. э. )Греческий мир под властью Рима. Идеология греческого общества и культурная политика Рима. Плутарх. Греческий «ренессанс» II в. Лукиан. Античный роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Эфиопика» Гелиодора. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 1 - 4
Введение. Долитературный и ранний период развития римской литературы. Литература последнего века республики. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Историческое значение римской литературы и ее место вантичномоб­ществе. Долитературный период (до середины III в. до н. э. )Раннее римское общество, материальная и духовная культура. Римскийфольклор. Древнейшая поэзия и проза. Ранний период (середина III - середина II в. до н. э. )Продолжение эллинских традиций и новаторство литературы Древнего Рима. Общество и его культура в период роста и расцвета римской рабовла­дельческой республики. Творчество Плавта и его роль в развитии римской комедии плаща (паллиаты). Теренций и его комедии. Литература последнего века республики (середина II - середина I в. до н. э. )Римское общество и культура последнего века республики. Цицерон и его роль в развитии литературы. Лукреций. Поэма «О природе вещей» - воспроизведение и художественное осмысление всей материалистической философской мысли античного мира. Римский александризм. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 1 - 4
«Золотой» («Век Августа») и «серебряный» века развития римской литературы. Позднейший период ее развития. Литература периода империи. «Золотой век» римской литературы (эпоха принципата Августа) Вторая половина I в. до н. э. - начало I в. н. э. Римское общество «века Августа». Расцвет литературы на новом этапе и формирование римского классического стиля. Новое представление о человеке и мире его чувств в эпосе Вергилия и Овидия. Творчество Вергилия. Жизнь и основные этапы творчества Горация. Жизнь и творчество Овидия. Поздний период (серебряный век римской литературы -1 - II вв. н. э. ). Внешний расцвет и явные симптомы упадка римского общества. «Новый стиль», традиции и обстоятельства его возникновения. Сенека: стоицизм. «Сатирикон» Петрония Арбитра. Эпиграммы Марциала. Ювенал: книги сатир. Тацит. Позднейший период (литература упадка и кризиса Римской империи - конец II - V вв. н. э. ). Возвышение провинций и снижение роли Италии в политической и культурной жизни империи. Апулей - философ и софист, его роман «Метаморфозы». Архаистические тенденции в литературе IV - V вв. Значе­ние римской литературы в идейном и художественном развитии феодаль­ного общества. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 1 – 3, 7
Блок II. Литература средневековья. Понятие термина «Средневековье». «Средневековая культура» и «средневековая литература». Основные факторы развития литературы средневековья: античность, христианство, фольклор. Клерикальная литература, эпос раннего и зрелого средневековья. Клерикальная (письменная) литература на латинском языке. Христианская религиозная литература, ее герои и жанры. Основные этапы и эволюция важнейших жанров клерикальной литера­туры. Творчество вагантов и голиардов. Народное поэтическое творчество раннего средневековья. Народная поэзия, мифы и предания раннего Средневековья. Мифологический эпос, волшебная и богатырская сказка, героический эпос - основные жанры развития эпического творчества народов. Кельтский (ирландский) эпос, его основные циклы, проблематика и ху­дожественное своеобразие ирландских саг. Скандинавский эпос и лирическая поэзия «скальдов», «Старшая» и «Младшая Эдда». Скандинавские саги, их важнейшие циклы. Героический эпос зрелого средневековья. От эпической архаики к эпической классике. Возникновение героиче­ских поэм. М. М. Бахтин о трех основных отличиях эпопеи: предмет эпопеи - национальное эпическое прошлое; источник - национальное предание; абсолютная эпическая дистанция между эпопеей и современностью. Героический эпос Франции «Песнь о Роланде». Его типологические жанровые черты и национальное своеобразие. Испанский героический эпос, выражение в нем своеобразных черт ис­торического развития Испании (процесс реконкисты). «Песнь о Сиде». На­циональные особенности испанского героического эпоса. Немецкий героический эпос и его наиболее значительный памятник «Поэма о Нибелунгах». Его особенность: эпическая архаика и черты фео­дально-рыцарской идеологии. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6
Основные этапы и эволюция важнейших жанров средневековой литературы. Куртуазная (рыцарская литература, бюргерская (городская) литература. Рыцарская (куртуазная) литература средневековья. Основные направления и формы литературы XII–XIV вв. Куртуазная лирика и роман: темы и жанры городской литературы. Становление новых рыцарских идеалов - результат становления фео­дальных государств в Западной Европе. Сословная ограниченность и об­щечеловеческое содержание рыцарских идеалов, их исторически-прогрессивная роль. Провансальская рыцарская поэзия. Основные мотивы и жанры любов­ной и политической лирики трубадуров (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн и др. ). Поэзия труверов на севере Франции и миннезингеров в Герма­нии. Своеобразие политической и любовной лирики Вальтера фон дер Фогельвейде. Рыцарский роман, его жанровое своеобразие и эволюция. Роман о «Тристане и Изольде». Бюргерская (городская) литература средневековья. Развитие городов, рост их экономического и военного могущества, подъем цехового ремесла. Связь городской литературы с народным твор­чеством. Характерные черты городской литературы, ее основные жанры. Фабльо, шванки. Развитие традиций фольклорного животного эпоса в «Романе о Лисе». Аллегорический роман («Роман о Розе». ). Городская ли­рика. Своеобразие «мейстерзанга». Поэзия Вийона. Джеффри Чосер - художник, синтезировавший демократические тради­ции средневековой литературы, предшественник ренессансной литературы в Англии. Формирование реалистического метода в его «Кентерберийских рассказах». Городская драма - соти и фарсы; фарс «Адвокат Патлен».   ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6
Блок III. Литература эпохи Возрождения. Общая характеристика литературы Возрождения. Открытие мира и человека. Общие особенности развития национальных литератур в эпоху Возрождения. Литература эпохи Возрождения в Италии и ее специфические особенности. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Литература эпохи Возрождения в западноевропейских странах. Хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе. Общая характеристика литературы Возрождения. Открытие мира и человека. Роль античного наследия в осуществлении поворота от религиозной культуры к светской, от теоцентрического миро­воззрения к антропоцентрическому. Античный гуманизм, античная культу­ра и итальянское Возрождение. Итальянская литература. Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия». Данте - «последний поэт средневековья и первый поэт Нового време­ни». «Новая жизнь», поэзия и проза в этом произведении. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры Возрождения. Роль Данте в формировании итальянского литературного языка. Франческо Петрарка - первый европейский гуманист. Ли­рика Ф. Петрарки, ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новатор­ство в «Книге песен». «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии. Жизнь и творчество Джованни Боккаччо. Контаминация средневековой, античной мифологической образности и риторических приемов как прин­цип литературного мышления Боккаччо. Новеллистика Дж. Боккаччо и его последователей. «Декамерон» как вершина ренессансного реализма.   ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6
Литература эпохи Возрождения во Франции и ее специфические особенности. Немецкая литература и литература северного Возрождения. Французская литература. Предпосылки для возникновения ренессансно - гуманистического дви­жения, его периодизация и национальная специфика. Развитие поэзии в первой половине XVI в. Творчество К. Маро, Марга­риты Наваррской. Жизнь и творчество Рабле. Народный смеховой роман в творчестве Ф. Рабле. История замысла и создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», многобразие его идейного содержания и ху­дожественное своеобразие. М. М. Бахтин о романе. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. «Плеяда». Теоретическая программа в манифесте «Зашита и прославле­ние французского языка». Творчество поэтов «Плеяды» (Ронсар, Дю Белле, Белло и др. ). Лирика П. Ронсара. Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня. Немецкая литература. Социально-историческая обстановка в Германии во второй половине XV - XVI вв. Специфика северного гуманизма. Реформация в Германии. Учение Лютера. Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма тем­ных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена. Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники. «Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. Отражение позд­него Средневековья в «народных книгах» о Докторе Фаусте. Сатира и мо­рализм в «Корабле дураков» Бранта. Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. «Похвала Глупости» как философская сатира. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6
Специфические особенности литературы позднего Возрождения в Англии и Испании. Общие итоги. Английская литература. Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Возникновение гу­манистического движения и его специфика. Периодизация литературного процесса в Англии. Жизнь и деятельность Т. Мора. «Утопия» - один из первых утопических романов. Влияние Италии и Франции на развитие английской гуманистической поэзии XVI в: Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер. Кристофер Марло - создатель английской трагедии. «Трагическая исто­рия доктора Фауста». Особенности драматургической манеры Марло. Расцвет драматургии на рубеже XVI–XVII вв. и произведения У. Шекспира. Творчество Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах». Исторические хро­ники - национальная эпопея. Комедии первого периода, оптимизм миро­ощущения Шекспира в них. Драматургия второго периода: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особенности трагического у Шекспи­ра. Драматургия третьего периода. Ее особенности. Место Шекспира в ми­ровой драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени. Испанская литература. Особенности социально-политического развития Испании в конце XV -XVI вв. Зарождение гуманистического движения, его национальные осо­бенности и место в духовной жизни страны. Периодизация литературного процесса в Испании. Роман и его жанровые разновидности: рыцарский с авантюрно-фантастическими элементами. «Амадис Галльский». «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как образец плутовского романа. Жизнь и творчество Сервантеса. Народный смеховой роман в творчестве М. Сервантеса. Жанровое и идейно-художественное новаторство его романа «Дон Кихот». Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...