Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральное государственное бюджетное образовательное




Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра нормальной физиологии

 

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зав. кафедрой,

                                                                                профессор Каюмова А. Ф.

                                                                                                                                                             

31 августа 2018   

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к практическому занятию по модулю «Физиология возбудимых тканей»

 

Дисциплина:       НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Специальность:    31. 05. 01. - лечебное дело   

Курс II   Семестр III

Количество часов - 16

 

 

Уфа

    Темы модуля «Физиология возбудимых тканей» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31. 05. 01. – Лечебное дело, утвержденной «30» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации, д. м. н., профессор Мирошниченко И. В.  

2. Главный врач ГБУЗ поликлиники № 1, к. м. н Валиуллин Д. Р.  

 

Авторы: зав. каф., профессор Каюмова А. Ф.

 

                            доцент Самоходова О. В.  

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии,

 

протокол № 1 от «31» августа 2018 г.

 

 

 

 

Практическое занятие №4.

1. Тема: Общая физиология возбудимых тканей. Законы раздражения возбудимых тканей.

Актуальность темы:

организм человека обладает выраженной способностью адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Все живые клетки и ткани способны реагировать на различные воздействия и изменять под их влиянием свою функциональную активность. Общие закономерности функционирования взаимодействующих факторов и живых образований изучает физиология возбуждения. К основным понятиям физиологии возбуждения относятся: раздражители и раздражение, возбудимость и возбуждение, торможение и лабильность. Возбудимыми тканями являются - нервная, мышечная и железистая. Знания и понимание специфических и неспецифических свойств возбудимых тканей необходимы в интерпретировании всех физиологических процессов живого организма.

 

    2. Цели занятия:

 - научить обучающихся готовить нервно-мышечный препарат лягушки, состоящий из седалищного нерва и икроножной мышцы, показать на этом препарате действие различных раздражителей (электрического, химического, термического, механического);

- познакомить обучающихся с методами определения возбудимости тканей;

- помочь обучающимся освоить законы раздражения возбудимых тканей.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- понятие о физиологических функциях;

- специфические функции мышц и нервов, их основные физиологические

свойства;

- понятие о раздражителях;

- физические принципы работы приборов, которые используются в

физиологических исследованиях для стимуляции биологических структур и

для регистрации различных проявлений их жизнедеятельности;

- понятие об электрическом поле, его напряженности, силе тока, напряжении и

ЭДС.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- приготавливать нервно-мышечный препарат, исследовать действие на него раздражителей (механического, термического, химического, электрического тока), выяснять, какой из раздражителей является наилучшим в  физиологическом эксперименте;

- определять пороговую силу тока при раздражении нерва и мышцы и сравнивать их возбудимость;

- объяснить метод электродиагностического исследования возбудимости нервов и мышц (двигательная хронаксия);

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. понятия раздражения, раздражимости, возбуждения, возбудимости; виды раздражителей: адекватные и неадекватные;

2. прямое и непрямое раздражения мышц;

3. критерии оценки возбудимости: пороговая сила, пороговое время;

4. изменение возбудимости при возбуждении;

5. законы раздражения возбудимых тканей:

а) закон силы, закон «все или ничего»;

б) закон длительности;

в) соотношение между силой раздражителя и временем его действия на ткань. Кривая «силы - времени»; реобаза, полезное время, хронаксия, хронаксиметрия и ее клиническое значение;

г) закон крутизны нарастания тока, явление и механизм аккомодации.

 

    4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

6. 1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, таблицы, методическое пособие, электростимулятор, электроды, набор препаровальных инструментов, пипетка, раствор Рингера, чашка Петри, салфетка, вата, кристаллы поваренной соли, спиртовка, объект исследования - лягушка);

 6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний  - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа  обучающихся под контролем преподавателя:

- приготовление нервно-мышечного препарата из лапок лягушки;

- исследование действия на этот препарат различных раздражителей с изучением свойств этих раздражителей;

- непрямое и прямое раздражение мышцы электрическим током и исследование порога раздражения нерва и мышцы;

- изучение метода определения двигательной хронаксии у человека (хронаксиметрия).

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.       

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...