Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи литературного образования




Рабочая программа учебного курса

Основного общего образования (базовый уровень)

ЛИТЕРАТУРА

Общеобразовательный класс

(5 специальный (коррекционный) класс VΙΙ вида)

 

 

  Составитель: учитель литературы высшей квалификационной категории Петрова С.С.

 

 

Учебный год

Пояснительная записка

Образовательное учреждение определяет единую для всех педагогов структуру рабочей программы (ФГОС ООО):

• пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

• общую характеристику учебного предмета, курса;

• описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

• описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

• личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

• содержание учебного предмета, курса;

• тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

• описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса МОУ СОШ № 000составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

· Конституция Российской Федерации (ст.43).

· Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012; одобрен Советом Федерации 26.12. 2012)

· Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644)

· Образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 000 (приказ по школе от августа 2014 года № 18)

· Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию; Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15: http://www.fgosreestr.ru/node/2068)

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10»

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

· Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года

 

Рабочая программа по литературе для 5 класса МОУ СОШ № 000 учитывает рекомендации рабочей авторской программы, разработанной Н.В. Нечаевой (2015), которая обеспечена учебником (Н.В. Нечаева. «Русский язык: Учебник для 1 класса», - Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011. – 80 с.); методическими рекомендациями (Н.В. Нечаева. Русский язык. 1 класс. Методические пояснения. - Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011. – 48 с.). Учебник допущен к использованию в образовательном процессе (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О Федеральном перечне учебников»).

 

Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры в широком смысле, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.

Цели изучения учебного предмета «Литература»

Цель преподавания литературы — воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором[1].

Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено[2]:

· на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

· на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

· на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

· на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

· на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

· осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

· формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

· воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

· воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

· формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

· обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

· формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...