Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение физической подготовки в баскетболе




Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Физическая подготовка в баскетболе...................................... ……..6

1.1 Значение физической подготовки в баскетболе.......................……6

1.2 Общая физическая подготовка............................................... …….11

1.3 Специальная физическая подготовка………………………………….15

Глава 2.Опыт использования «круговой тренировки» в спортивных играх….24

2.1 История возникновения и распространения организационно-методической формы «круговой тренировки»………………………..24

2.2 Структура спортивной подготовки………………………………...….28

2.2.1 «Круговая тренировка» в подготовительном периоде годового цикла………………………………………………………………….30

2.2.2 Методика использования «круговой тренировки» в соревновательном периоде………………………………………….36

Глава 3. Обоснования методических рекомендаций по применению «круговой тренировки» в практике физической подготовки баскетболистов……...……..40

3.1 Обоснования методических рекомендаций по использованию «круговой тренировки» в годичном цикле............................................... ……..40

3.2 Обсуждение результатов исследования................................ ……...42

Выводы.................................................................................................. ……...45

Практические рекомендации……………………………………………………...47

Список литературы................................................................................ ……...50

 

Введение

Актуальность. Современный баскетбол за последние пять лет кардинально изменился. Спорт высших достижений перешел на коммерческую основу, соответственно резко возросли размеры призовых за победу в соревнованиях различного уровня, возросли требования к физической подготовке. Чем выше призовые, тем выше должна быть подготовка. Увеличился уровень баскетбола, с точки зрения техники, но особенно по отношению к физической подготовке. В спортивных играх это проявилось в возникновении профессиональных команд с громадным наплывом профессиональных баскетболистов из США, преимущественно чернокожих. Спортсмены имеют превосходную физическую подготовку. В связи с этим, увеличился уровень физической подготовки, ведущий к повышению нагрузок, использованию различных средств, методик позволяющих усилено развить физическую подготовку на конкурентно-способный уровень. Если игроки команд раньше проводили за сезон 30-40 игр, то теперь количество игр резко возросло и достигло 70-90 за сезон, что, конечно же, не могло не сказаться на требованиях к физической подготовке.

Изменения в правилах игры, в частности, сокращение времени владения мячом привели к возрастанию темпа игры. Теперь необходимо выдерживать скорость выполнения игровых приемов без потери их эффективности, изменились тактические приемы ведения игры требующие повышенной подготовки. Разрешение силовой борьбы при игре в защите, особенно при овладении мячом, отскочившим от кольца, также привело к повышению требований атлетической подготовки баскетболистов. Нужно обладать большой силовой подготовкой для борьбы за место под щитом, в борьбе за мяч в воздухе и при отборе, удержании мяча под кольцом.

Практическая значимость. Повышение уровня физической подготовленности квалифицированных баскетболистов одна из главных задач в подготовки команды. Для её увеличения необходимо использовать разнообразные приемы, методы, упражнения, порой заимствованные из других видов спорта. Решить эту задачу можно с помощью круговой тренировки. При разработки круговой тренировки применяются разнообразные средства и методы различного воздействия, рационально используется время тренировок за счет структуры круговой тренировки.

Разработки и исследования круговой тренировки позволят выявить наиболее эффективное применение упражнений. Через применение данной организационно-методической формы можно следить за развитием физической подготовки и функциональным состоянием баскетболистов.

Исследование круговой тренировки, разработки нового применения физических упражнений является неотъемлемой частью для прогрессирования в области увеличения физической подготовленности, рационального использования тренировочного занятия.

Объект исследования. Объектом исследования является процесс физической подготовки квалифицированных баскетболистов

Предмет исследования. Методика применения круговой тренировки в процессе физической подготовки квалифицированных баскетболистов.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что изучение опыта использования круговой тренировки в процессе физической подготовки баскетболистов, позволит систематизировать опыт ведущих специалистов и разработать практические рекомендации по использованию круговой тренировки в годичном цикле.

Цель исследования. Разработать и обосновать практические рекомендации по использованию круговой тренировки в практике подготовки квалифицированных баскетболистов.

Задачи работы:

1.           Анализ проблемы физической подготовки квалифицированных спортсменов на современном этапе развития баскетбола.

2.    Изучить историю возникновения и распространения
организационно - методической формы «круговая тренировка»
в теории и методике подготовки спортсменов.

3.    Обобщить опыт использования круговой тренировки в
спортивных играх.

4. Разработать практические рекомендации по использованию круговой тренировки в годичном цикле подготовки
квалифицированных баскетболистов.

 

Методы исследования:

 

Структура и объем ВКР. ВКР состоит из ведения, 3-х глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы.

Содержание изложено на 49 страницах. Список литературы включает 58 наименований из них 9 зарубежных авторов.

Глава 1. Физическая подготовка в баскетболе

Значение физической подготовки в баскетболе

Для достижения высоких спортивных результатов в любом ви­де спорта немалую роль играет уровень развития физических (двигательных) качеств спортсмена. Эта истина не является новой, однако проблема развития физических качеств спортсмена в каждом конкретном виде спорта и в частности в баскетболе на сегодняшний день остается по-прежнему далеко не решенной.

Анализируя специальную литературу по баскетболу до 50-х гг., можно отметить, что на страницах печати лишь упоминалось о том, что спортсмену в тренировочном процессе необходимо применять специальные упражнения, развивающие качества, присущие баскетболисту.

Позднее, в начале 60-х и до конца 70-х годов, в литературе стали обращать внимание на необходимость развития тех качеств, к которым в игре предъявляются особенно повышенные требования, и предлагался соответствующий перечень физических качеств, необ­ходимых баскетболисту.

В 70-х годах в учебниках и пособиях по баскетболу стали появ­ляться определения таких физических качеств, как сила, быстрота и др., но эти определения освещены в ряде учебников и раскрывают качества, присущие любому виду спорта, но не характерные, специфичные для какого-либо конкретного вида спорта, в том числе и для баскетбола (Зациорский В.М.,1970).

В специальной литературе и до сегодняшнего дня каждый ав­тор или группа авторов предлагают свой комплекс факторов, акцентов, определяющий высокий уровень физической подготовленности баскетболиста. Акцентируя внимание на необ­ходимости развития тех или иных физических качеств, авторы, в основном, говорят о значимости того или иного качества и предла­гают физические упражнения или перечисляют методы, необходи­мые для развития этого качества, не раскрывая при этом сущность самого физического качества, а если и затрагивают ее (например, скоростные качества), то подразумевают под этим прирост быстро­ты, ее информативные тесты и формы проявления (Корягин В.М. 1994, Грасис Б.Н. 1980).

Например, Грасис Б.Н.(1980), Корягин В.М.(1994) считают, что баскетболистам необходимы в первую очередь высокий уровень прыжковой выносливости, прыжковой ловкости, быстроты перемещения. Ботагариев Т.А.(1990), Горбашев И.А.(1984) остана­вливаются на силе, быстроте, выносливости, ловкости.

Саблин А.Б.(2002) рекомендует юным баскетболистам допол­нительно к прыгучести, ловкости постоянно развивать координацию движений в опорном и безопорном положениях, ориентировку в дей­ствиях, скорость, быстроту, умение быстро переключаться в дейст­виях и т.д.

Ботагариев Т.А.(1990), Львова Ю.И.(1973) выделяют несколько физических качеств, необходимых для игровой деятельности баскетболистов. Это скоростно-силовые каче­ства, которые особенно проявляются в прыгучести (в сочетании с выносливостью), в бросках (в прыжке) и реагирова­нии на раздражители, а также выносливость с ее разновидностями (прыжковая и выносливость защитника), ловкость, акробатическая ловкость, гибкость.

Помимо вышеперечисленных качеств, акцентируют внимание на развитие быстроты (двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстроты ответных действий и перемещений), прыгучести (Бобкова А.Н.,1999).

Такое обилие и разнообразие всевозможных акцентов вызвано тем, что каждый из авторов, вводя новое качество, допустим, акробатическая ловкость, «выносливость защитника», «игровая выносливость» и др., не дает определения этим качествам, не раскрывает сущности его содержаний.

Иногда один и тот же автор пишет о необходимости развития быстроты реакции и быстроты ответных действий или о координации движений в опорном по­ложении и ориентировке в действиях, о необходимости развития скорости и быстроты и т.д., не раскрывая, чем отличается быстрота двигательной реакции от быстроты ответ­ных действий (ведь быстрота ответных действий характеризует бы­строту двигательной реакции человека); какое понятие вкладывает автор в слова «скорость» и «быстрота», когда предлагает заниматься развитием того и другого качества (Саблин А.Б.,2002).

Иногда авторы дают определения вводимым ими физическим качествам, однако эти определения, в сущности, мало чем отличают­ся друг от друга. Так, по мнению Саблина А.Б.(2002), Бобковой А.Н.(1999), «скоростная выносливость - способность баскетболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры», а «специальная быстрота баскетболиста - способность с очень большой скоростью выполнять технические приемы, способы и отдельные действия». Различие в этих определениях можно отметить лишь в выражениях «с высокой скоростью», а в другом «с очень большой скоростью», хотя в первом случае определение дается выносливости, а во втором - быстроте. Нельзя не сказать и о том, что в учебниках по баскетболу фак­тически нет раздела, в котором разбирался бы вопрос о физических качествах, если не считать, конечно, тех 9-12 страниц учебника (из более чем 200 страниц), где очень поверхностно пишется о развитии силы, быстроты, выносливости, гибкости и в основном приводится перечень физических упражнений для развития силы ног, пальцев рук, гибкости и т.д. И такие примеры не единичны.

С одной стороны, может возникнуть мнение, что если разделу физических качеств отводится в учебнике 2,2 - 2,8% от всего поме­щаемого материала, то или этот вопрос является второстепенным и не представляет никакой значимости в процессе спортивной подго­товки баскетболиста, или этот вопрос очень простой, давно уже ре­шенный и потому нет смысла представлять в учебнике по этому во­просу большее количество информации.

Но, с другой стороны, даже неполный анализ литературы сви­детельствует об отсутствии единого взгляда на предлагаемый перечень ведущих факторов, так необходимых баскетболисту, а также об отсутствии единой трактовки в определениях физических качеств. В связи с этим в работе предпринята попытка разработать методику круговой тренировки, способствующая частному, комбинированному развитию качеств необходимых баскетболистам, дать им характеристику и описать методику их воспитания (развития).

В современной системе спортивной тренировки раздел физической подготовки занимает одно из ведущих мест.

В спортивной тренировке, в плане реализации физической подготовки, необходимо осуществлять три частных задачи. Первая - используя широкий комплекс средств и мероприятий укреплять состояние здоровья и повышать сопротивляемость организма к различным заболеваниям, особенно инфекционным и простудным и «профессиональную» устойчивость организма против травм опорно-двигательного аппарата. Главный критерий оценки здоровья баскетболиста - не должно быть никаких отклонений в функционировании систем организма в целом. Вторая задача физической подготовки связана с формированием телосложения и должна осуществляться по двум направлениям. Одно направление - это использование разнообразных физических упражнений, обеспечивающих формирование общепринятых норм человеческого тела. Второе направление основано на формировании специальных для баскетбола тотальных размеров, пропорций и конституции тела и, прежде всего, топографии силы мышечной системы. Наиболее важной является третья задача физической подготовки, связанная с развитием и совершенствованием физических качеств. Этот раздел физической подготовки вносит основополагающий вклад, в рост спортивно-технического мастерства обеспечивая необходимый уровень функциональных возможностей и работоспособности баскетболиста. (Мацак А.Б.,1988, Гравитис У.Р.,1983, Алтберг О.Я.,1983, Конуров Д.М.,2002).

Процесс физической подготовки должен определяться: во-пер­вых, закономерностями возрастного развития организма и его био­логического возраста и, во-вторых, особенностями многолетнего построения и содержания спортивной тренировки, быть тесно свя­зан со спортивной специализацией. (СатыловИ.Б.,1990, Кудряшов В.А.,1980, Мирошникова Р.В.,1980, Конуров Д.М.,2002).

Чтобы методически правильно осуществлять физическую подго­товку баскетболиста, необходимо иметь в виду, что это одна из сторон спортивной тренировки, где более всего проявляется действие биологических факторов. И тренер должен уметь ответить на вопрос: как надо тренировать, чтобы повысить уровень силы, скоростных, скоростно-силовых и других качеств? Отсюда вытекает два ответа. Во-первых, необходимо знать, что следует тренировать. Во-вторых, почему надо тренировать у баскетболистов развитие физических качеств именно так, а не иначе (Губа Д.В.,2003).

Физическая подготовка представляет многокомпонентный длительный процесс, направленный на эффективное развитие и совершенствование скоростных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах, ловкости баскетболиста. В связи с этим тренер должен разрабатывать тренировочные программы, которые бы эффективно и при меньших физических и нервных затратах способствовали росту физических качеств и, как следствие, спортивных результатов. Такие разнонаправленные тренировочные программы, связанные с развитием и совершенствованием физических качеств, должны действовать параллельно и последовательно в условиях тренировочного процесса. При этом программы могут вступать в различные виды взаимодействия от «сотрудничества», когда усиливают друг друга (положительный) до «помех», когда тормозит одна программа другую (отрицательный перенос) (Корягин В.М.,1994, Мацак А.Б.,1998, Фураева Н.В.,2001).

Например, при развитии скоростных качеств и выносливости на начальном этапе годичного цикла, оба этих качества могут совер­шенствоваться последовательно в микроцикле тренировки. Однако, по мере усиления тренировочных воздействий на последующих этапах тренировки, одна более сильно действующая программа может отрицательно влиять на двигательный эффект другой. В данном случае неправильно спланированное использование упражнений на выносливость может существенно подавлять и сдерживать темпы развития скоростных качеств. Следовательно, важным обстоятельством является не только подбор и использование специфических средств для развития или совершенствования физических качеств, но и использование эффективной связи их взаимодействия и рационального распределения в тренировочном занятии, микроцикле, этапе, годо­вом цикле.

В настоящее время классифицированы следующие физические качества: скоростные, сила, выносливость, гибкость и подвижность в суставах, ловкость. Как известно, развитие и совершенствование физических качеств должно осуществляться в плане общей и специ­альной физической подготовки.

Общая физическая подготовка (ОФП)предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем, слаженность их проявлений в процессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка должна связываться не формально с всесторонним развитием вообще, а должна быть направлена на постоянное совершенствование физических качеств, влияющих на рост спортивного мастерства и эффективность учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим под общей физической подготовкой понимают длительный и направленный процесс развития физических качеств положительно влияющих на максимально возможные достижения в баскетболе и повышающей качество учебно-тренировочного процесса.

Специальная физическая подготовка (СФП)направлена на развитие и совершенствование специальных физических качеств строго в соответствии с биомеханическими и морфофункциональными требованиями, предъявляемыми спецификой движений, особенностями соревновательной деятельности, которые непосредственно определяют достижения в баскетболе (Зациорский В.М., 1970, Львова Ю.И., 1973).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...