Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий. Дополнительная информация. Глава 5 техники опровержения: мягкие. Оспаривание в состоянии релаксации. Принципы




Комментарий

 

С большей частью наших клиентов обусловливание избега­ния происходит естественным образом после того, как они опро­бовали обусловливание отвращения-отстранения, когда они на­чинают в условной последовательности мыслить реалистически, для того чтобы уйти от негативных стимулов.

Дополнительная информация

 

Основополагающие принципы обусловливания избегания были установлены много лет назад. Селигман и Джонсон (Seligman and Johnson, 1973) делали акцент на когнитивных компонентах. Работы некогни­тивной направленности: Azrin, Huchinson, and Hake (1967), de Villiers (1974), Foree and Lo Lordo (1975), Garcia and Koelling (1966), Herrnstain (1969), Hineline and Rachlin (1969), Kamin (1956), Kamin, Brimer and Black, (1963), Mowrer and Lamoreaux (1946), Richie (1951), Sidman (1953, 1966), Solomon (1964), Solomon and Wynne (1954, 1956), Turner and Solomon (1962).

Недавно бихевиористы стали утверждать, что научение когнитив­ному избеганию может иметь для пациентов негативные последствия. Подавление может вызвать обратный эффект (Hayes, 1995; Hayes, Strosahl, & Wilson, 1996; Hayes & Wilson, 1994; Hayes, Wilson, Gifford, Follette & Strosahl, 1996).

Глава 5 ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ: МЯГКИЕ

 

В предыдущей главе были описаны техники оспаривания, которые призваны увеличить уровень психического возбужде­ния клиента. Высокоэмоциональное опровержение может быть эффективно применительно убеждений определенного типа, особенно когда оно возбуждает гнев клиента против собствен­ных иррациональных убеждений. Агрессивная или ассертивная атака депрессивных или пассивных мыслей помогает клиен­там изменить не только свое мышление, но и эмоции, которые его сопровождают. Но иногда более эффективным оказывается объединение с идеями клиента спокойных эмоций. Низкоэмо­циональные техники, например, спокойное оспаривание в рас­слабленном состоянии, могут снизить сильное возбуждение клиента и осуществить изменение убеждений более мягким

образом.

Убеждения, вызывающие тревогу, часто гораздо лучше ме­нять в расслабленном состоянии. Теоретически предполагает­ся, что мягкое опровержение снижает тревогу клиента, в то время как агрессивное ее увеличивает. В состоянии релакса­ции иррациональное убеждение подвергается воздействию как противоположной мысли, так и противоположной эмо­ции, которые становятся двумя активными компонентами те­рапии.

В этой главе описано, как обучить клиента использовать спо­койные эмоции для опровержения своих убеждений.

ОСПАРИВАНИЕ В СОСТОЯНИИ РЕЛАКСАЦИИ

Принципы

 

Наиболее распространенный тип мягкого опровержения за­действует релаксационный тренинг. Сначала клиентам даются инструкции по одному или нескольким способам релаксации, а затем применяются техники опровержения. Наиболее суще­ственным элементом в использовании данной техники является уверенность в том, что клиент остается расслабленным на протя­жении всей процедуры.

В этой технике провоцирующие тревогу стимулы сочета­ются с релаксацией, что тормозит условную реакцию трево­ги. Это похоже на обратное обусловливание — процедуру, ко­торая связывает позитивный и негативный стимулы так, что позитивный замещает негативный. Для того чтобы процеду­ра прошла успешно, положительный стимул должен быть силь­нее отрицательного. Это достигается постепенным введением клиента в событие, вызывающее страх. Схематически нега­тивные и позитивные условные реакции выглядят следующим образом:

 

УС- ____________________________________УР-

 

УС+ ____________________________________ УР+

 

После связывания сильного УС+ с более слабым УС- мы имеем:

УС ------------------------------------------------------------------ УР+

 

В традиционном подходе к обратному обусловливанию УС-состоит из серии вызывающих тревогу образов, которые орга­низованы в ступенчатую иерархию. Эти образы связываются с расслаблением, пока реакция релаксации не замещает реак­цию тревоги.

Когнитивное реструктурирование модифицирует эту проце-ДУРУ> десенсибилизируя не образы, а мысли клиента, таким об­разом снижая или сводя на нет негативные эмоции, связанные с

ними. Образы используются только для создания контекста, или фона, для визуализации различных убеждений.

Метод 1

1. Сначала клиент упражняется в одном или нескольких мето­дах расслабления. К ним относятся стандартная релаксация, прикладная релаксация, снижение показателей КГР, ЭМГ, сердечных сокращений, белый и розовый шум, сценарии рас­слабления альфа-тета, звуки природы, самогипноз (см. До­полнительную информацию).

2. Постройте иерархию иррациональных убеждений, которые вызывают тревогу. Расположите их по степени вызываемого страха или по силе приверженности этим мыслям.

3. Попросите клиента представить наименее провокационную мысль из иерархии. Когда она возникнет в уме отчетливо, начинайте глубокое мышечное расслабление. Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока напряжение клиента не вер­нется к нулевому уровню, указывая на то, что мысль больше не вызывает тревогу. Например:

«Теперь, пожалуйста, представьте следующую мысль в ва­шей иерархии. Нарисуйте ее в уме так ясно, как только вы можете. Если хотите, вообразите какую-нибудь конкретную ситуацию из прошлого, в которой у вас чаще всего появля­лась эта мысль. Продолжайте думать об этом, пока мысль не станет совсем отчетливой. Дайте мне об этом сигнал правой рукой... Хорошо, стоп! Теперь расслабьтесь, как я вас учил, и расслабляйтесь до тех пор, пока вам снова не станет комфорт­но. Сообщите мне об этом. (Вместо сигнала рукой могут использоваться данные биологической обратной связи или вербальное сообщение. ) Теперь повторите это еще раз, пожа­луйста. Пусть мысль возникнет у вас в уме, станет отчетли­вой, и тогда расслабляйтесь. Можете представить сцену, в которой у вас, вероятнее всего, будут такие мысли, если вам это поможет, но сцена должна отличаться от той, что исполь­зовалась вами ранее».

4. Продвигайтесь по иерархии клиента, пока его тревога отно­сительно всех ее компонентов не станет равной нулю.

5. Запишите процедуру на аудиокассету, чтобы клиент мог упражняться дома.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...