Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические способности в структуре деятельности учителя.




Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. Они проявляются в особой чувствительности к объекту, средствам и способам педагогического воздействия, к собственному Я как факторам педагогической деятельности.

В структуре педагогических способностей Н.В.Кузьмина выделяет два комплекса компонентов: проективный и рефлексивный. К проективным способностям, представляющим собой отражение требований педагогических систем к деятельности учителя, относятся: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, рассмотренные выше. Рефлексивные способности являются условием создания нормальных взаимоотношений учителя с учащимися и состоят из следующих компонентов: 1) особой чувствительности к объекту – ученику как субъекту педагогической деятельности («чувство объекта»); 2) особой чувствительности к степени своего воздействия на другого человека («чувство меры»); 3) особой чувствительности к регулированию системы субъект-субъектных отношений («чувство сопричастности»).

В структуре педагогических способностей выделяются общие педагогические и специальные педагогические способности. Общие педагогические способности (особенности внимания и наблюдательности, качества ума, речи, воображения и эмоциональности) являются условием успешности всякой деятельности, предполагающей взаимодействия людей. Специальные педагогические способности являются обязательным условием высоких достижений в деятельности преподавателя любой педагогической системы.

В.А.Крутецким проводился структурный анализ педагогических способностей. Условно все педагогические способности он разделил на три группы: 1) личностные (представляют собой характерологические черты и качества личности); 2) дидактические (связаны с передачей информации детям); 3) организационно-коммуникативные (связаны с организаторской функцией и общением).

Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера и направленностью личности. Мы знаем, как прекрасно сочетались литературные и педагогические способности Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других одаренных педагогов. У А.С.Макаренко были не только литературно-художественные, но и драматические, и музыкальные способности. Он блестяще исполнял в ученическом театре роль Городничего в «Ревизоре», хорошо играл на скрипке, которая всегда висела на стене в кабинете. Многие свои рассказы воспитанникам он сопровождал игрой на скрипке. Всем известно, что А.С.Макаренко был не только педагогом-теоретиком и практиком, но и блестящим писателем, в нем соединялись два способа постижения мира: рационально-научный и ассоциативно-образный.

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Каковы требования к личности педагога и его профессиональной деятельности в современных условиях?

2. Раскройте сущность профессиональной педагогической деятельности учителя.

3. Охарактеризуйте профессиональные знания учителя.

4. Раскройте основные педагогические умения (по Н.В.Кузьминой).

5. Выделите основные личностные качества учителя, которые определяют эффективность его профессиональной деятельности.

6. Перечислите и дайте краткую характеристику составляющих профессионального педагогического мастерства учителя.

7. Назовите педагогические способности в структуре деятельности учителя.

8. Познакомьтесь с мыслями В.Н.Сороки-Росинского об основных, по его словам, «породах» педагогов. Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 – 1960) – замечательный русский педагог. В 1927 году вышла в свет книга «Республика ШКИД» Г.Белых и Л.Пантелеева и сразу приобрела мировую известность. Благодаря книге стал известен и заведовавший тогда школой им. Достоевского В.Н.Сорока-Росинский, ставший прообразом Викниксора. Предлагаем краткий конспект главы из работы «Школа им. Достоевского», помещенный в книге: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М., 1991. – С. 214 – 220.

«В педагогике и дидактике очень много говорится об индивидуальном подходе к учащимся…но ничего не говорится об индивидуальном подходе к самому педагогу, о том, что такое его личность. Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему надлежит обладать. Имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода – каждый в своем стиле.

Породы педагогов, о которых идет здесь речь, - это разные стили их личности, их характеров. И породы эти надо знать не для того, «чтобы на них смотреть». А для того, чтобы учесть их особенности, если личность педагога и в самом деле является одним из орудий воспитания. Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные и слабые свои стороны.

Вот две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, породой, и аморфные, безразличные, беспородные.

Педагоги-теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике. Сильная сторона таких преподавателей – хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специальности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку. Они требовательны. Наиболее сильны в объяснении нового материала, бывают слабы в практике: они плохо чувствуют своих учеников, запоминая лишь хорошо успевающих да отстающих ребят. Не всегда ладятся у теоретистов и отношения с ребятами, делятся они на любимчиков и на остальных. Планы уроков составляют четко, но сами уроки ведут бестолково.

Педагоги-реалисты тонко чувствуют настроение ребят. В теории не сильны, не всегда умеют выделить главное, но зато хорошо умеют видеть самое основное – как материал усваивается учащимися, как удается опрос урока. Их такт, чувство меры, тонкое чутье настроений всего класса и знание особенностей каждого ученика позволяет им взять от каждого по его способностям и дать каждому по его возможностям. Слабым местом в работе является их эмпиризм, неумение теоретически обосновать свой опыт и выделить в нем самое главное, а поэтому и опасность разменяться по мелочам. Иногда близкие отношения с ребятами приводят к некоторой фамильярности с их стороны, бывает, такие воспитатели занянчивают свои классы.

Педагоги-утилитаристы. Для них весь мир – лишь материал для какого-нибудь использования, а учащиеся – лишь объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Их конек – не объяснение нового материала, не опрос, а всякого рода тренировка в закреплении и повторении путем разнообразнейших упражнений. Они своих воспитанников знают очень хорошо, но главным образом со стороны их недостатков, по-прокурорски. Обычно они становятся завучами или инспекторами разных рангов.

Педагоги-артисты, или интуитивисты, - те, кого у эллинов называли вдохновителями. Такие в чистом виде очень редки. Главное их свойство – это способность действовать по вдохновению, по наитию, по интуиции. В большинстве случаев они – инфантильные взрослые, до седых волос сохраняющие чисто детскую непосредственность. Видят мир как нечто общее, единое, отсюда их тонкое чутье людей и такое же интуитивное понимание сущности другого человека, какое присуще и детям, и собакам. Они хорошо умеют вчувствоваться в своих воспитанников, а потому и привлекать к себе их симпатии. Таких школьники начинают любить с первого же раза, сами не зная почему: вспомните князя Мышкина и Алешу Карамазова.

Учителя-интуитивисты могут с большим подъемом вести уроки, вдохновенно. История на их уроках похожа на серию увлекательных фильмов, география – на путешествия по чудеснейшим странам, а природоведение позволяет каждому почувствовать себя Тарзаном или Маугли. Обычно им удаются уроки повторения, все у них выглядит по-новому. Уроки нередко превращают в творческие композиции, умеют творчески работать и учащиеся. Отрицательные стороны: прежде всего, зависимость работы такого учителя от настроения; иногда плохо готовятся к уроку, надеясь на свои импровизаторские способности; не получаются иногда и хорошо спланированные уроки. Учителям такого типа следует пройти суровую школу самовоспитания и самодисциплины.

Эти четыре породы редко встречаются в чистом виде. Большинство учителей беспородны, что не снижает их качества как добросовестных преподавателей, как чутких воспитателей».

Прокомментируйте прочитанный текст. Приведите примеры указанных «пород» педагогов из Вашей практики.

9. Рассмотрите модель коммуникативных действий педагогов.

Педагог-мастер Педагог-немастер
Предъявляет требования к поведению. Наказание (обычно предложение выйти из класса и т.д.).
Юмор, ирония. Приказ, угроза.
Пауза, изменение ситуации (вызов к доске, предложение нового задания и т.д.), изменение интонации. Частые паузы, стук ручкой, ожидание тишины, нотация, раздражение, пренебрежительная насмешка.
Замечание отдельным учащимся. Безадресное обращение к учащимся. Замечание-вопрос (Разве вам разрешалось говорить?) и замечание-утверждение (Никто не работает). Замечание всем сразу.
Широкий репертуар воздействий, но количество воздействий невелико. Ограниченный репертуар воздействий, но количество воздействия велико. Организация поведения в ущерб деятельности.
Отступление по предмету. Частые отступления, не связанные с предметом преподавания.

Продолжите таблицу.


* В главе 18 использованы некоторые материалы из кн.: Михалевская Г.И. Основы профессиональной педагогической грамотности. – СПб, 2001. – 292 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...