Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий. Дополнительная информация. Глава 2 определение убеждений. Ожидания. Принципы




Комментарий

 

Представленные обучающие методы — лишь дополнение к терапии, они не заменяют необходимого общения между терапев­том и клиентом.

Дополнительная информация

 

Неймейер и Фейкзес (Neimeyer & Feixas, 1990) обнаружили, что клиенты, от которых требовалось выполнение домашних заданий по когнитивной терапии, были гораздо успешнее тех, кто проходил ту же терапию без домашней работы.

Ньюман с коллегами (Newman, 1997) эффективно использовал пор­тативные компьютеры в работе с клиентами с паническими расстрой­ствами и сопоставил свои результаты с результатами типичной когни­тивно-поведенческой терапии. Компьютеры оказались полезными в вы­полнении многих когнитивных реструктурирующих техник (Buglione, DeVito, & Mulloy, 1990; Chandler, Burck Sampaon, & Wray, 1988; Selmi, Klein, Greist, Sorrell, & Erdman, 1990).

Обширные исследования проводились по эффективности использо­вания памяток, пособий и книг по самопомощи (что известно как биб­лиотерапия) в качестве дополнения к регулярным психотерапевтичес­ким сеансам (см. Gould, Clum, & Shapiro, 1993; Jamison, & Scogin, 1995; Scogin, Jamison, & Davis, 1990; Smith, Floyd, Scogin, & Jamison, 1997; Wehrly, 1998).

Возможно, лучшим справочником по книгам самопомощи является The Authoritative Guide to Self-Help Books (Santrock, Minnett, & Campbell, 1994). В нем не просто перечисляются издания, но и приводится их рейтинг по полезности. Самые лучшие книги на сегодняшний день — это работы Эллиса, Бэка, Фримена и Девулфа (Ellis, 1995; Ellis, & Lange, 1995; Ellis, & Tafrate, 1997; Freeman, & Dewolf, 1993; Freeman, Dewolf, & Beck, 1992).

Майкл Фри (Michael Free, 1999) разработал мультимедийную пси­хологическую образовательную программу, рассчитанную на 12 сеан­сов. В его книге содержатся все необходимые для ведения группы мате­риалы: накладные расходы, домашние задания, полные конспекты мини-лекций, упражнения, указания по проверке домашней работы, памятки и образцы визуальных пособий, которые могут быть скопиро­ваны непосредственно из книги.

Глава 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УБЕЖДЕНИЙ

 

Базовая формула (ABC) проста. Гораздо сложнее побудить клиентов приложить ее к своей жизни. Самым затруднитель­ным для них является правильно определить В. Многие клиен­ты берут первую попавшуюся мысль, которая очень смутно свя­зана с их эмоциями, а затем тратят массу времени и энергии, пытаясь ее изменить. Позднее они могут обнаружить, что все усилия были напрасны, так как их выбор был ошибочен.

Чтобы найти нужную когницию, для начала клиентам важ­но осознать, что В обозначает множество видов внутренних про­цессов. Это не только неслышимый язык или образы, которые они создают в своем воображении. Это тоже В, но В намного шире. Чтобы дать клиентам хотя бы приблизительное представ­ление о различных типах когниций, которые заключены в В, мы выдаем им следующий список.

  • Внутренний разговор с собой
  • Самоэффективность
  • Восприятие
  • Избирательное внимание
  • Избирательное невнимание
  • Атрибуции
  • Ярлыки (слова и фразы)
  • Объяснения
  • Стиль объяснения
  • Категории
  • Когнитивные карты
  • Требования к себе
  • Жизненные ориентиры
  • Мысленные ассоциации
  • Когнитивное обусловливание
  • Я-концепция
  • Образы
  • Избирательная память
  • Гештальт-паттерны
  • Темы и рассказы
  • Предрассудки, воображение, оценки
  • Умозаключения и выводы
  • Самоинструктирование
  • Предположения
  • Материализация абстрактного
  • Внутренние сценарии
  • Прототипы
  • Идеализированные когнитивные модели
  • Персонализированные мифы
  • Обработка информации
  • Нейронные сети
  • Лингвистические прототипы
  • Связи между паттернами
  • Мозговая организация
  • Когнитивные схемы
  • Гештальты
  • Ведущий образ действий

 

Терапевт может помочь клиентам понять этот длинный спи­сок терминов, пояснив, что все эти В происходят в разное вре­мя. Как в домино, каждый из этих умственных процессов за­пускает последующий, пока они все вместе не образуют силу, достаточную для того, чтобы вызвать определенную эмоцию или действие.

                                 

                                А               Се                                      Со

 ________________________________________________________

ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ

 

А = активирующее событие, или стимулы

Вп = когниции и убеждения разных видов

Се = эмоциональная реакция — то, что мы чувствуем

Сь = поведенческая реакция — то, что мы делаем

ОЖИДАНИЯ

 

Принципы

 

Отдельные В появляются до того, как случается А. Чаще все­го это глобальная философия, или взгляд на мир, которая обу­словливает то, каким образом клиенты встречают событие.

 

___________ В _________________ А ______________ Се _______ Сb _____

                  Ожидания

Ожидания, или экспектации, — это то, что клиенты хотят от себя, других и мира в целом. Это критерии, которые они используют, чтобы решить, были ли они успешны или провали­лись, это их собственные притязания на то, как они должны себя вести. У клиентов могут быть заниженные или завышен­ные ожидания относительно себя, других или мира. Когда они нуждаются в достижении желаемого, то ожидания становятся требованиями.

Зачастую нереалистичные ожидания являются единственной причиной эмоциональных проблем. Перфекционисты ставят пе­ред собой невыполнимые требования, а уровень их притязаний настолько высок, что его невозможно достичь. Такие клиенты могут чувствовать себя неудачниками почти всегда. У них мо­жет возникнуть депрессия с суицидальными намерениями из-за более низкой, чем они ожидали, полученной на занятиях оценки, они испытывают ужас, если не могут контролировать опреде­ленные внутренние процессы. Например, ключевым ожиданием у многих страдающих агорафобией клиентов является: «Я не должен волноваться, а если почувствую тревогу, то должен тут же справиться с ней». Другие клиенты постоянно испытывают гнев, так как все вокруг ведут себя, на их взгляд, неразумно и не именно так, как им того хочется. Ожидания некоторых депрес­сивных клиентов настолько занижены, что они бросают любые начинания, не сделав ни единой попытки их осуществить.

Перед тем как А даже произойдет, клиент встречает это со­бытие, неся тяжелый груз ожиданий и требований, который пре­допределяет, будет ли А воспринято как хорошее или плохое, как удача или провал, как позитив или негатив. Истинная цена А не имеет значения, оно оценивается сквозь цветные очки ожи­даний клиента.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...