Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий. Дополнительная информация. Управляемая практика. Принципы. Пример. История Мартина




Комментарий

 

Этот клиент нашел ведение дневника очень ценным, хотя стоит упомянуть, что он был хорошо осведомлен в психологии и много читал по вопросам когнитивно-бихевиоральнои терапии в течение года, когда он посещал консультации. Обычно клиен­там необходимо больше помощи от своего терапевта.

Дополнительная информация

 

Прогофф (Ira Progoff, 1977, 1992) разработал исчерпывающий ком­плекс методов, называющийся интенсивной журнальной терапией и предполагающий использование дневников и журналов в психотера­певтических целях. В противоположность нашим процедурам его под­ход имеет психодинамическую основу.

УПРАВЛЯЕМАЯ ПРАКТИКА

 

Принципы

 

Управляемая практика объединяет несколько когнитивных техник в одном упражнении. Так как многие клиенты пропуска­ют мимо себя тонкости, которые содержатся в когнитивной те­рапии, они нуждаются в пошаговом управлении от процедуры к процедуре и исправлении ошибок, если таковые случаются. Пос­ле нескольких практических сеансов клиенты обычно осваива­ют технику достаточно хорошо, чтобы применять унифициро­ванные процедуры в ситуациях реальной жизни.

Метод

1. Подсоедините к своему клиенту датчики биологической об­ратной связи (ЭКГ, ЭМГ, КГР). Снимите данные за пятими­нутный период, чтобы получить фоновое считывание.

2. Внушите расслабленность. Уместны будут стандартная ре­лаксация, гипноз, глубокое дыхание, розовый или белый шум, образы природы или снижение показателей биологи­ческой обратной связи. Дайте клиенту возможность устано­вить свое внимание на выбранном измерении биологической обратной связи, перед тем как продолжать дальше.

3. Подготовьте иерархию сцен, вызывающих расстройство, по­просите клиента представить первую из иерархии сцену.

4. Попросите клиента сказать вам, какое убеждение вызывает у него боль. Предоставьте ему время на этом шаге, чтобы он смог артикулировать убеждение в одном-двух ключевых предложениях.

5. Помогите клиенту определить философию, лежащую в осно­ве каждой мысли. Зондирующие вопросы типа «И что из того, если?.. Что такого ужасного, если?.. » могут использоваться для того, чтобы докопаться до центральных убеждений.

6. Проанализируйте каждое ключевое убеждение и помогите клиенту решить, полезно ли оно или нет.

7. Если ключевое убеждение не полезно, помогите клиенту его опровергнуть и оспорить настолько глубоко, насколько это возможно, используя все доступные доказательства для выявления его ложности. Продолжайте «атаку» до тех пор, пока датчики биологической обратной связи не покажут сни­жение болезненных эмоций.

8. Повторяйте упражнение, ускоряя процедуру, до тех пор, пока во время представления сцены клиентом данные его биоло­гической обратной связи будут оставаться на одном уровне. -

9. Попросите клиента говорить вслух на протяжении всей про­цедуры. Это даст вам возможность оценить способность клиен­та к опровержению и оспариванию.

10. Запишите сеанс на кассету и попросите. клиента работать с ней 4-5 раз в неделю в течение нескольких недель.

Пример. История Мартина

 

Следующая запись представляет собой выдержку из сеанса уп­равляемой практики с Мартином, 35-летним образованным мужчи­ной со множеством проблем. Мартин колебался между периодами тревоги и депрессии, в прошлом злоупотреблял наркотиками и ал­коголем и избегал любой деятельности, связанной с риском.

После нескольких сеансов мы нашли ядро философии Мартина: он считал, что все должны его уважать, в любой ситуации, которую только можно себе представить. Он паниковал от самой мысли об отвержении и чувствовал себя глубоко подавленным, если это слу­чалось. Вероятно, он усвоил эту навязанную извне философию от отца-перфекциониста, который ожидал от него невероятных дости­жений. Как и у других клиентов с подобным окружением, он ощу­щал, что никогда не сможет завоевать уважение отца.

Мартин постоянно искал уважения. Он ощущал напряженность каждый раз, когда предвидел неприятие, и компенсировал это увели­чением своих перфекционистских требований к себе, создавая силь­ное внутреннее давление. Его тревога затем перерастала в панику, что только приводило к еще большему неуспеху. Загнанный в замкну­тый круг, он удваивал требования к себе, пока не остался лишь один выход — обратиться к наркотикам и алкоголю, чтобы унять боль.

Для обучения Мартина релаксации использовалась биологичес­кая обратная связь. Снимались показатели его кожного сопро­тивления. Аппарат имел диапазон кожного сопротивления от 5000 до 3 000 000 Ом и измерительной чувствительностью < 0, 2% от основного сопротивления O. sF(. OSC). Сигналы поступали от на­ружных электродов, установленных на кончиках пальцев. Выходные данные предоставлялись измерительным прибором двойной чув­ствительности, имевшим 40 делений, которые можно было заме­нять сдвигом на порядок выше или ниже еще 40 добавочных деле­ний и получать диапазон в 80 единиц.

В течение первых 15 минут сеанса Мартин отрабатывал релак­сацию, контролируя кожную проводимость, которая снизилась на 35 единиц. Он удерживал этот уровень в течение пятиминутного периода контрольного считывания, после которого измерительный прибор был установлен на уровне оси нулевого отклонения.

Ниже следует запись инструкций, которые я давал Мартину. Цифры в скобках обозначают количество затраченного времени и снижение (-) или повышение (+) показателей кожно-гальваничес-кой реакции (КГР).

Закройте, пожалуйста, глаза и представьте следующую в вашей иерархии сцену, которая вызывает у вас тревогу. Представьте ее себе как можно отчетливее при помощи всех видов ощущений. Когда вы ее увидите, дайте мне знать легким поднятием пальца (43 секун­ды; + 12).

(Мартин представил себя на работе. После очередного повы­шения он стал возглавлять коллектив из 20 человек, с которыми проработал как с коллегами несколько лет. )

Очень хорошо. Теперь продолжайте представлять ситуацию, но сосредоточьтесь на том, что вы себе говорите. Потратьте на это времени столько, сколько необходимо, но обращайте внимание только на первые возникшие в уме мысли, связанные с тревогой. Попытайтесь их ухватить и сформулировать в одном предложении. Укажите мне, когда будете готовы (23 секунды; +16).

Теперь, как мы говорили об этом раньше, посмотрите, что нахо­дится под поверхностью. Представьте, что ваши мысли образуют перевернутую пирамиду. На вершине находятся поверхностные убеждения, но на той одной, что лежит в основании, держатся все остальные. Двигайтесь книзу пирамиды, пока вы не дойдете до ее вершины. Взгляните на первое убеждение и задайте себе вопрос: «И что из того, если?.. »

(Его первой мыслью было то, что все будут рассержены из-за того, что его поставили над ними. )

Я попросил его опровергнуть эту мысль вопросом: «И что из того, если они рассердятся? »

Я сказал: «Вы не ограничены во времени, подождите, пока по­явится ответ» (12 секунд).

 «Они тогда не будут уважать и любить меня». Продолжайте задавать себе вопрос: «Что из того, если?.. » или «Почему? » Подождите, пока у вас возникнет ответ, и переходите к следующему утверждению. Продолжайте до тех пор, пока вы не сможете найти дальнейших убеждений (1 минута; +8).

(Основной мыслью, которую смог выявить Мартин, была: «Бу­дет просто ужасно, если кто-то не будет меня уважать». )

Продолжайте представлять ту же ситуацию и повторяйте про себя мысли, пока не будете уверены, что запомнили их. Покажите, когда закончите (55 секунд; +8).

Сейчас просто расслабьтесь. Пусть ваши мышцы станут мягки­ми, слабыми и безвольными (30 секунд; -8).

Продолжайте расслабляться, однако отстранитесь от себя и начинайте поочередно просматривать каждую мысль. Хладнокров­но, объективно и бесстрастно решите, истинна или ложна каждая мысль, используя все техники, которым я вас учил раньше. Во вре­мени вы не ограничены, однако вы должны убедиться, что вынесли самое объективное, на какое способны, решение (1, 5 минуты; +6). (Он решил, что первая его мысль была верной, а следующие две — неверными. )

Вообразите себе ситуацию снова и представьте, что у вас воз­никла первая мысль, которую вы оценили как ложную. Подождите, пока она не станет отчетливой у вас в уме (54 секунды; +10).

Теперь опровергайте, оспаривайте и нападайте на эту мысль всеми доступными способами. Убедите себя, что она ложна, ис­пользуя все доказательства, какие вы только сможете найти. Пока­жите, когда будете готовы (4 минуты; +2).

Возьмите следующее убеждение, которое, как вы знаете, но не вполне еще в этом убедились, логически ложно, и проделайте с ним то же самое. Оспаривайте его, как это только возможно, до тех пор, пока не почувствуете себя более уверенным в обратном (2, 5; -3). Хорошо, теперь снова расслабьтесь (45 секунд, -20). Теперь просто ради проверки представьте эту сцену так же, как и в первый раз (98 секунд; -12).

Мы повторяли упражнение еще дважды, каждый раз увеличивая скорость. Когда контрольная сцена представлялась в последний раз, показания КГР Мартина были -27 от осевой линии состояния ре­лаксации, где они и оставались на протяжении сеанса. На последу­ющих сеансах мы использовали ту же технику для снижения тревоги относительно других элементов его иерархии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...