Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . Понятие авторского произведения. источники правового регулирования




Содержание

Введение

Глава I. Понятие авторского произведения. источники правового регулирования

Глава II. Содержание авторского произведения и виды

Глава III. Система интеллектуальных прав на авторское произведение

1. Исключительные права как имущественные

2. Личные неимущественные права

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Идея охраны результатов интеллектуальной деятельности зародилась около двухсот лет назад. В то время, в связи с развитием общественных отношений, появилась необходимость включения их в экономический оборот и, соответственно, закрепления на них определенного права. В настоящее время результаты интеллектуальной деятельности играют все большую роль не только в духовной сфере жизни человека, но и в материальном производстве.

"Существенная особенность рынка интеллектуального продукта заключается в том, что на нем выступает, строго говоря, не сам продукт, а права на него". Без определенного разрешения и последующей выплаты вознаграждения интеллектуальный продукт выступать на рынке не может, так как в основе его построения лежит "вопрос правовой охраны продукта, установление на него исключительного права и вытекающих из него законодательных ограничений пользования". Поэтому в век высоких технологий, сети Интернет, вхождения информации в экономический оборот сфера интеллектуальных прав получает все большую актуальность и общественную значимость.

Целью данной работы является исследование такой сферы интеллектуальных прав как авторские права, а именно его объектов, объединенных под общим названием - авторское произведение, рассмотрение специфики его содержания и системы исключительных прав на произведения.

исключительное имущественное авторское право


Глава I. Понятие авторского произведения. источники правового регулирования

 

Авторское право (англ. термин Copyright Law, нем. - Urheberrecht, франц. - droit d'auteur) традиционно занимает важное место при изложении различных правовых институтов, относящихся к интеллектуальной собственности.

Считается, что авторское право признавалось в России с начала XIX века, вплоть до Октябрьской революции 1917г. Октябрьские события стали причиной незначительного по времени перерыва, после чего право было восстановлено в середине 20-х гг. прошлого века.

Важной особенностью авторского права России, свойственной ему почти на всем пути его исторического развития, была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в России значительно раньше. Впервые положения об авторском праве получили своё отражение в Цензурном уставе 1828 г. в главе "О сочинителях и издателях", где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. В 1830 г. утверждается новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.

"Дальнейшее развитие авторского права в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 гг. было признано право на музыкальную и художественную собственность". В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного устава в Законы Гражданские, они были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.

К концу XIX в. появилась необходимость принятия нового закона, который соответствовал бы потребностям времени и дал бы ответы на накопившиеся на практике вопросы. Стало очевидным, что существующие правила уже не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. 13 лет ушло на переработку законодательства и подготовку новых правил. Наконец, 20 марта 1911 г. был принят первый специальный закон в сфере авторского права, он назывался "Положение об авторском праве" и был составлен на основе лучших образцов законодательств различных государств того времени. И хотя в нем уже отразился традиционный для российского авторского права более низкий уровень охраны, тем не мене, "этот закон как по содержанию, так и по форме был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени". "Хотя он и не уравнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран - участниц Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., однако все же вывел нашу страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений".

В начале 60-х годов в ходе кодификации было решено включить законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик. 11 июня 1964 г.

В 1973 г., Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. Многие специалисты, начиная с конца 70-х годов, высказывались за необходимость привести авторское законодательство в соответствие с требованиями основных международных конвенций. В связи с этим 31 мая 1991г. был разработан раздел "Авторское право" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Закон должен был вступить в действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом Советского Союза, этого не произошло.

С 3 августа 1993 г. начал действовать ФЗ "Об авторском праве и смежных правах", который утратил силу 1 января 2008 года в связи с вступлением в силу части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В настоящее время авторское право, как правило, рассматривают в объективном и субъективном смыслах.

"В объективном смысле - это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле - это имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты авторских прав".

Существуют различные виды объектов авторского права, все они объединяются под общим названием - "авторское произведение". При этом данный вид объекта характерен только для сферы авторского права, поэтому, когда употребляется термин "произведения", то подразумевается именно произведения как объекты, охраняемые авторским правом.

Согласно ст.1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации: объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

§ литературные произведения;

§ драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

§ хореографические произведения и пантомимы;

§ музыкальные произведения с текстом или без текста;

§ аудиовизуальные произведения;

§ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

§ произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

§ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

§ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

§ географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

§ программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

§ производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

§ составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

§ другие произведения.

"Термин "произведение" в ГК РФ не раскрыт, хотя из абз.1 п.1 ст.1228 ГК РФ может быть сделан вывод, что это результат интеллектуальной (творческой) деятельности". А интеллектуальная (творческая) деятельность, в свою очередь, - это деятельность человеческого мозга. Следовательно, можно сказать, что произведение - это не материальный, а идеальный объект, так как мозг не может создавать предметы материального мира.

В юридической литературе можно найти различные научные определения произведения, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное В.И. Серебровским. "Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения".

Под понятием достоинства произведения в ст.1259 имеются в виду различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство. Получается, что устаревшие, антинаучные произведения, как правило, не используются, но, тем не менее, охраняются авторским правом.

Также следует отметить, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме:

§ письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

§ устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме);

§ изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео - или фотокадр и так далее);

§ звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

§ объемно-пространственной форме (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

Это означает, что авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, так как она, "строго говоря, является частью понятия "произведение"; это и есть само произведение: если какая-то мысль, идея существует лишь в голове, а объективно не выражена, то произведения еще нет".

Также одним из условий охраноспособности произведения является его творческий характер - это означает, что произведение должно быть результатом творческого труда его автора, однако "пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом". Данное условие мы не найдем в законодательстве и международных договорах, однако косвенное указание содержится в ст.2 (5) Бернской конвенции, в соответствии с которой составные произведения охраняются если, если они представляют собой "по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества".

В связи с явной неоднозначностью понятия творчество в юридической литературе дается множество различных определений, приведем некоторые из них. Так, по мнению В.И. Серебровского, творчество - это "сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата".О.С. Иоффе отмечал, что творчество является "интеллектуальной деятельностью, завершающейся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности". Э.П. Гаврилов определяет творчество как "деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью". Однако, по мнению большинства российских ученых показателем творческого характера произведения является его новизна, в данном случае как синоним оригинальности произведения.

Современное правое регулирование авторского права опирается на различные источники. Для начала, конечно же, следует упомянуть часть четвертую ГК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. Этот нормативный акт завершил процесс кодификации российского гражданского законодательства. Хотя текстуально в значительной части в нем повторяются положения уже действовавших ранее законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", однако в нем содержится большое количество нововведений, которые, несомненно, оказали большое влияние на правовое положение российских авторов и исполнителей.

Также согласно Постановлению Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1224 Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1971 года (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г., а именно с даты поступления официального уведомления из Всемирной организации интеллектуальной собственности), однако с условием, что ее действие "не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием". Бернская конвенция является одним из старейшим соглашений в области авторского права, она является основой сложного механизма международной системы охраны авторских прав, обеспечивая очень высокий уровень их охраны. Ее влияние отразилось не только на территории РФ, но и значительно увеличилось количество произведений российских авторов, права которых стали охраняться за рубежом. По мнению кандидата юридических наук, заместителя заведующего отделом ФИПС, Л. Подшибихина "именно Бернская Конвенция призвана поддерживать стабильность в меняющемся мире, сделать процесс дальнейшего развития международного законодательства предсказуемым, а его результаты - взаимовыгодными для всех участвующих в нем сторон".

Говоря о международных источниках авторского права, нельзя забывать и о вступлении России в ВТО. Переговорный процесс по данному вопросу начался еще в 1995 году. Согласно заявлению руководителя Российской делегации на переговорах о присоединении России к ВТО, Максима Медведкова обсуждение велось по следующим аспектам: по доступу на рынок товаров и услуг, "условиям присоединения к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству и по так называемым системным вопросам присоединения, т.е. проблемам соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО". Следовательно, в том числе и в связи с принятием нашей страной обязательств по защите интеллектуальной собственности в соответствии Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), необходимо учитывать его положения при толковании российского законодательства.

Еще во время работы над последним проектом части четвертой ГК соответствие российского законодательства Соглашению ТРИПС стало предметом целого ряда дискуссий. Высказанные сомнения "практически до начала осени 2006 г., т.е. до принятия проекта в первом чтении, сопровождались неизменными оговорками о том, что наше действующее законодательство (шесть законов 1992 - 1993 гг.) полностью соответствует указанным международным договорам и поэтому его не нужно менять". Однако позднее, при рассмотрении положений проекта ГК, которые, по мнению иностранных экспертов, не соответствовали Соглашению ТРИПС и другим международным договорам, выяснилось, что большинство претензий вызвано недостаточным знакомством с российской правовой системой, а также недоразумениями, связанными с неудачным переводом. Тем не менее, по существу регулирования проектом ГК отдельных вопросов все же были выявлены некоторые различия, которые были устранены в ходе работы над проектом в Государственной Думе.

Соглашение ТРИПС представляет собой третью часть пакета Соглашения ВТО, это один из принципиально новых многосторонних документов, подписанных в итоге Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Введение его в действие в 1995 г. "оказало непосредственное влияние на формирование системы законодательства по интеллектуальной собственности многих стран и соответственно на совершенствование правового механизма по пресечению актов недобросовестной конкуренции и распространению контрафактной продукции".

Здесь же хотелось бы упомянуть и Договоры ВОИС. Первый из них, Договор по авторскому праву, принятый Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 г., на территории РФ он вступил в силу с 5 февраля 2009 г. Данный Договор является специальным соглашением, действующим в отношении Договаривающихся Сторон, которые являются странами Союза, учрежденного Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Основное назначение Договора состоит в попытке решения на международном уровне проблем, возникающих в связи с использованием объектов авторского права в сети Интернет. В частности, Договор вводит понятия права на сообщение произведения для всеобщего сведения и информации об управлении правами.

Второй Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам также был принят Дипломатической конференцией в 1996 г. и вступил в силу на территории РФ с 5 февраля 2009 г. Он был разработан как дополнение к Римской конвенции, однако в отличие от неё не включил в себя положения, относящиеся к вещательным организациям. Кроме того, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г., право на вознаграждение за прямое или косвенное использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, для эфирного вещания или любого сообщения для всеобщего сведения "не будет применяться в отношении фонограмм, производитель которых не является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны".

Что касается смежных прав, они регламентируются Римской Конвенцией об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.20 декабря 2002 года Постановлением Правительства № 918 Россия присоединилась к данной конвенции. Интересно, что первоначально вопрос о ее подписании Россией рассматривался в 1994 г., когда принималось решение о присоединении к Бернской Конвенции и Женевской Конвенции "Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм". Однако тогда мы отказались подписывать Римскую Конвенцию в связи с неразвитостью института охраны прав артистов-исполнителей в нашей стране.

В соответствии с нормами данной Конвенции охрана, предоставляемая указанным обладателям смежных прав, "включает возможность предотвращать несанкционированное воспроизведение исполнений, в том числе передачу в эфир, и право на получение вознаграждения от коммерческого использования фонограмм или исполнений".

 


Глава II. Содержание авторского произведения и виды

 

Любое произведение состоит из структурных элементов, часть из которых можно отнести к его форме и часть - к содержанию. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно выражается. "Так, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык (он может быть высокохудожественным или, наоборот, "бедным"), художественные образы, последовательность развития событий, характерные черты героев и т.п., а к элементам содержания - тема, идея, сюжет, мораль и т. п…В произведении научной литературы элементы формы - язык, последовательность изложения, логические цепочки и т.п., а элементы содержания - научные идеи, достижения, предложения, факты, изобретения, открытия".

Однако, эта закономерность характерна не только для авторского права, такова общая философская теория, согласно которой любой объект, будь то предмет или явление, состоит из формы и содержания. Любая идея, любой элемент содержания произведения, всегда выражается в определенной форме, и любая попытка исследовать их отдельно от произведения в целом, отдельно от формы произведения, выделив их из него, потерпит неудачу, потому что эти элементы отдельно от формы не существуют. При этом, с точки зрения философии, содержание - это определяющая сторона целого, совокупность его частей, а форма - способ существования и выражения содержания.

Так как только с помощью философии точно определить, какие элементы произведений науки, литературы и искусства относятся к форме, а какие - к содержанию невозможно, необходимо было создать четкий перечень характерных элементов содержания любых произведений, ныне содержащийся в п.5 ст.1259 ГК РФ: "Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования".

Таким образом, данная статья закрепляет, что форма выражения идеи охраняется авторским правом (или, по крайней мере, может получать такую охрану), а содержание, если используется не в той форме, в которой оно использовано в произведении, не охраняется.

Вековой опыт человечества показывает, что творческие результаты не могут быть созданы аналогичными по форме независимо от первого их творца, они всегда уникальны и отличаются друг от друга. Также очевидно, что одинаковые элементы содержания - тема, идея, сюжет и т.п. - повторяются в разных произведениях, появляются у разных авторов. "Разные лица могут независимо друг от друга получить одинаковый по содержанию интеллектуальный продукт. Более того, он неизбежно будет получен, если в этом будет общественная необходимость". Это явный признак того, что эти элементы нельзя считать уникальными, оригинальными, поэтому в перечне, содержащемся в п.5 имеются в виду "идеи, концепции, принципы и другие элементы содержания, которые взяты сами по себе (per se), т.е. независимо от той формы, в которой они выражены".

Более точно данный принцип зафиксирован в законе об авторском праве США 1976г.: "Авторско-правовая охрана оригинального авторского произведения никогда не распространяется на любую идею, операцию, способ, систему, метод действия, концепцию, принцип или открытие, взятые независимо от формы, в которой они описаны, объяснены, проиллюстрированы или воплощены в этом произведении" (§ 102 (b)).

Несколько международных договоров об авторском праве, принятых в последние годы, содержат аналогичные нормы, указывающие на неохраняемость элементов содержания произведения, но добавляют при этом, что эти элементы не охраняются авторским правом "сами по себе".

Среди них при толковании ГК РФ следует учитывать п.2 Договора ВОИС, в связи с его вступлением в силу на территории РФ с 5 февраля 2009г.: "Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые". "Слова "как таковые" как раз и означают, что авторско-правовая охрана не распространяется на элементы содержания, используемые в форме, отличной от той, в которой они выражены в произведении". Также, учитывая намерение России вступить в ВТО, следует обратить внимание на Соглашение ТРИПС (один из обязательных документов этой организации), о котором мы уже говорили выше. П.2 ст.9 данного Соглашения гласит: "Охрана нормами авторского права распространяется на формы выражения, а не на идеи, процедуры, методы работы или математические концепции как таковые".

Из этого можно сделать вывод, что подобная норма не является спецификой современного российского законодательства, а уже закреплена в ряде международных договорах.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...