Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формирование личности ребенка с ЗПР в воспитательно-образовательном процессе ДОУ




Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника-это формирование способности управлять эмоциями.

У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоян­но испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного про­странства. Одна из важных защитных и реабилитационных форм воспитательной работы с данными детьми - создание положитель­ного эмоционального состояния посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей:

-медицинской помощи, предполагающей для детей с хроническим тревожным отрицательным настроением необходимой врачебной помощи по реабилитации их психосоматического здоровья;

-психокоррекционной помощи, предполагающей использование психологом арсенала психотреннинговых технологий для психокоррекции настроения учащихся;

- применения педагогических технологий, направленных на со­здание эмоционального благополучия каждого ребенка;

- гуманистического стиля педагогического общения, безоценоч­ного принятия ученика, соучастного выслушивания его искреннего самовыражения в общении с ним, тактичного проявления к настроению ребенка, ровного терпеливого отношения к проявлению отрица­тельных эмоций, чувств;

-совершенствования технологий обучения: насыщении учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимулами и игрой, соревнованием, иллюстрациями, образностью изложении, положи тельными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

- предупреждения и устранения причин эмоционального диском­форта на уровне школы, оказания соответствующей помощи, много­кратных упражнений, напоминаний, указаний, сочетании подготови­тельных (практических) и основных (научных) разделом обучения; преподнесения материала небольшими дозами, использо­вания дополнительных способов облегчения трудных заданий; оце­нивания всех этапов в усвоении изучаемых тем; положительного восприятия даже самых незначительных успехов, эмоцио­нального отношения к результатам труда ребенка.

Коррекция ЭЛС предполагает (М.В. Ермолаева и Л.Г. Миланович):

-профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении;

-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;

- развитее и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (снятие тревожности, робости и т.п.)

- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;

- развитие социальных эмоций;

- развитие коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

Работа по расширению и упорядочиванию эмоционального опыта ведется в трех направлениях:

- усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций;

- развитие понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях;

- проверка и оценка собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков

 

Определение готовности к школьному обучению детей с ЗПР. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы.

 

Готовность к школьному обучению является многокомпонентной структурой, которая требует комплексных психологических и педагогических исследований.

Психологическая готовность включает: интеллектуальная, личностная, мотивационная.

Существует еще и педагогическая готовность - знания, умения, навыки.

Комплексное изучение детей с зпр показало, что эти дети оказываются неготовыми к школьному обучению.

Причины пониженной готовности детей с ЗПР к школьному обучению

-Социальная ситуация развития. На ребенка оказывают негативное влияние следующие факторы:

-дефицит общения

-травмирующее действие социальной микросреды

-отсутствие адекватных педагогических условий

-Развитие ведущей и других видов деятельности

-Состояние здоровья

Сформированность произвольного внимания. («Домик» Н.И. Гуткина). Уровень развития произвольного внимания отличается от детей нормы, если у детей с нормой высокий уровень у 26 %, у детей с зпр- 13,3 %. Эти дети работали сосредоточенно, по завершении задания сверяли свой рисунок с образцом, были заинтересованы в правильности выполнения задания, обращались за одобрением.

Умение действовать по правилу, уровень внимания, самоконтроля—«Графический диктант» Д.Б. Эльконин. Дети с ЗПР посещающие коррекционно-развивающие группы продемонстрировали высокий уровень (20%), такой же уровень показывают и дети с нормой развития. Дети с ЗПР в основном показывают средний и ниже среднего уровень сформированности произвольности действий и поведения, умения действовать по правилу и самоконтроля. Эти дети охотно приступают к заданию, но детям необходим постоянный контроль, одобрение, советы, а во второй части задания (продолжение узора), у детей наблюдались сложности.

Процесс восприятия и узнавания, объем кратковременной непроизвольной зрительной памяти «Узнавание фигур». Дети в основном демонстрируют средний уровень развития. У детей наблюдалась низкая продуктивность запоминания и ее увеличение за счет целенаправленной установки на запоминание, т.к. после повторного предъявления и задания запомнить, результаты резко увеличивались.

Сформированность наглядно-действенного мышления «Мозаика». Дети с ЗПР больше половины детей на уровне ниже среднего. У детей отсутствует период ориентировки в задании, не могут самостоятельно расчленить фигуры на элементы. Но дети охотно принимают помощь. После совместного со взрослым планирования и внешнего руководства задание выполнялось правильно и быстрее.

 

Наглядно-образное мышление и использование условно-схематических изображений-«Лабиринт» Л.А. Венгер

У детей с ЗПР преобладают высокий и выше среднего уровни. По ходу работы дети сами регулировали свою деятельность, проговаривая вслух, это задание, благодаря своему занимательному характеру «поиск клада», вызывало у ребят повышенный интерес и эмоциональный отклик

 

Способность к обобщению и абстрагированию—Исключение лишнего (на вербальном и предметном материале).

Дети с ЗПР показали средний уровень. Они правильно выделили группы предметов, продемонстрировав умение анализировать, обобщать, выделять главное, но не всегда могли обозначить выделенные группы одним словом. Часто это была функциональная характеристика, либо сужение понятия до отдельного элемента. Невозможность подбора словесного обобщения объясняется, в частности, бедным активным словарным запасом, однако если перечислить обобщающие понятия, то дети без особого труда находят необходимый термин. Около 20% детей с ЗПР не смогли произвести классификацию и обобщение на вербальном уровне. Эти дети нуждаются в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Группировка на предметном уровне не вызывает трудностей.

 

Наглядно-образное мышление—Матричные задачи Равена.

Примерно 20 % детей с ЗПР справились с методикой. Но в основном результаты методики говорят о недостаточном развитии наглядно-образного мышления, детям сложно проводить мысленный анализ и синтез, они не всегда учитывают всю совокупность изменяющихся признаков, сосредотачивают внимание на каком-то одном из них. Наибольшие трудности вызвали задания 3-го типа на выявление простой аналогии Задания на установление тождества в сложных рисунках решались с переменным успехом в зависимости от уровня работоспособности и степень концентрации внимания. Дети сразу исправляли ошибки, на которые обращали их внимание.

 

 

Особенности моторики

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности пе­реключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

 

Учебная мотивация

Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка.

Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них дли­тельное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учеб­ным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, зап­ретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие по­знавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы.

Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, учи­тель должен решать одну из основных педагогических задач на уро­ке - формирование учебных мотивов.

С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходи­мо проводить коррекционную работу по формированию:

активной позиции школьника,

положительного отношения,

познавательного интереса.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Кроме того, необходимо обеспечить: ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (лег­кая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?), а также создать ситуацию активного влияния и со­вместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на нары и выполняют предложенные задания).

Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учи геля. Прежде всего учитель должен:

заботиться о создании общей положительном атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор,

иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школь­ника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно отве­тить;

создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирую­щие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно исполь­зуя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, мо­нотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интел­лектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достиже­ния; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоле­ние трудностей.

Обобщая исследование психологической готовности к обучению в школе детей с ЗПР, с которыми в дошкольном возрасте проводилась коррекционно-развивающая работа в специальных группах, показали следующие результаты: группа детей с ЗПР по развитию саморегуляции и сформированности мыслительной деятельности оказалась очень неоднородной. Некоторые дошкольники по своим показателям были близки к нормально развивающимся сверстникам.

Около 55 % детей с ЗПР считаются недостаточно готовыми к обучению в школе по общеобразовательным программам. Эти дошкольники характеризуются психоэмоциональной незрелостью, инертностью познавательных процессов, несформированностью произвольных форм деятельности. Однако при создании определенных условий они могут активно включиться в учебный процесс и актуализировать свои потенциальные возможности. Таким детям рекомендуется обучение в классах КРО и продолжение индивидуальной работы с дефектологом, психологом, логопедом.

Успешное выполнение детьми с ЗПР (45%) заданий, требующих концентрации внимания, умения следовать указаниям взрослого, а также сформированность у них эмоционально-личностной сферы лишний раз подтверждают необходимость обучать и воспитывать детей с ЗПР в особых условиях и иными методами, чем те, которые используют в массовых детских садах. Коррекционно-развивающие занятия становятся при этом не только средством подготовки ребенка с ЗПР к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности.

При подготовке к школе детей с ЗПР ставятся общие задачи:

-создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

-обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

-коррекция негативных тенденций развития

-стимулирование и обогащение развития всех видов деятельности

-профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе

 

В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие конкретные задачи:

-сенсорное развитие

-освоение предметно-практической деятельности

-освоение продуктивных видов деятельности

-накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте

-уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира

-формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения

-развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту

-формирование навыков игровой деятельности, а также элементов учебной деятельности

Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и тематическом планировании занятий. Эти программы являются частью общей программы воспитания и обучения детей в детском саду.

При подготовке детей к школе детей с ЗПР важное место занимают специальные занятия Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети должны овладеть в течение двух лет следующими умениями и навыками:

-проводить наблюдения за изучаемыми объектами

-осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета

-сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению

-распределять практически и «в уме» предметы и их изображения на группы по родовому признаку

-называть группы однородных предметов и их изображения точными обобщающими словами

-устанавливать простейшие причинно-следственные связи

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь различных видов деятельности: наблюдений, прогулок и экскурсий, предметно-практической деятельности, и дидактических игр. Закрепление и расширение представлений и знаний должно происходить в сюжетно-ролевой игре.

Ознакомление с художественной литературой.

Задачи: формировать интерес к книге, умение воспринимать и понимать прочитанный текст, учить отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать, развивать умение сопереживать, давать оценку поведения, поступков героев.

Развитие речевого фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте.

Интегрированная программа подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР состоит из разделов:

-развитие речевого слуха

-чувственное (сенсорно) развитие в области языка

-формирование звукового анализа и синтеза

-уточнение, расширение и систематизация словарного запаса

-ознакомление с предложением и словом в предложении

-развитие инициативной речи и мышления

-подготовка к обучению технике письма

Развитие элементарных математических представлений предусматривают развитие элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

Педагогическая технология формирования школьной готовности детей с ЗПР. Задачи: развитие интеллектуальной, волевой, мотивационной готовности, коммуникативных умений, включенное наблюдение за поведением детей. При проведении занятий используются следующие приемы: организация срвместной деятельности, создание игровых ситуаций, игровые упражнения, побуждение ребенка, поощрение.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.