Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий. Дополнительная информация




Комментарий

 

Эта техника полезна в работе с пассивным клиентом, она же является предпочтительной терапией для многих депрессивных пациентов. Тем не менее она должна использоваться с осторож­ностью, так как может неблагоприятно отразиться на тревож­ных или серьезно обеспокоенных клиентах. Поскольку метод повышает уровень эмоционального напряжения, тревожные клиенты могут стать более боязливыми, а психически боль­ные — более возбужденными. В этих случаях более подходящим будет мягкое оспаривание.

Очень валено также, чтобы клиенты атаковали свои убежде­ния, а не самих себя. Скажите клиентам, что им будет полезно называть свои иррациональные идеи глупыми, дурацкими или нелепыми, но важно не называть себя такими словами, иначе в них можно поверить. Объясните, что они верят своим мыслям, потому что приучены это делать, и что любой человек с подобной биографией и опытом поступал бы так же.

Несмотря на то что большинство техник, для того чтобы ослабить иррациональные идеи, требуют много времени, ме­тод контратаки иногда приводит к впечатляющим изменениям. Я видел несколько клиентов, быстро сменивших свои убежде­ния, за которые они цеплялись годами только потому, что они серьезно на них разозлились.

Например, одна клиентка постоянно оставляла работу, как только ею овладевала тревога. Эта женщина годами проходи­ла долгосрочную психотерапию, но казалось, будто ничто не помогает — до тех пор, пока она окончательно не пресытилась ситуацией. Однажды, когда она уходила с третьего за тот год места работы, случилось нечто необычное. Она изменила то, что всегда говорила себе. Вот как она описала разговор с самой собой.

Я уже действительно устала от всего этого. Я опять нахожусь в том же месте по той же причине. Я расстроена, потому что боюсь сойти с ума и думаю, что увольнение с работы сохранит мой рассудок. Это на самом деле глупо! Я превращаю свою жиз­нь в хаос, трачу кучу денег и беспокою близких. Наверное, было бы лучше, если бы я просто сошла с ума. Тогда бы я могла про­вести остаток жизни, бегая, как курица с отрубленной головой. Какая гадость! Если я опять испугаюсь, то я испугаюсь. Ну и что, подумаешь! Я устала от беготни. Я больше не буду убегать! Если я сойду с ума, то и черт с этим!

На следующей неделе она получила другую работу — луч­шую, какую она могла бы найти. Это было 15 лет назад. И она никогда не увольнялась из-за тревоги.

Дополнительная информация

 

Связь сильных эмоций и когниций исследуется уже более 30 лет. Обратитесь к классическим исследованиям Шахтера и Зингера (Schachter, 1966; Schachter & Singer, 1962) и их более свежим теоретическим ра­ботам (Morovitz & Singer, 1995; Schachter & Gazzaniga, 1989; Sin­ger, 1995). Также пересмотрите Арнольда (Arnold, 1960) и Плутчика (Plutchik, 1980).

Альберт Эллис (Ellis, 1998) просит своих клиентов отрабатывать опровержения при помощи аудиозаписи, чтобы сделать оспарива­ние живым, действенным и устойчивым. Артур Фримен и Аарон Бек проделали большую работу по исследованию синдрома тревожности и панических расстройств (Alford, Beck, Freeman, & Wright, 1990; Beck, Emery, & Greenberg, 1985; Beck & Zebb, 1994; Freeman et. al., 1990).

КОНТРУТВЕРЖДЕНИЯ                          f

Принципы                                    г

 

Тренинг уверенности практикуется уже 30 лет, и почти все терапевты знакомы с данным подходом. На занятиях объясня­ются различные компоненты техники: как использовать кон­такт глаз, как выразить себя спонтанно, как изобразить уверен­ную позу, как продемонстрировать хорошо смодулированный голос. Чтобы приобрести эти навыки, требуются месяцы прак­тики, и некоторые люди оказываются в состоянии произвести долговременные поведенческие изменения, так что тренинг уве­ренности может быть для них полезным. Но занятия могут не коснуться глубинных проблем тех клиентов, которые по оконча­нии тренинга оказываются пассивными.

Очень полезно быть уверенным с другими, это помогает кли­ентам улучшать взаимоотношения, но еще более полезной мо­жет стать, в первую очередь, уверенность с самим собой.

 

Метод

 

1. Обучите клиентов основным принципам тренинга уверенно­сти. Помогите им стать уверенными с самими собой прежде, чем они начнут практиковаться быть уверенными с другими. Например, вы можете сказать клиенту, критикующему себя за невыгодное вложение денег, что существует четыре раз­личных способа справляться с ошибками. Вы можете быть:

пассивным проигнорируйте свою ошибку и притвори­тесь, что ничего не произошло. Это невыгодно, потому что вы, скорее всего, будете продолжать совершать ту же ошибку и не достигнете своих финансовых целей.

агрессивным атакуйте себя. Вините себя нещадно за то, что были так глупы и растратили деньги. Такой подход вызовет боль, снизит самоуважение и приведет к тому, что вы, вероятно, не воспользуетесь в будущем ни одним шан­сом выгодно вложить деньги.

пассивно-агрессивным вы можете наказать себя косвен­но выпивкой, перееданием или нарочно худшим вложением

денег. Это вредно не только потому, что вы не достигнете своих целей, но и потому, что, играя в прятки с самим с собой, вы перестанете понимать, какую ошибку совершили.

ассертивным будьте честны с собой в том, что вы допу­стили ошибку. Воспринимайте этот промах как недоста­ток суждения, а не характера. Уточните природу ошибки, например: «Я поверил тому, что сказал агент, не проверив это». Опишите, что вы в будущем постараетесь сделать по-другому, например: «Я всегда буду сверять будущие инве­стиции с независимым источником». Этот подход вероят­нее других приведет вас к достижению цели без всех тех негативных, разрушительных эмоций, которые разжигает самоагрессия.

2. Практика. Эффективными могут быть многие практические техники, но наиболее полезными для развития уверенности в себе являются ролевые игры и репетиция с аудиокассетой.

Ролевая игра. Составьте список типичных конфликтных ситуаций, в которые попадает ваш клиент. Однако, в отли­чие от стандартного тренинга уверенности, конфликт дол­жен быть не внешний, а внутренний. После этого пусть клиент потренируется в озвучивании четырех различных вариантов внутренней реакции. Попросите его обратить внимание на различные эмоции, которые вызывает каж­дый из подходов.

Репетиция с аудиокассетой. Клиенты практикуют свои уверенные ответы, записывая их на кассету до тех пор, пока содержание и тон их не будет, на их взгляд, удовлет­ворительным.

3. Внутренний учитель. В заключительной части тренинга уве­ренности приведите в подробностях аналогию с внутренним учителем (см. раздел по самоинструктированию в главе 2). Помогите клиенту найти своих «учителей», определить их происхождение, если это необходимо, уволить старых учите­лей и нанять новых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...