Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рутины и ментальные модели

Сегодняшний мир имеет тенденцию к резким изменениям. Изо дня в день меняется наша жизнь: то, как мы живем, общаемся, работаем, выглядим и т.д. Изменяется понятие нормы во всех сферах нашей жизни и деятельности, что считалось нормой несколько лет назад, сегодня уже является устаревшей точкой зрения и вытесняется. Такая трансформация нашей жизни изменяет человека не только снаружи, для большего соответствия сегодняшнему социуму, но и изнутри, меняя наше поведение и привычки.

Несмотря на такое кардинальное изменение нашей жизни, все же существует маленькая сфера нашей каждодневной деятельности, которая не поддается обширным изменениям и, в основном, остается прежней. Это наши рутины. Что же из себя представляет такое понятие как рутина?

Впервые термин рутина был использован создателями эволюционной теории Р. Нельсоном и С. Уинтером. Данный термин в основном характеризовал деятельность организации, а также поведение работников внутри нее. Для работников, то есть отдельных индивидов, существуют два основных вида рутин: технологические и отношенческие рутины.

Технологическая рутина представляет собой осознанное повторение одних и тех же действий. К примеру, при таких работах, где особо не нужно принимать важных решений и работа в основном однотипная, имеет место технологическая рутина. К работам такого типа можно отнести работу почтальона, работу фрезеровщика и т.д. Сам факт сложения технологических рутин не является чем-то плохим, даже наоборот, помогают работнику абстрагироваться от внешних факторов и четко выполнять поставленную задачу.

В любую секунду нашей жизни, не осознавая, мы предстаем перед выбором. Например, как чистить зубы, с какой штанины начать надевать брюки, какой шнурок завязать первым и т.д. Если бы человек серьезно задумывался над каждым этим вопросом в своей каждодневной жизни, то он терпел бы большие убытки, связанные со временем и работой своего мозга. Да и кроме этого, у индивида часто просто нет необходимой информации, чтобы оценить ситуацию, которая могла бы быть, если б он выбрал другой путь решения задачи. Во избежание этого, мы приспособились принимать такие решения инстинктивно, на основе нашего предыдущего опыта. Нехватка информации и неспособность мозга обработать ее заставляет нас принимать такое решение, которое по нашему мнению позволит снизить наши издержки. Благодаря этому у нас и сложилась система технологических рутин. Она помогает нам избежать сложного процесса принятия решений, особенно там, где принятие решения не является чем-то важным и кардинально не влияет на нашу жизнь.

Другой вид рутины, отношенческий, возникает при неизбежном контактировании индивида с другими членами общества. Человек, являясь существом социальным, должен общаться с другими представителями социума и в рамках этого общения возникает отношенческая рутина. Данный вид рутины также способствует снижению издержек, а также помогает в правильной координации. Индивидам свойственно быть игроками почти во всех ситуациях жизни, так как в разных случаях мы можем выиграть, либо проиграть. Именно это заставляет людей выбирать свою модель поведения, основываясь на возможную реакцию индивида, с кем он имеет дело. Зная модель поведения индивида напротив, у нас появляются определенные ожидания насчет его поведения и благодаря этому мы сами складываем свою модель поведения, для достижения своей определенной цели. Таким образом, можно сказать, что отношенческие рутины дают возможность упростить отношения между индивидами и сделать их более предсказуемыми.

На протяжении достаточно долгого периода времени эти оба вида считались чем-то единым, различие между этими двумя типами рутин выявили не так уж и давно. Данное явление можно объяснить тем, что еще в давние времена, когда только-только складывались рутины, они в основном носили характер обычаев, основанных на определенных верованиях населения в каком-либо регионе. К примеру, во времена язычества была традиция жертвоприношения определенного животного, определенному богу за исполнение определенной просьбы (например, просьба обильных дождей для богатого урожая, победа над врагом в битве и т.д.). Но со становлением Христианства эта рутина (обычай) должна была быть вытеснена, так как по закону в Христианстве жертвоприношение запрещено. Однако заставить людей отказаться от своей рутины процесс долгий и сложный и зачастую может не увенчаться успехом. Именно поэтому верховные представители духовенства применили некую уловку – изменили сам смысл и процесс обряда, придав смысл не жертвы ради просьбы, а благодарности за свою удачу. Так они смогли избежать недовольства населения, из-за невозможности следовать своим рутинам, но и смогли обогатить свою культуру новой традицией и укрепить позицию Христианства как религии.

Из вышесказанного можно сказать, что рутины в основном складываются из знаний, которые мы накапливаем, и навыков, которые появляются у нас при использовании знаний на практике. Эти компоненты взаимно дополняют друг друга и без одного из них невозможно получить полноценную рутину. То есть, можно иметь определенное знание, но без навыков применения ее в реальной жизни, данный вид действия не сможет стать рутиной. Наглядным примером этого может служить вождение автомобиля: сегодня существуют множество книг про то, как нужно водить автомобиль, однако, сколько их ни читай, без применения этих теоретических знаний на практике, в виде вождения, нельзя научиться водить машину. Именно навыки позволяют каждый раз применять свои знания и в итоге формируют рутины. И важно отметить, что быстрому приспособлению к меняющейся среде способствует уровень знаний индивида: чем меньше это знание, тем дольше он будет приспосабливаться и наоборот.

Существуют некоторые причины, из-за которых у индивида складываются рутины, и эти рутины не терпят особых изменений в долгосрочной перспективе. Эти причины в основном связаны с психологией индивида и в его желании быть ближе к социуму. К таким причинам можно отнести:

v Предсказуемость среды – сегодняшняя среда, в которой живет человек, политическая или экономическая, подвержена внезапным и, возможно, резким изменениям, что создает необходимость построить вокруг себя что-либо устойчивое и тем самым ослабить внешние шоки, которые могли бы повлиять на него. Этим чем-то устойчивым и является рутина.

v Сохранение личного пространства – в каждодневной жизни человек не может обойтись без интеракций с другими людьми, своим окружением и разность в этих группах лиц заставляет индивида менять свои модели поведения. Эта причина заставляет индивида создавать для себя некую среду, которая помогла бы ему действовать в рамках своей рутины, то есть, из-за частого перебора моделей поведения, индивиду бывает необходима некая обстановка, где он сможет, скажем так, побыть собой и не зацикливаться на реакциях других людей.

v Формирование рутин дает возможность сфокусироваться на важных проблемах и направить энергию в нужное русло, помогает снизить затраты на поиск и обработку новой информации, что приведет к потери эффективности.

Можно сказать, что каждый день, сталкиваясь с определенными проблемами, мы создаем ее упрощенную, подстроенную под нас, модель и решаем ее в соответствии с нашими рутинами, которые сложились благодаря нашим знаниям и навыкам.

Благодаря накопившимся знаниям, у индивидов складываются так называемые ментальные модели. Ментальные модели позволяют тем или иным способом взглянуть на мир и определенным способом решать проблемы. Ментальная модель определяет человека, так же как и человек определяет свою ментальную модель. Эти модели дают возможность выбрать соответствующее поведение или реакцию, которая для нас является наиболее оптимальной в определенной ситуации и опять же, помогает снизить наши издержки как временные, так и когнитивные.

Несмотря на то, что у каждого индивида в отдельности существует своя ментальная модель, во время общения индивида с другими представителями общества появляется необходимость в некой общей модели прав и поведения, которая удовлетворяла бы все стороны. Эти модели прав и поведения в итоге и формируют такое понятие, как Общая ментальная модель. Модели данного вида позволяют индивидам одинаково взглянуть и оценить реальность и упрощают совместное принятие решений. К примеру, если у нас есть отдельно ментальные модели двух индивидов, то общая ментальная модель для них будет складываться из тех основных понятий, которые являются общими для них обеих.

Ментальная модель индивида 1
Рис. 1 Принцип выявления общих ментальных моделей. Ист.: Кузьминов Я.И. - Курс институциональной экономики
Ментальная модель индивида 2
Общая ментальная модель

 

 


На формирование общих ментальных моделей влияют некоторые факторы:

1. Биологический фактор – формируется на основе биологических особенностей социума. Сюда можно включить как внешние расовые признаки, – цвет кожи, глаз, рост и т.д.- так и генетический фон человека – мутации, укрепление определенного гена и т.д.

2. Социальный фактор – формируется на уровне социума на основе, в большинстве случаев, традиций и знаний в этой стране или в каком-либо регионе. То, что является нормой для одного социума, может считаться ненормальным для другого. К примеру, добрачные половые отношения не являются нормой в арабских странах и странах Кавказа, в то время как на Западе это вполне нормальное явление, или же понятие красоты: коренным образом отличается в разных странах (к примеру, в некоторых племенах традицией является шрамирование лица представителей женского пола и красивой считается та женщина, у которой больше шрамов на лице).

Несмотря на то, что ментальные модели в основном стабильны и редко меняются, необходимо отметить, что вместе с изменением среды, в которой работают и живут индивиды, по большей части изменяются и модели, так как необходимо приспособиться к изменениям, чтобы не вылететь из цепи. Например, если индивид должен эмигрировать из своей родной страны и для того, чтоб приспособиться к среде другой страны, необходимо понять и принять ментальные модели социума в данной стране.

3. Индивидуальный фактор – складывается на уровне лишь одного индивида благодаря уровню его развития и, в основном, не совпадает с ментальной моделью общества. То есть, если социум в какой-либо ситуации ориентируется по определенным признакам, которые являются основой их ментальной модели, то это еще не значит, что данный индивид будет поступать так же, принятие решения в данном случае полностью зависит от ментальной модели данного индивида.

Как ясно из вышесказанного, рутины и ментальные модели в основном связаны с традициями социума. Армения с этой стороны может служить наглядным примером. Являясь одной из самых древних стран, ментальные модели этого социума имеют давние корни, основанные на традициях. Можно сказать, что большая часть этих ментальных моделей, несмотря на некоторые трансформации, все же сохранились и по сей день. К примеру, большинство населения высказывает отрицательное мнение по отношению к таким понятиям, как теневая экономика или коррупция, однако, сами люди данной страны ‘неосознанно’ и, основываясь на своих рутинах, не только не предотвращают рост данных феноменов, но и сами способствуют их развитию. Очень часто можно столкнуться с феноменом давания взяток по собственной воле, а не по вымогательству, сокрытие своих доходов и т.д. Если существует какая-либо проблема и есть два пути ее решения: легальным, законным способом или по собственной инициативе, выходя за рамки закона, и эти оба варианта имеют одинаковые издержки, индивид предпочтет выбрать свой путь, нежели законный. Можно в этом также винить государство, говоря, что оно и его институты не внушают доверия и тем самым заставляют индивидов искать иные пути для решения своих проблем, однако, кроме этого, существует причина сильного воздействия менталитета населения на их поведение. Для того, чтобы заставить индивида отказаться от внелегальной деятельности и перейти в легальное поле, необходимо провести ряд инноваций. Важно отметить, что эти инновации в обязательном порядке должны в себе учитывать рутины и ментальные модели населения страны, так как без этого попытки изменить что-либо могут не быть успешными. Для наглядности можно привести несколько примеров.

К примеру, реформа налоговой системы. Всего несколько лет назад, для того, чтоб сдать налоговую декларацию, необходимо было занять очередь, решать множество бюрократических проблем и из-за общения бухгалтеров и представителей налоговой службы тет-а-тет всегда есть вероятность взяточничества и других нелегальных операций. Но, благодаря недавним реформам вся эта рутина стала производиться не по способу реального общения, а через интернет. Во-первых, новая система стала обязательной для пользования, что по большей части уменьшает вероятность произведения нелегальных сделок, во-вторых, для того, чтобы население смогло бы легче перейти на новую платформу и правильно ею пользоваться, на сайте самой налоговой службы и других организаций-партнеров, были вывешены видео ролики, которые показывали процесс проведения процедуры и отвечали на все возникшие вопросы. Таким образом, налоговая система смогла упростить свою работу и сделала это таким образом, что население не воспротивилось этому, а наоборот, приняло факт удобности и прозрачности новой системы.

Другим примером может стать реформа в Госкомитете кадастра недвижимости. До проведения реформ предоставление услуг данного института можно было считать полностью хаотичным: не существовало очередей, имело место взяточничество, коррупция, продвижение своих дел благодаря знакомым внутри института и т.д. Благодаря недавним реформам работа данного института стала более четкой и прозрачной. Существование строгих очередей (просьбы типа: “у меня совсем маленькое дело, пропустите меня, пожалуйста, вперед”, стали не удовлетворяться), наличие камер в залах, установление строгих сроков по выполнению работы, помогли по большей части избавиться от коррупции, использования своих знакомых, давания взяток и т.д. Важно отметить, что новые правила являются обязательными для всех без исключений, что уже позволяет говорить о прозрачности внутри института.

Как можно судить из приведенных примеров, успех этих реформ в основном зависит от одного фактора – обязательности. Экономические агенты, не имея каких-либо других выходов, вынуждены соглашаться с нормами действующих институтов и вести свою деятельность в легальной форме.

Подводя итоги, можно сказать что, рутины и ментальные модели являются неотъемлемой частью нашей жизни и представляют собой некое положительное явление, которое помогает нам заметно упростить нашу каждодневную жизнь. Однако иногда наличие устоявшихся моделей поведения и рутин могут привести и к отрицательным последствиям, таким как, развитие теневой экономики, взяточничества или коррупции. Как было сказано ранее, изменение рутин и ментальных моделей социума является сложной задачей и очень часто может просто не сработать, если при изменении экономических условий не принимать их во внимание. Реформы являются тем воздействующим фактором, под весом которого, ментальные модели и меняются, так как экономические агенты попросту не имеют другого выбора. Когда действия, основанные на наших рутинах или ментальных моделях, начинают приносить отрицательный эффект, как нам самим, так и обществу в целом, появляется необходимость подавить и изменить данное явление. Тогда государство и его институты принимают определенные меры по предотвращению данных эффектов и построению лучшей и функционирующей системы.


 

Список использованных источников

Кузьминов Я. И. – Курс институциональной экономики: институты, сети, транзакционные издержки, контракты – ГУ ВШЭ, 2006г.

Олейник А.Н. – Институциональная экономика – Москва, Инфра-м, 2002г.

Magzan M. – Mental models for leadership effectiveness: building future different than the past – JEMC, Vol. 2, No. 2, 2012, 57-63

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...