Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральное государственное бюджетное образовательное




Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра нормальной физиологии

 

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зав. кафедрой,

                                                                                профессор Каюмова А. Ф.

                                                                                                                                                         

31 августа 2018      

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к практическому занятию по модулю «Физиология дыхания»

 

 

Дисциплина:       НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Специальность: 31. 05. 01. - лечебное дело   

Курс:                      II

Семестр:                IV

Количество часов - 8  

 

 

Уфа

    Темы модуля «Физиология дыхания» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31. 05. 01. - Лечебное дело, утвержденной «30» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации, д. м. н., профессор Мирошниченко И. В.  

2. Главный врач ГБУЗ поликлиники № 1, к. м. н Валиуллин Д. Р.  

 

Авторы: зав. каф., профессор Каюмова А. Ф.

 

                            доцент Самоходова О. В.  

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии,

 

протокол № 1 от «31» августа 2018 г.

 

 

 

Практическое занятие № 21.

1. Тема: Физиология внешнего дыхания.

Актуальность темы:

система дыхания обеспечивает поступление в организм кислорода, необходимого для окислительных процессов, и выделение из организма двуокиси углерода, образующегося в результате обмена веществ.

Этот важнейший раздел в курсе физиологии необходим для понимания условий жизнедеятельности целостного организма, его органов и тканей, так как нарушения в обмене О2 и СО2 приводят к изменениям жизнедеятельности живого организма.

Будущий специалист должен четко знать физиологию дыхания для решения профессиональных задач, связанных с пониманием и оценкой роли системы дыхания в обеспечении жизнедеятельности и приспособительных реакций организма.

 

2. Цели занятия:

- уметь охарактеризовать понятие системы дыхания, ее роль в организме, этапы процесса дыхания;

- уметь оценить показатели внешнего дыхания у человека для последующего использования этих знаний, умений при оценке состояния системы дыхания во врачебной практике;

- знать закономерности диффузии газов на границе легкие – кровь и кровь – ткани, а также способы транспорта газов;

- овладеть методами исследования показателей внешнего дыхания у человека;

- уметь измерить с помощью приборов (спирографа, спирометра) показатели внешнего дыхания;

- уметь оценить и дать объяснение функциональным возможностям аппарата внешнего дыхания у человека;

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

. анатомо-гистологическое строение органов дыхания (носовая полость, глотка,

гортань, трахея, бронхи, легкие);

 . анатомия грудной клетки, дыхательные мышцы;

 - анатомо-гистологическое строение дыхательного центра.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- анализировать биомеханику вдоха и выдоха на модели Дондерса;

- определять ЖЕЛ и ее составляющие методами спирометрии и спирографии;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. значение дыхания для организма, основные этапы процесса дыхания, дыхательный цикл, физиологию дыхательных путей;

2. механизм вдоха и выдоха, давление в плевральной полости, его изменение при дыхании, эластические свойства легких и стенок грудной полости;

3. газообмен в легких, состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха, напряжение газов, растворенных в крови, парциальное давление газов (О2 и СО2) в альвеолярном воздухе, газообмен в тканях;

4. транспорт газов (О2 и СО2) кровью, факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина, содержание О2 и СО2 в артериальной и венозной крови, кислородную емкость крови;

5. кривые диссоциации оксигемоглобина и их зависимость от концентрации водородных ионов и температуры.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

6. 1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, методическое пособие, таблицы, спирометр, спирограф, вата, спирт, модель Дондерса);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

 - демонстрация преподавателем модели Дондерса для понимания роли отрицательного давления в плевральной полости в механизме вдоха и выдоха;

 - проведение спирометрии для определения ЖЕЛ;

 - проведение спирографии с последующим анализом спирограммы и расчетом дыхательных объемов и ёмкостей.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.       

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

 

доцент

Самоходова О. В.

                                                                   

«31» августа 2018 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...