Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Конструкция предложений и последовательность действий с предметами одевания




Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская

Развитие воспринимаемой

И самостоятельной речи

У детей-алаликов

Ознакомление с предметами из окружающей жизни

Семья

Оборудование: картина «Семья».

Тема «Семья» берется первой из ряда тем в разделе восприни­маемой речи, так как члены семьи — это самые близкие и посто­янные лица, окружающие ребенка. Цель этого занятия — рас­ширение круга представлений ребенка.

Логопед, усадив небольшую группу детей или одного ребенка, показывает поочередно изображенных на картине членов семьи и называет их четко, ясно и лаконично.

Это папа, мама, дедушка, бабушка, -Тата, Вова.

Для проверки понимания и усвоения логопед предлагает де­тям показать на картинке папу, маму, бабушку и т. д.

Если на занятии присутствует группа детей, то лучше попро­сить одного ребенка показать папу, другого ■— маму и т.д., но с тем расчетом, чтобы каждый ребенок назвал всех изображенных на картине лиц.

Логопед показывает на отдельных членов семьи, изображен­ных на картинке, и спрашивает: «Кто это?» Ребенок отвечает: «Это мама, это папа» и т. д.

Таким методическим приемом достигается сочетание воспри­нимаемой речи с воспроизводимой, хотя бы в лепетной форме.

В зависимости от правильного показа ребенком предъявлен­ных картинок и ответов на поставленные вопросы логопед убеж­дается в усвоении данных понятий и отводит в связи с этим соответствующее время на прохождение темы.

Такой ход занятий с небольшими изменениями формулиро­вок (дай куклу, возьми машину и т. д.) логопед сохраняет и при прохождении остальных тем.

При отработке данной темы можно рекомендовать родителям наклеить в альбоме ребенка членов их семьи (и подписать), а логопеду совместно с ребенком ознакомиться с членами семьи неговорящего ребенка, после этого перейти к отвлеченной кар­тинке «Семья».

Существительные к теме «Семья»: тетя, мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, Вова, Оля и другие имена детей.

Глаголы: жить, сидеть, идти, работать.

Глагольные формы: я живу, мы живем, он живет, они живут; мама (папа) работает; тетя сидит и т. д.

 

Упражнения на закрепление форм повелительного наклонения.

Вариант занятия.

Логопед поочередно дает задания детям (в форме повелитель­ного наклонения), интонационно выделяя имена детей:

«Вова, иди! стой! сядь! Таня, попрыгай! иди! стой! Миша, возьми (мяч)! отдай (мяч)!»

Игрушки

Оборудование: Игрушки — кукла, зайка, машина, мяч, мишка, лопатка, ведерко, барабан, пирамида.

При проведении этого и последующих занятий логопед пока­зывает игрушки или картинки с изображением данных предме­тов- четко, громко называет их: «Это кукла Ляля, это машина, это мяч, это мишка, это зайка, это лопатка, это ведерко, это барабан, это пирамида».

Уметь на картинках вычленить игрушки и предметы: зайчик, мишка — игрушки, а заяц, медведь — животные; кукла и девочка; машина —■ игрушка и настоящая машина; кубик и. кирпич и т. д.

 

В этой теме целесообразно ввести знакомство с глаголом играть; ознакомить с 1-м лицом ед. и мн. числа, 3-м лицом ед. и мн. числа настоящего времени: Я играю — мы играем. Он играет — они

играют — и одновременно отработать в понимании вопросные

формы,

Что это? — Кубик, машина.

Для чего (зачем) нужна? — Играть.

Что ты (он) будешь делать? — Буду играть.

Что ты делаешь? — Играю.

Что он (она) делает? — Играет.

 

Упражнения на закрепление темы «Игрушки».

а) Вопросные конструкции; б) нацеливающие варианты отве­тов.

Проводятся упражнения по работе над сюжетной картинкой. Составляется короткий рассказ: Вова несет зайку. Оля несет мишку.

Таня несет куклу. Дети играют.

На одном из таких занятий логопед может познакомить ре­бенка с частями тела вначале на кукле, а затем на самом ребенке. Показывает голову, глаза, нос, рот и т. д.

Вопросы к теме «Части тела».

Покажи у куклы нос, рот, голову, глаза и т.д.

 

Словарь Вопросы Варианты ответов
зайка что? кто? машина, кукла и т. д.
мишка где? вот, там, тут
машина что делает? я ищу, нашел, несу и т. д.
кукла что делает?  
кубик что делают?  
  кто купил? я, мяма, папа и т.д.
пирамида что ищешь?  
идти. что нашел?  
нести кого нашел? мишку, зайку, куклу и т.д.
искать что несешь?  
находить кого несешь?  
покупать что ты будешь делать? я буду играть
купить что это? зайчик, мишка, кукла
играть для чего, зачем нужно?  
  что ты будешь делать? играть
  что ты делаешь? играю
  что делает Коля, Валя? играет
  и т.д.  

Где волосы, руки, ноги, спина, голова?

Что делаешь носом, ртом, руками, ногами и т. д.?

Ребенок должен уметь показать и назвать (как сможет) ука­занные части тела, а также назвать действия (глаза видят, ноги ходят, руки играют, работают и т. д.).

Здесь можно предложить следующие игры по активизации речи неговорящего ребенка:

1. Отгадай, кто ушел. Первоначально на столе логопед выс­тавляет две-три (потом до пяти — семи) игрушки. Предложив детям закрыть глаза (отвернуться), логопед в это время прячет одну из игрушек. Дети, открыв глаза (повернувшись), должны назвать, какой игрушки нет, кто ушел.

2. Логопед раздает игрушки, предлагает запомнить, у кого ка­кая игрушка, затем все ставят игрушки на стол: подобно тому как в первой игре логопед прячет 1—2 игрушки, дети должны отгадать, чьи игрушки ушли и найти их.

3. Игрушки расставляют по комнате, дети должны отыскать, принести логопеду игрушки и назвать, какую игрушку принес, уметь назвать и показать действие (как можно играть с этой иг­рушкой: машину возить, куклу кормить, мяч бросать, катать). Все эти действия нужно уметь показать с игрушками.

 

Задания для родителей.

1. Сходить в магазин, посмотреть, где покупают игрушки. Поупражняться в назывании игрушек и глаголов в форме 1-го и 3-го лица, ед. числа: я ищу, несу, покупаю и т.д.*

2. Рассматривание картинок в книге (нахождение игрушек по картинкам).

3. Аленкины игрушки. М., 1976. Книжка-картинка.

4. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева, М., 1972. с. 23. 139.

5. Солнышко. Киев, 1975, с. 45, урок 22, 23; с. 50-51, урок 25.

 

Одежда

Оборудование: 1) одежда ребенка, логопеда, куклы; 2) набор картинок «Одежда».

Задание. Возьми шубу. Возьми шапку. Возьми фартук. Возьми колготки. Возьми варежки. Возьми платье. Возьми шарф. На­день на себя шапку. Надень на себя варежки.

В зависимости от сезона берется первоначально следующая одежда (не более 3—4 названий для запоминания и самостоя­тельного называния).

Зима Весна Лето Осень
шуба, пальто пальто кофта рубашка
шапка (шарф) куртка рубашка плащ
варежки шапка майка платье
валенки сапоги трусы брюки
    платье кофта
    носки колготки
    тапочки ботинки

 

Глаголы: надевать, снимать, убирать, вешать.

Вопросы, отрабатываемые в теме «Одежда»

Что надеваешь? — Шубу, шапку, платье.

Что надевает? — Рубашку.

Что делает? — Надевает.

Что делаешь? — Надеваю.

Что сделала? — Надела.

Что снимает? — Шубу, шапку], рубашку.

Что снимаешь? — Шубу, шапку, рубашку.

 

Конструкция предложений и последовательность действий с предметами одевания

а) Для прогулки зимой.

Ваня надеваетваленки. Таня надевает шапку.Дима надеваетварежки, Оля надевает шубу.Таня завязывает шарф.Петя идетгулять.

Вариант игр к теме «Одежда».

Кукла проснулась.Отрабатывание последовательности в про­цессе надевания на куклу предметов одежды: майка, трусы, ру­башка, колготки, носки, тапочки, штаны (порядок устанавлива­ет логопед).

Идем гулять.Логопед готовит к занятию куклу и соответству­ющую (в зависимости от сезона) одежду. Дети садятся близко к столу с разложенной на нем одеждой для прогулки куклы.

В ходе занятий логопед совместно с детьми устанавливает порядок одевания куклы, называет одежду, в которую оденут куклу, и действия, связанные с одеждой.

 

Игры с картинками

У кого этот предмет?(Закрепление предметного словаря.)

Оборудование: картинки одежды.

У логопеда — картинки, у детей — предметы одежды. Логопед показывает картинку с изображением одежды; ребенок в ответ должен показать ту одежду, которую показал на картинке лого­пед. Тот, кто правильно отвечает, получает фишку. В конце за­нятия подводится итог, у кого больше фишек.

Что ты будешь делать?(закрепление глагольного словаря.)

Оборудование: картинки одежды.

Логопед показывает картинки — рубашку, платье и т. д. Спра­шивает у детей поочередно: «Что ты будешь делать, Таня? Что делает Вова? Что ты будешь делать?»

Ребенок должен ответить: «Буду надевать или надену, оде­ваю». Правильно назвавший действие получает картинку.

Когда все картинки разыграны, логопед переходит к закреп­лению в активной речи глагола снимать. Теперь ребенок, отда­вая картинку логопеду, называет действие (что делаешь?): сни­маю.

Подобно этой игре закрепляется и форма глагола 3-го лица ед. и мн. ч.

Я надеваю.

Он надевает.

Мы надеваем.

Они надевают.

 

Я снимаю.

Он снимает.

Мы снимаем.

Они снимают.

 

Чего не хватает?а) Объясняется ситуация — на улице холодно. Ребенку дают куклу и одежду: шапку, пальто, шарф. Что еще нужно? — Варежки. Почему? — Холодно.

б) Кукла — одежда: пальто, шарф, валенки, варежки. Что еще нужно? — Шапку.

в) Пальто, шапка, варежки — нужен шарф.

г) Шапка, варежки, шарф — нужно пальто.

Аналогичные рассказы логопед может составлять но всем вре­менам года с учетом одеваемой одежды. Рассказ начинает перво­начально от общего и переходит к частному.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.