Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды занятий и их краткая характеристика по обучению детей связной монологической речи.




Виды монологов

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) по игрушкам и предметам,

2) по картине,

3) из опыта,

4) творческие рассказы.

В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

В возрастных группах все эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи.

На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания.

Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания, к концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.

Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.

В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.

Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к детским монологам разных типов.

 

Виды занятий и их краткая характеристика по обучению детей связной монологической речи.

 

Развитие монологической речи – это обучение рассказыванию. Оно протекает по схеме:

Виды занятий по обучению детей рассказыванию:

- пересказ народных сказок или рассказов;

- составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин;

- составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек;

- составление рассказа из личного опыта (по памяти);

- составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».

В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа. Цель этой работы – достижение речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развёрнутых высказываний.

Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятия.

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Пересказ - сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества,— это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. В детском саду практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие варианты, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.), инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).

Первые занятия по пересказу литературных произведений строятся на пересказе хорошо известных сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель предлагает придумать продолжение сказки, или изменить концовку, т.е. необходимо стимулировать развитие воображения. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель предлагает придумать продолжение сказки, или изменить концовку, т.е. необходимо стимулировать развитие воображения

В младшем и среднем дошкольном возрасте практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком слов, начатой фразы. Попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

В старшем дошкольном возрасте применяют прием «трансформации» текста: пересказ от первого лица, третьего лица

При проведении занятия по обучению детей пересказу вначале проводится предварительная беседа (подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи - обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).

Затем производится первичное выразительное чтение произведения и вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

После этого проводится подготовительная беседа – разбор произведения. Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Затем - повторное чтение, суммирующее результаты разбора, и после паузы для подготовки детей к ответам, запоминания текста (несколько секунд) пересказ произведения детьми (3-5 чел).

В конце занятия можно вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Если произведение хорошо знакомо детям, то предварительная беседа и первичное выразительное чтение произведения опускаются.

Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.

Составление рассказа (по заданию)более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

По содержанию рассказы можно условно разделить:

1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память.

2. Творческие – здесь творческое воображение.

По форме:

1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события.

2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.

Описание — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным. Вот описание воспитателем игрушечного утенка (занятие в средней группе): «Это утенок Кряк. Он желтенький, пушистый. Глаза у Кряка, как большие черные пуговицы. Утенок смешной. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, пошел: «Кряк-кряк-кряк» (по В. В. Гербовой).

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (как я делаю лодочку, стирка и т. п.).

 

 

Разновидности описательных рассказов — сравнительный и объяснительный рассказы.

В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу — значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.

В младшем дошкольном возрасте для описания используются игрушки, овощи, фрукты, одежда детей, предметы быта. Проводится рассматривание и исследование предметов, беседа с детьми и затем совместное рассказывание.

В среднем дошкольном возрасте детей подводят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец, а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).

В старшем дошкольном возрасте учат составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.

Сюжетный (повествовательный) рассказ — это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем.

Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов — вначале (экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка).

Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошел мой день рождения») или сочиняет, предполагает («Как я пойду в первый класс»).

Еще большее значение, чем форма изложения, имеет содержание рассказа. В связи с этим для дошкольников можно выделить три категории рассказов:

- рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа),

- рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа),

- рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

Первые две категории характеризуются тем, что у них фактическая основа, в них фигурируют действительно существующие предметы и явления и ребенок должен излагать достоверные, точные факты. Они строятся также и на условной основе «наглядно представленного содержания» (рассказы по картине, игрушке или из предшествующего непосредственного опыта ребенка).

Третья же категория рассказов — в полном смысле слова рассказы творческие, которые требуют от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые (для самого ребенка-рассказчика) образы и ситуации. Причем творческие рассказы могут также опираться или на наглядную основу (придумать события с героями картины, выходящие за пределы изображенного; придумать сказку об игрушечных бельчонке и зайчонке, которых ребенок держит в руках), или на словесную (придумать рассказ на предложенную устно тему «Как Сережа помог Наташе»).

Занятия по составлению творческих рассказов проводятся в старшем дошкольном возрасте.

На этих занятиях учат детей, в рамках предложенного сюжета, придумывать завязку, ход события и развязку, описывать время и место действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц. Учат развивать творческое воображение.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят пред собой), на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (т.е. на материале образов памяти), на третьих — придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения. Выбор средств обучения при этом не может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями.

Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...