Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальность научной тематики

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Ордена дружбы

Народов МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор УО ВГМУ, д.м.н., проф.

________________ А.Т. Щастный

«____» _________________ 2015 г.

 

Отчет

О научно-исследовательской работе

кафедры инфекционных болезней

 

По теме

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕТСКИХ

ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ СТУДЕНТАМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ

НА КАФЕДРЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

 

Итоговый

 

Руководитель темы:

д.м.н., профессор, зав. каф. инф. болезней В.М. Семенов

(подпись, дата)

 

 

Витебск, 2015 г.


Список исполнителей

 

Руководитель темы:    
Зав. каф. инфекционных болезней, д.м.н., профессор   ______________ 12.11.2015 г.   В.М. Семенов  
Исполнители темы:      
Д.м.н., профессор   ______________ 12.11.2015 г.   Т.И. Дмитраченко  
Д.м.н., профессор   ______________ 12.11.2015 г.   И.В. Жильцов  
К.м.н., доцент   ______________ 12.11.2015 г.   Н.Ф. Акулич  
К.м.н., доцент   ______________ 12.11.2015 г.   А.Н. Грижевская
К.м.н., доцент   ______________ 12.11.2015 г.   Л.Э. Бекиш
К.м.н., доцент   ______________ 12.11.2015 г.   Е.В. Крылова
К.м.н., доцент   ______________ 12.11.2015 г.   Н.В. Ляховская
К.м.н., ассистент   ______________ 12.11.2015 г.   А.М. Хныков
Ассистент   ______________ 12.11.2015 г.   М.О. Шибеко

Сроки выполнения: 01.01.2015 г. – 31.12.2015 г.

 

Номер гос. регистрации – нет

 

ФИО и звание научного руководителя: заведующий кафедрой инфекционных болезней, д.м.н., профессор В.М. Семенов

Исполнители: д.м.н., профессор Т.И. Дмитраченко, д.м.н., профессор И.В. Жильцов, к.м.н., доцент Н.Ф. Акулич, к.м.н., доцент А.Н. Грижевская, к.м.н., доцент Л.Э. Бекиш, к.м.н., доцент Е.В. Крылова, к.м.н., доцент Н.В. Ляховская, к.м.н., ассистент А.М. Хныков, ассистент М.О. Шибеко.

 

Актуальность научной тематики

По данным многолетних наблюдений, среди пациентов с инфекционной патологией, госпитализируемых в УЗ «ВОКИБ», дети составляют в среднем 55%. Инфекционные болезни у детей имеют ряд особенностей течения, связанных с незрелостью детского организма и, в частности, иммунной системы. Ряд заболеваний (например, вирусные гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция) у детей имеют тенденцию к злокачественному течению, быстрому прогрессированию и (в случае гепатитов) более частой хронизации; особенно это касается случаев истинного внутриутробного заражения. Инфекционные болезни из группы TORCH-инфекций (краснуха, токсоплазмоз, ЦМВИ, ВПГ 1-2 и т.д.) в случае внутриутробной передачи вызывают у новорождённых специфический симптомокомплекс, характерный для инфекций перинатального периода и никогда не встречающийся у взрослых. Ряд инфекций (краснуха, токсоплазмоз, ЦМВИ) могут вызывать тяжёлые врождённые пороки развития, особенно в случае заражения плода в первый триместр беременности.

Эпидемиология некоторых инфекционных болезней у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Например, ВИЧ-инфекция у взрослых в основном передаётся половым гетеросексуальным путём, а на втором месте – инъекционный у потребителей инъекционных наркотиков. У детей же моложе 12 лет основной путь передачи ВИЧ-инфекции – вертикальный, т.е. от матери (внутриутробно, интранатально либо при кормлении грудью), что накладывает выраженный отпечаток на принципы организации противоэпидемических мероприятий; то же касается и парентеральных вирусных гепатитов.

Ряд инфекционных болезней (корь, краснуха, скарлатина, ветряная оспа, эпидемический паротит и т.п.) специфичны для детского возраста и редко встречаются у взрослых (некоторым исключением является ветряная оспа). При этом многие из таких болезней далеко не безобидны: например, ветряная оспа может осложняться ветряночным энцефалитом, отличающимся затяжным и нередко злокачественным течением; эпидемический паротит может приводить к развитию серозного менингита, острого панкреатита и/или орхита, который в дальнейшем может привести к олиго- или азооспермии и развитию мужского бесплодия. Если такие болезни развиваются у взрослых, они могут иметь тенденцию к более тяжелому течению с нередким развитием опасных осложнений (что более всего характерно для кори).

Значительная часть детских инфекционных болезней является вакцино-контролируемой, причём вакцинация имеет ряд особенностей, что требует от студентов-медиков досконального знания календаря прививок Республики Беларусь, ассоциированной нормативной документации, а также знакомства с практикой вакцинации, принятой в различных странах, как развитых, так и развивающихся. При этом приходится иметь в виду, что принцип добровольности вакцинации, принятый в странах Западной Европы, накладываясь на массовый приток беженцев, многие из которых не подвергались вакцинации и переносят в лёгкой форме различные детские инфекции (либо находятся в инкубационном периоде таковых, который нередко отличается значительной продолжительностью), может породить возрождение ряда вакцино-контролируемых инфекций, казалось бы, уже искоренённых в странах постсоветского пространства.

Необходимо также принять во внимание особенности практической работы с пациентами детского возраста, которые включают:

1. Невозможность полного продуктивного контакта с детьми младших возрастов (вплоть до 8-10 лет), что осложняет сбор анамнеза;

2. Активный негативизм и боязнь «белого халата», имеющиеся у многих детей (в особенности – младших возрастов), а также страх перед медицинскими манипуляциями, включая безболезненные и неинвазивные;

3. Необходимость налаживания продуктивного контакта с родственниками пациента (в основном – с матерью), которые нередко настроены к врачам (и в ещё большей степени – к студентам) с предубеждением, ввиду чего ищут возможности вступить в конфликт, защищая свои права, как истинные, так и воображаемые, и нередко апеллируя при этом к скудной, недостоверной либо узкоспециальной информации, полученной ими из интернета;

4. Особенности техники выполнения медицинских манипуляций у детей раннего возраста, таких, как ФГДС, эндотрахеальная интубация, установка мочевого катетера, выполнение люмбальной пункции и т.д. Особенности анатомического строения детского организма приводят к тому, что приёмы, принятые у взрослых, приведут к неудаче выполнения соответствующих манипуляций у детей. Есть также ряд общих рекомендаций по проведению медикаментозной терапии лицам детского возраста – например, рекомендуется по возможности избегать парентерального введения антибиотиков, назначая вместо него пероральные препараты с аналогичным спектром действия и высокой биодоступностью, по возможности – в виде сладких, ароматизированных сиропов.

Следует также помнить и о том, что у детей, особенно раннего возраста (0,5…6 лет) возможно развитие грозных осложнений обычных убиквитарных инфекционных заболеваний, которые относятся к неотложным состояниям и никогда не встречаются у взрослых. Так, некоторые эшерихиозы у детей могут осложняться развитием ГУС (гемолитико-уремического синдрома) с быстрым прогрессированием гемолитической анемии и ОПН; ОРИ (прежде всего парагрипп, в меньшей степени – аденовирусная инфекция и прочие) могут приводить к развитию ложного крупа и острой дыхательной недостаточности; употребление салицилатов и/или сульфаниламидов по любому поводу может приводить к развитию синдрома Рейе, который характеризуется молниеносным прогрессированием жирового гепатоза и присоединением острой печёночной недостаточности. Употребление хлорамфеникола (левомицетина) у детей раннего возраста может приводить к развитию т.н. «синдрома серого младенца» – накоплению данного антибиотика в крови и тканях, обусловленному незрелостью ферментов печени, и его прямому токсическому воздействию на миокард.

Ряд медикаментозных препаратов, включая критически важные (многие антибиотики и противовирусные средства), имеют особенности применения у детей, прямо запрещены к применению до достижения определённого возраста либо не рекомендуются к применению ввиду отсутствия убедительных данных испытаний соответствующих препаратов на детях. Так, озельтамивир может назначаться детям с 2-летнего возраста, а его генерик Флустоп – с 12-летнего; тетрациклины могут использоваться у детей с 9-летнего возраста, а фторхинолоны – с 12-летнего; бензодиазепины, назначаемые с седативной и противосудорожной целью, у детей нередко вызываю аномальную реакцию (психомоторное возбуждение) и т.д.; дозировка множества препаратов регулируется в зависимости от веса и/или возраста пациентов, причём все подобные рекомендации следует иметь в виду и удерживать в памяти.

Соответственно, в ходе изучения студентами детских инфекционных болезней невозможно просто копировать паттерны преподавания, принятые при изучении взрослых инфекционных болезней – требуются специальные педагогические приёмы с элементами прикладной психологии, которые мы и пытались разработать и разумно сбалансировать в рамках данного исследования.

 

Полученный результат

1. Разработан, утверждён ЦУМС УО «ВГМУ» и внедрён в практику преподавания на цикле «детские инфекционные болезни» ЭУМК «Детские инфекционные болезни», отдельно для студентов 5 курса (http://do2.vsmu.by/course/ view.php?id=76), отечественных студентов-субординаторов терапевтических специальностей (http://do2.vsmu.by/course/view.php?id=592), а также иностранных студентов-субординаторов (http://do2.vsmu.by/course/view.php?id=523).

Указанный ЭУМК, помимо учебных материалов, включает в себя рад дополнительных материалов по изучаемому предмету, включая дополнительные учебные пособия, ассоциированную законодательную информацию, а также ряд тест-контролей и ситуационных задач, которые могут при необходимости использоваться как для контроля усвоения темы студентами, так и для углубленного разбора отдельных тем.

2. Организована дисциплина по выбору «Детские инфекционные болезни» (руководитель – к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней А.Н. Грижевская), регулярно посещаемая 30-40 студентами 5 курса лечебного факультета. Соответственно, для данной дисциплины по выбору нами был разработан, а ЦУМС УО «ВГМУ» – утвержден полный комплект нормативных документов УМК и ЭУМК, доступный как в бумажном, так и в электронном виде.

3. Внесены дополнения в план занятий на цикле «Детские инфекционные болезни». В частности, в ходе занятий преподаются основы кризисного консультирования, а также прививаются навыки общения с людьми в состоянии психомоторного возбуждения, аффекта, ситуационного психоза, депрессии. Реальные клинические ситуации отрабатываются студентами друг на друге в ходе т.н. «деловой игры», организуемой преподавателем в ходе занятия. При этом один из студентов отыгрывает роль врача, другой – больного ребёнка, а третий – родителя в состоянии аффективно-шоковой либо депрессивной психогенной реакции. Задачей является установление продуктивного контакта с ребёнком и родителем с последующим достижением медицинского комплаенса (осознанного, добровольного согласия пациента на продуктивное сотрудничество с врачом и точное выполнение его рекомендаций по диагностике и лечению соответствующего заболевания). По окончании «деловой игры» студенты меняются ролями, пока вся группа не приобретёт соответствующий опыт работы с малолетними пациентами и их родителями/родственниками.

4. В учебный план цикла «Эпидемиология. Военная эпидемиология», который студенты проходят в осеннем семестре 4 курса, включено занятие «Иммунопрофилактика инфекционных болезней», в ходе которого подробно разбираются виды вакцинных и сывороточных препаратов, их сравнительные преимущества и недостатки, показания и противопоказания к их применению, возможные побочные реакции и действия медицинского персонала в случае их внезапного развития, календарь прививок Республики Беларусь, а также рассматриваются календари прививок, действующие в других странах (США, Великобритании, Франции, Индии, Китае).

 

 

Новизна исследования:

1. Впервые предложены и внедрены новые формы самостоятельной работы студентов на цикле «Детские инфекционные болезни» («деловые игры»);

2. Впервые разработаны учебно-методический комплекс и электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Детские инфекционные болезни» и дисциплине по выбору «Детские инфекционные болезни».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...