Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование психомоторного профиля




Исследование построено на основе тестирования из 16 проб.

1. Выявление признаков скрытого левшества построено на основе 4 проб:

Проба № 1. Определение ведущего глаза. Для этого исполь­зуется проба «дырочка в карте».

Проба № 2. Определение ведущего уха. Для этого исполь­зуется проба «разговор по телефону».

Проба № 3. Определение ведущего пальца при переплете­нии пальцев кистей рук.

Проба № 4. Определение ведущей руки при перекресте рук на груди.

При анализе результатов проб на скрытое левшество учи­тывается только преобладание левого или правого глаза, уха, пальца, руки.

2. Определение ведущей руки. Для решения данной задачи используется сенсибилизи­рованный опросник для детей, разработанный НИИ гигие­ны детей и подростков, известный под названием теста Ан­кет — Чуприкова, состоящего из 12 проб (А.П. Чуприков, 1 987) (текст Опросника Аннет — Чуприкова).

Обработка данного теста проводится в баллах. Каждый ответ «только правой» оценивается в 2 балла; ответ «чаще правой» оценивается в 1 балл; ответ «только левой» оцени­вается в 2 балла; ответ «чаще левой» оценивается в 1 балл; ответ «левой рукой» оценивается в 0 баллов. Все баллы ал­гебраически суммируются и коэффициент латерального предпочтения вычисляется по формуле: КЛП = (П — Л)/ (П +Л)х 100.

В связи с принятой оценкой теста (Аннет — Чуприков, 1987) показатели + 24 до + 17 оцениваются как «выраженная праворукость»; показатели + 16 до + 9 оцениваются как «сла­бая праворукость»; показатели + 8 до — 8 оцениваются как амбидекстрия; показатели от — 9 до — 16 оцениваются как «слабая леворукость»; показатели от — 17 до — 24 оценива­ются как «выраженная леворукость». При проведении проб каждый обследуемый в обязательном порядке демонстрирует выполняемое действие.

3. Изучение типов латерального профиля. Для решения этой задачи используются материалы исследования ведущей руки и проб на выявление признаков скрытого левшества, на основании которых составлялся индивидуальный латераль­ный профиль каждого обследуемого. Он определяется по ве­дущей руке, ведущему глазу, ведущему уху.

 

 

Изучение чувства ритма

Основой исследования ритмического чувства (межанали­заторных связей) является методика А.Р. Лурия для нейро-психологического изучения слухомоторных координации и методика Л. Белмонт, X. Бирч для изучения слухозритель-ных связей (по В.И. Насоновой, 1979).

Эта методика относится к ряду тестов, направленных на изучение процессов перекрестно-модального кодирования, т.е. соотнесения одной модальности с однозначной информа­цией другой модальности.

Построенная таким образом методика позволяет исследо­вать взаимосвязи между протяженным во времени структур­ным набором звуковых стимулов и пространственно распре­деленным набором графических стимулов (взаимодействие сукцессивного и симультанного вида синтезов).

Обследование состоит из 6 образцов комплексов, состоя­щих из 2—9 сигналов, объединенных в «пачки», предъяв­лявшихся в порядке сложности. Обследование включает предварительное обучение с объяснением задания, затем следует основное задание, сопровождающееся таким же объ­яснением.

Задание № 1. Исследование взаимосвязи слуховой и мо­торной функциональных систем. Испытуемый прослушива­ет ритмическую структуру, перкуссивные удары, которые дает экспериментатор карандашом по столу, при этом рука экспериментатора экранизируется. После прослушивания ритмической структуры испытуемому предлагается повто­рить такой же ритм самостоятельно. Предварительное обу­чение на 3-х тренировочных образцах:

а)//; б) //;в)///.

Основное задание: рука исследователя экранизируется.

а) // /; б) / // /; в) /// /; г) /////; д) / /// /// /; е) // / // /.

Оценка в баллах: каждая ошибка любой «пачки» основно­го задания оценивается 1 баллом.

Задание № 2. Исследование влияния функциональной на­грузки на характер и качество установления слухо — мотор­ных связей. В этом задании ритмические структуры остаются те же, что и в первом задании. Изменяется темп подачи рит­мической структуры. Ритмическая структура предъявляется в течение 1,5 с. (такой темп рекомендует А.Р. Лурия). Время подачи измеряется секундомером.

Предварительное обучение на 3-х тренировочных образцах:

а) / /; б) //; в) / //.

Основное задание:

а) ///;б)////;в)////;г)/////;

д) / /// /// /; е) // / // /

Задание № 3. Исследование взаимодействия зрительной и моторной функции. Обследуемый должен воспроизвести рит­мическую структуру по зрительному (графическому) образцу. На карточке предъявляется графическая схема ритмической структуры. Обследуемый должен простучать так, как изобра­жено на карточке, т.е. сколько раз, сколько точек изображе­но, и в таком порядке, в каком группы точек следуют друг за другом. Понимание инструкции, как и прежде, проверяется на трех тренировочных образцах. Задание сопровождается объяснением: «Посмотрите внимательно на карточку с запи­сью ритмической структуры и постучи столько раз, сколько точек изображено и в таком порядке, в каком группы точек следуют друг за другом».

Задания предварительного обучения:

а)....; б)...; в)...

Основное задание:

а)....; б).....; в)....; г). …..; д) …. …; е) ….. ….

Задание № 4. Исследование моторного воспроизведения на основе слуховых следов звукового образца со зрительной опорой на графический образец. Обследуемому предлагается прослушать ритмическую структуру с одновременным вве­дением графической схемы этой ритмической структуры. Время экспозиции произвольно увеличивается до получения от испытуемого двигательного ответа, т.е. воспроизведение ритмической структуры проходит на основе слуховых следов звукового образца со зрительной опорой на графическую схе­му и не лимитируется временем.

Предварительное обучение сопровождается объяснени­ем: «Послушай ритм, постарайся запомнить его, в помощь тебе будет дана карточка с графической схемой данного ритма, т. е. каждый удар ритма на карточке изображен точкой»:

а)///...; б)////....; в)////....

Основное задание:

а) /// ///; б) / ///....; в) /// //; г) ////....

Д) / / ///; е) /// / //

Задание № 5. Исследование влияния функциональной на­грузки на характер и качество моторного воспроизведения на основе слуховых следов звукового образца и со зрительной опорой на графический образец. Обследуемому предлагает­ся ритмическая структура (того же состава, что и в задании № 3), во время подачи которой демонстрировалась карточка с ее графическим точечным изображением. По окончании де­монстрации звукового образца убиралась и его графическая схема. Таким образом, время экспозиции графической схемы лимитировано временем, необходимым для подачи звуково­го сигнала (1,5). Обследуемый должен воспроизвести ритми­ческую структуру на основе слуховых и зрительных следов, ограниченных во времени. Время экспозиции фиксировалось с помощью секундомера.

Предварительное обучение на 3-х тренировочных образцах сопровождается объяснением: «Сейчас я буду отстукивать ритм и одновременно с ним будет показана карточка, на ко­торой будет изображена точками ритмическая структура, т.е. каждая точка на карточке будет соответствовать удару моего карандаша. Ты должен послушать ритм, запомнить его, а по­том повторить такой же ритм самостоятельно. Постарайся за­помнить это за короткое время».

а) ///...; б) // // в) ////....

Основное задание сопровождается таким же объяснением:

а) /// ///...............................; б) / ///....; в) /// //

г) ////....; д) // ///; е) /// / //.......

Задание № 6. Исследование взаимосвязи слуховой, зри­тельной и двигательной функциональной систем. Выполне­ние задания основано на осуществлении процессов перекоди­рования слуховой информации в однозначную двигательную информацию под контролем зрения и демонстрирует двига-тельно-слухозрительные межсенсорные связи.

Предварительное обучение сопровождалось объяснением: «Послушай ритм и запиши точками графическую схему это­го ритма».

а) ////;б)/////;в)/// ///.

Основное задание сопровождалось таким же объяснением: а)/ /// // (запись ритмической структуры делалась в карте обследования);

б)//////;в)//////;г)//////;д)////////;е)/////////.

Отмечаются: ошибки, сбои, отставания при выполнении двигательных проб, проявляющиеся в левой руке, правой руке, в обоих руках; импульсивность; пространственные ошибки при выкладывании геометрических фигур, или при их срисовывании (особенно в ситуации мыслительного пере­ворачивания): координаторные, структурно-топологические, метрические, фрагментарные; нарушение воспроизведения порядка элементов в серии движений; упрощение двигатель­ной программы; поэлементное выполнение двигательной программы (дезавтоматизация); изменение структуры двига­тельной серии (увеличение числа элементов); преждевремен­ные реакции, возникающие без условного сигнала; элемен­тарные персеверации при удержании двигательной програм­мы: мануальные, оральные; системные персеверации (персе­верации способа действия); персеверации двигательной про­граммы; замена двигательной программы упроченным сте-риотипом из прошлого опыта; распад сложных двигательных навыков (письмо); нарушение речевой регуляции движений и действий; адинамии; трудности тонкой дифференциации движений пальцев руки; нарушение символических дейс­твий и движений: мануальных, оральных; трудности вхож­дения задания, истощаемость; игнорирование в двуручных пробах: левой руки, правой руки; синкинезии, стереотипии с насильственным компонентом; алиированное выполнение реципрокной координации, поочередное выполнение реци-прокной координации; трудности воспроизведения различ­ных поз руки в заданной плоскости, которые компенсируют­ся при зрительном контроле; пространственные трудности при копировании мануальных поз по наглядно воспринима­емому образу (особенно в ситуации мысленного переворачи­вания).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...