Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголок книги в детском саду, методика организации работы.




 

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, о спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 10-12 разных книг:

- учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнк а, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

- на витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

- кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.

Для детей 5-6 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях и их книгах. Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

Ø факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

Ø изложение должно быть образным, интересным;

Ø рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:

Ø рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

Ø рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;

Ø в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;

Ø особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Вот один из примеров.

В одном из детских садов Подмосковья была проведена неделя К. Чуковского.

Заглянув в Литературный календарь на 2010 год, воспитатели детского сада обнаружили, что в этом году произведениями – юбилярами являются:

«Бармалей» (1925 – 85 лет) Чуковского К. И.

«Доктор Айболит» (1925 – 85 лет)Чуковского К. И.

«Лимпопо» (1935 – 75 лет) Чуковского К. И.

И было решено устроить «неделю» Чуковского К.И. Была подготовлена выставка книг Чуковского. В течение недели воспитатели с ребятами читали произведения этого замечательного автора, познакомили детей с биографией Корнея Ивановича (Коли Корнейчукова), обыгрывали запоминающиеся сценки из произведений, а потом вместе с родителями съездили в дом – музей К.И. Чуковского, который находится в Переделкино.

Дети и родители получили незабываемые впечатления, которыми потом делились ещё в течение недели.

Завершением недели стал досуг, на котором дети отгадывали загадки, читали стихи, (причем постарались выбрать не очень известные), участвовали в викторине и помогали Айболиту найти Лимпопо.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

 

Литературные вечера досуга и утренники в детском саду. Виды и содержание, методика проведения.

 

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Это группа методов и средств использования литературы вне занятий, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.

Литературные вечера досуга способствуют углублению приобретенных навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение.

Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности:

· чтение и рассказывание;

· пение и танцы;

· слушание;

· просмотры и инсценировки.

На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.

В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты не только для детей шести-семи лет, но и для более младших.

Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Стихи поэтов — детям», «Зарубежные сказки» и т. д.

Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.

Можно пригласить на вторую половину утренника (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.).

Дети шести-семилетнего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей. Старшим желательно поручать роль организаторов и ведущих. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается 10—15 мин. Программа его может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала — игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.

К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, которые осуществляются силами взрослых, школьников (или старших воспитанников детского сада).

Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.

В детском саду можно организовать просмотр инсценировок произведений, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (мультфильмы, кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

В методике показа мультфильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией мультфильма желательно вступительное слово воспитателя.

Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д.

Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Показ театральных представлений и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.

С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки на слух сложнее. Оно требует подготовительной работы (вступительное слово, напоминание и т. п.).

В настоящее время дошкольники широко знакомятся с литературным искусством благодаря телевидению.

 

Современные требования к планированию работы по развитию речи в ДОУ.

Успех работы по развитию речи детей во многом зави­сит от качества ее планирования.

На современном этапе в связи с созданием новых ти­пов дошкольных учреждений, разных вариантов программ развития речи, изменившихся условий вопросы плани­рования решаются по - разному.

Широкое распространение в дошкольных учреждениях получил подходк планированию, представленный в сис­теме занятий В. В. Гербовой.

В основе занятий, разработанных коллективом науч­ных работников под руководством А. Сохина и О. С. Ушаковой, лежит принцип комплексности решения раз­ных задач речевого развития. Структура занятия опреде­ляется принципом взаимосвязи различных разделов ре­чевой работы, при этом главной задачей является разви­тие связной монологической речи.

Вместе с тем в методике сложились принципы плани­рования работы по развитию речи, отражающие объек­тивно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе органи­зации педагогического процесса в дошкольных учрежде­ниях любого типа.

В соответствии с этими принципами к планированию работы по развитию речи предъявляются определенные требования.

Педагог обязан, учи­тывая закономерности речевого развития на разных воз­растных этапах, индивидуальные особенности детей, вы­бирать наиболее эффективные пути влияния на речь.

Планирование работы по развитию речи есть, в сущ­ности, проектирование становления и развития речи каж­дого ребенка, прогнозирование динамики педагогичес­кого воздействия на речь и егорезультативности. Присту­пая к планированию, воспитатель должен не только продумывать свою тактику, нои глубоко осмысливать стратегию вос­питания и обучения. Грамотно спланированная и твор­чески выполненная работа --- гарантия не только интел­лектуально-речевого, но и общего развития ребенка.

В соответствии с принципом систематичности планирования в течение каждой недели на занятиях необходима работа по основным аспектам развития речи. Чтобы выполнить это требование, многие занятия делают комбинированными, т.е. составляют из отдельных самостоятельных частей, посвященных разным задачам развития речи.

При этом придерживаются правила тематического единства содержания занятия (например, на тему природы, бытовую, общественную).

Планируя занятие, на первое место нужно ставить новую или трудную деятельность, а далее — более легкие, основанные на повторном материале (с обилием наглядности). На последующих занятиях основные задачи сохраняются, но по возможности меняют методы их осуществления. Воспитатель учитывает ранее использованный метод, степень усвоения детьми материала и, руководствуясь этими данными, отдает предпочтение очередному методу (тренировочное упражнение, объяснение нового, дидактическая игра, беседа и т. п.).

При составлении плана для средней, старшей и подготовительной к школе групп надо учитывать, что занятие по развитию речи должно идти первым, как наиболее трудное. Исключение может составить экскурсия, поскольку организационно удобнее сразу после нее провести прогулку.

Воспитатель должен уметь планировать материал не только на 1—2 недели, но и на весь учебный год.

В начале года детям предлагается наиболее легкий материал (бытовые объекты для наблюдений, описательные рассказы для развития монологической речи).

При планировании очень важно предусмотреть повторность материала. Повторность на занятиях по развитию речи может быть буквальной. Например, для выработки правильной артикуляции и хорошей дикции в старших группах многократно используется дидактическая игра «Оркестр», когда дети напевают мелодию без слов на одних и тех же звукосочетаниях (ри-ри-ри, ли-ли-ли, ти-ти-ти).

Много раз следует проводить упражнения и игры на одни и те же трудные грамматические формы, если у детей нет прочного навыка их употребления (чулок — носков, яблок — апельсинов и др.). В данном случае происходит закрепление знаний и навыков путем простого повторения материала, пройденного на предыдущих занятиях.

Наиболее ценен такой путь организации занятий на повторение, когда пройденный материал не переносится в неизменном виде с одного занятия на другое, а разумно усложняется благодаря введению новых вспомогательных задач.

Рекомендуется повторно планировать один и тот же материал для занятий разного типа: по первоначальному сообщению материала, по закреплению знаний и навыков, по самостоятельному применению знаний и умений.

Задачи развития речи решаются путем использования различных средств и методов в их единстве. Календарный план предусматривает не только занятия, но и основные формы развития речи вне их. Эти формы также требуют предварительной подготовки.

Во всех группах работа по развитию речи вне занятий может охватывать различное количество детей. Есть фронтальные формы, охватывающие одновременно всю группу: наблюдение на прогулке, подвижная игра или хоровод, просмотр зрелища или детская самодеятельность. Некоторые виды работ целесообразнее проводить с подгруппами. Необходимо предусмотреть и индивидуальную работу: повторить стихотворение с ребенком, медленно запоминающим, вовлечь в разговор молчаливого и др.

Следует помнить об особом характере и ограниченном объеме подобной работы. «Недопустимо намечать дополнительные занятия по обучению «отстающих», т. е. тех, кто не усвоил материал со всей группой; индивидуальная работа должна быть предусмотрена на занятиях».

Кроме речевой работы в общем календарном плане должно быть отведено место для работы по остальным разделам программы.

Воспитателю в течение всего года необходимо иметь обобщенное представление об усвоении программы каждым ребенком группы. В связи с этим важное значение для педагога имеет анализ проведенной работы и ее результатов, т. е. степени усвоения детьми программного материала. Необходимо в календарном плане ежедневно отмечать, как выполнено то, что намечено.

Тщательный учет ежедневной работы и ее результатов является необходимым условием составления плана на последующее время. Благодаря учету воспитатель видит, что и как дети воспринимают, как развивается речь каждого ребенка, как он усваивает необходимое умение выражать свои мысли и знания об окружающей жизни, что требует повторения или углубления

По некоторым разделам работы (звуковая культура речи, морфология, монологическая речь) методист совместно с педагогом подводит цифровые итоги работы (за предыдущий год, в начале текущего, за полугодие и весь учебный год), выявляет, кто из детей нуждается в особом внимании для совершенствования их речи. И в соответствии с этим должны вноситься изменения в планы работы по развитию речи.

 

Характеристика принципов планирования работы по развитию речи.

 

В методике сложились принципы плани­рования работы по развитию речи, отражающие объек­тивно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе органи­зации педагогического процесса в дошкольных учрежде­ниях.

Среди них первостепенное значение имеют следую­щие принципы.

1. Решение задач всестороннего развития ребенка, взаимосвязь речевой работы со всеми другими разделами воспитательно-образовательного процесса.

2. Реализация всех задач развития речи в их взаимо­связи.

В плане должнынайти отражение все разделы про­граммы речевого развития:

- воспитание звуковой культу­ры речи,

- формирование словаряи грамматического строя речи,

- развитие связной речи,

- формирование элементар­ного осознания явлений языка и речи,

- ознакомление с художественной литературой.

Работа должна планировать­ся таким образом, чтобы результаты усвоения языка каксистемы использовались детьми в конечном итоге в форме связных высказываний.

3. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей ста­новления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с деть­ми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.

4. Отбор содержания и методов работы на основе учета возрастных особенностей детей, учета уже достигнутого уровня детской речи.

5. Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов рече­вой работы по мере продвиженияв усвоении материала.

6. Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что каждый ребенок уникален. Про­цесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других - медленнее. По — разному складывается и рече­вое общение ребенка с окружающими людьми. Воспита­тель долженуделять внимание не только детям, отстаю­щим в развитии речи, нои одаренным, проявляющим особый интерес к явлениямязыка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только воз­растные показатели, но и индивидуальное речевое разви­тие, данные диагностики речевого развития детей.

7. Учет конкретных условий. K конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общенияв семье, обилие контактов со сверст­никами и детьмидругого возраста, местный диалект ит. д.), условия детского дошкольного учреждения, нацио­нальные традиции региона.

8 Систематичность педагогического воздействия на речь, выражающаяся в еженедельном охвате всех основных задач развития речи, в упорядоченном распределении содержания и форм работы с детьми в течение недели, месяца; в отсутствии длительных интервалов в формировании речевых навыков.

Названные принципы в совокупности с общедидакти­ческими определяют характер планирования.

 

Характеристика планов работы по развитию речи в ДОУ

План — это условие целеустремленности и организованности труда педагога, защита от односторонности в работе и пропуска каких-то существенных сторон развития речи детей.

План помогает равномерно, ритмично выполнять программу, разумно с максимальным эффектом использовать служебное время. К тому же это отчетный документ, который помогает контролирующему лицу ознакомиться с состоянием педагогического процесса. Он отражает основную схему деятельности педагога, но не исчерпывает всего ее практического многообразия и богатства.

В современных дошкольных учреждениях утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.

1. Перспективный план определяет основные на­правления вработе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, единство в работе воспитателей группы. Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализиро­ванными.

В зависимости от того, на чем воспитатель ак­центирует внимание - на отборе содержания или опре­делении форм организации работы - выбирается форма планирования.

Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индиви­дуального развития или.некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квар­тал, полугодие, год).

Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениям педагогического процесса дошкольного учреждения.

- Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи, поскольку эта часть программы требует особогообу­чения. В плане можно предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.

- Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи, а также работу по развитию речи вне занятий. Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в не­делю, месяц, квартал, их последовательность. В настоя­щее время разработаны занятия по развитию речи для разных возрастных групп. Опубликованные сборники кон­спектов занятий - своеобразный типовой перспектив­ный план работы.

- Удобно составлять перспективные планы по индиви­дуальной работе с детьми. Такие планы представляют со­бой индивидуальные программы развития.

- Работа с детьми по интересам также планируется на длительный срок:

- На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с ро­дителями, методическая помощь семье, привлечение ро­дительского актива к организации коллективных форм ра­боты с детьми по развитию речи и т. д.).

Составление перспективных планов ограждает воспи­тателя от стихийности, случайности в работе, от механи­ческого заимствования имеющихся в педагогической ли­тературе отдельных методических разработок Перспективное планирование требует глубокого осмысления закономерностей развития речи, сущности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации.

2. Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.

По мнению многих педагогов, при таком планирова­нии удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упразднений, развлечений, фольклорных текстов и т.д.

Кроме содержания работы на карточках указываются воспитательно-образовательные задачи, которые решаются с использованием дан­ного материала.

Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конс­пекты, планы, сценарии), а также тексты художествен­ных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения меро­приятий, использования дидактического и художествен­ного материала.

Целесообразно применять условные обо­значения, например: первая половина дня; - вторая половина дня; - занятие; - прогулка; - утро; - вечер.

При планировании индивидуальной работы имена де­тей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным: видом и формами индивиду­альной работы.

При календарно-перспективном планировании в кон­це месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализова­ны. Если задачи реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку допол­няют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.

3. Заблаговременное определение порядка, последователь­ности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и мето­пов составляет сущность календарного планирования.

Обязательная для воспитателя документация — календарный план учебно-воспитательной работы и дневник (учет). Именно в них указываются содержание и организация речевой деятельности детей в течение дня.

На утренние часы планируют:

- коллективные и инди­видуальные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора де­тей;

- работу по ознакомлениюс художественной литера­турой (чтение и рассказывание, повторение стихотворе­ний, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги (по:желанию детей);

- разнообразные дидактические игры и лексические упразднения; индивидуальную работу.

В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия.

Рекомендуется указывать:

а) название занятия;

б) задачи, которые предстоит решить (в том числе обя­зательно содержание главной речевойзадачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, пе­речень слов для введения в детский словарь или; перечень» звуков и труднопроизноси

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...