Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Операционных активов




При неизменном объеме используемых операционных активов и коэффициенте рентабельности реализации продукции сумма операционной прибыли предприятия будет зависеть только от коэффициента оборачиваемости операционных активов.

Косвенное воздействие ускорения оборота активов на размер прибыли определяется тем, что снижение периода оборота этих активов приводит к соответствующему снижению потребности в них. А уменьшение размера используемых операционных активов вызывает снижение суммы операционных затрат, что при прочих равных условиях ведет к возрастанию суммы операционной прибыли. Размер сокращения объема используемых операционных активов в процессе ускорения их оборота можно рассчитать по формуле:

ЭОПА = (ПОАФ – ПОАП) х ОРО

ЭОПА размер экономии суммы операционных активов, достигаемый в процессе ускорения их оборота;

ПОАФ период оборота операционных активов предприятия в пред плановом периоде, в днях;

ПОАП -период оборота операционных активов предприятия в планируемом периоде, в днях;

ОРО планируемый однодневный объем реализации продукции.

Собственный капитал предприятия состоит из уставного фонда, дополнительного капитала, резервного капитала, фондов накопления и потребления, амортизационных отчислений, нераспределенной прибыли.

Прирост дополнительного капитала в большинстве случаев отображает прирост стоимости внеоборотных активов за счет их переоценки. Эта переоценка регламентируется государством и фактически учитывает инфляцию. В такой ситуации смена дополнительного капитала имеет характер поправочного прироста и не выражает реального накопления собственного капитала.

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай остановки их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Создание резервного фонда является обязательным для акционерного общества, кооператива, предприятия с иностранными инвестициями. Отчисления в резервный фонд и другие аналогичные по назначению фонды проводятся до достижению размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного капитала.

Фонд накопления является источником средств субъекта, аккумулирующего прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличения его собственных средств.

Фонд потребления является источником средств субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материального стимулирования коллектива.

Амортизационные отчисления являются стойким источником финансовых ресурсов. Амортизационные отчисления проводятся только до полного перенесения балансовой стоимости фондов на себестоимость продукции. Амортизационные отчисления могут начисляться равномерным или ускоренным методами. В Украине применяется главным образом равномерный метод. Амортизация основных средств начисляется по всем группам основных средств, включая и незавершенное строительство (за исключением земельных участков, продуктивного скота, библиотечного фонда и т.д). При равномерном методе амортизация начисляется по единым нормам, установленным в процентах к остаточной стоимости основных средств.

Нераспределенная прибыль в первую очередь должна направляться на покрытие убытков прошлых лет, ухудшающих оценку деятельности организации. Остаток нераспределенной прибыли после покрытия убытков и списания расходов за счет чистой прибыли непосредственно распределяются между фондами накопления, социальной сферы и потребления. К расходам за счет чистой прибыли, относят:

- расходы для создания новых и усовершенствования действующих технологий, а так же на повышение качества продукции, связанные с проведением научно-иследовательских, иследовательско-конструкторских работ, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащения производства;

- расходы на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;

- платежи за превышение гранично допустимых сбросов загрязняющих веществ в природную среду;

- расходы связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации, проведенной по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации;

- расходы для создания и совершенствования систем и способов управления капитального (инвестиционного) характера;

- расходы, связанные с содержанием учебных заведений и предоставления им бесплатных услуг;

- оплата проездных документов, предназначенных для работников организации;

Расходы на содержание (включая амортизационные отчисления и расходы на все виды ремонтов) культурно-бытовых и других непроизводственных объектов, находящихся на балансе предприятия, а так же расходы на проведение работ, выполненых в порядке предоставления помощи и участия в деятельности других предприятий и организаций;

- другие виды расходов, в соответствие к действующему законодательству, которые включаются не в себестоимость продукции и не относятся на счет прибылей и убытков.

Основной формой пополнения собственного капитала должно быть распределение чистой прибыли в фонды накопления. Капитализация прибыли устанавливается следующими пропорциями:

 

Налоги за счет прибыли

П1 =

Чистая прибыль

 

Расходы за счет чистой прибыли

П2 =

Прибыль, направляемая в фонды

 

 

Прибыль, направляемая в фонд потребления

П3 =

Прибыль, направляемая в фонд накопления

 

 

Фонд накопления, используемый на увеличение внеоборотных активов

П4 =

Фонд накопления, используемый на обновление собственных оборотных средств

 

 

Тактика капитализации прибыли может быть формализовано описана в виде оптимизационной задачи:

 

 

П1 min

П2 min

П3 min

П4 opt

 


Оптимальное значение пропорции П4 не обязательно должно быть минимальным. Оно зависит от вида деятельности, этапа развития организации текущего финансового состояния. В случае нестабильного финансового состояния лучший вариант не распределять прибыль в фонды потребления и не использовать фонды накопления на увеличение внеоборотных активов. Это конечно нереально, но по крайней мере необходимо твердое лимитирование расходов подразделений организации по приобретению основных средств:

а) в конце отчетного периода подразделения подают заявки на будущий квартал для приобретения основных средств;

б) по итогам отчетного периода формируется фонд накопления;

в) распоряжением организации устанавливаются лимиты, исходя из общей суммы на приобретение основных средств, не превышающих установленной части (например 10%) прибыли, распределенной в фонд накопления.

Не распределять прибыль в фонды потребления тоже очень тяжело, поскольку нельзя целиком исключать случая предоставления организацией материальной помощи сотруднику. В связи с этим фонд потребления в части материальной помощи должен формироваться в минимальных размерах, преимущественно в виде фиксированной суммы, а не в процентах от чистой прибыли.

Уставной капитал представляет собой сумму взносов учредителей субъекта для обеспечения его жизнедеятельности. Величина уставного капитала соответствует сумме, зафиксированной в учредительных документах и является неизменной. Увеличение или уменьшение уставного капитала может приниматься в установленном порядке (например, решением общего собрания акционеров) только после перерегистрации хозяйствующего субъекта. Как взносы в уставной капитал могут быть: здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой, домами, сооружениями. Кроме того имущественные права, в том числе интеллектуальная собственность, «ноу-хау», право на пользование изобретениями, и т.д., а так же средства в национальной и иностранной валюте. Стоимость взносов оценивается в гривнах общим решением участников хозяйствующих субъектов и составляет их часть в уставном капитале.

 

Один из видов страхования рисков - самострахование (внутреннее страхование). Механизм этого направления нейтрализации финансовых рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолевать негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контрагентов.

Резервный капитал – часть финансовых ресурсов предприятия, зарезервированная в финансовых планах и бюджетах на случай возможного повышения расходной части. На предприятиях резервный капитал находится в форме нераспределенной прибыли, резервного фонда, специальных фондов и других.

 

1) Резервный фонд создается в соответствии с требованиями законодательства и Устава предприятия, представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенного для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части определяется учредительными документами. Формирование осуществляется за счет прибыли, минимальный размер отчислений регулируется законодательно, составляет 5 % суммы прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде.

2) Специальные (целевые) финансовые фонды. К ним относится целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств, с целью их последующего целевого расходования. В составе обычно выделяют: амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд охраны труда, фонд специальных программ, фонд развития производства и другие. Порядок формирования и расходования регулируется уставом и другими внутренними документами. Примером могут служить фонд страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка); фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности по кредитным операциям предприятия и т.п. Перечень таких фондов источники их формирования и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия и другими внутренними нормативами.

3) Формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Создаются по денежным активам, сырью, материалам, готовой продукции. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов устанавливается в процессе их нормирования.

4) Нераспределенная прибыль. Характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками (пайщики, акционеры) и персоналом. Предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства. По экономическому содержанию является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде. Стоимость нераспределенной прибыли последнего отчетного периода оценивается с учетом определенных прогнозных расчетов. Так как нераспределенная прибыль представляет собой ту ее капитализированную часть, которая будет использована в предстоящем периоде, то ценой сформированной нераспределенной прибыли выступают планируемые на ее сумму выплаты собственникам, которым она принадлежит. Такой подход к оценке нераспределенной прибыли основан на том, что если бы она была выплачена собственникам капитала при ее распределении по результатам отчетного периода, то они, инвестировав ее в любые объекты, получили бы определенную прибыль, которая являлась бы ценой этого инвестированного капитала. Но собственники предпочли инвестировать эту прибыль в собственное предприятие, следовательно, ее ценой выступает планируемая к распределению сумма чистой прибыли предстоящего периода на эту часть инвестируемого капитала. С учетом такого подхода стоимость нераспределенной прибыли (СНП) приравнивается к стоимости функционирующего собственного капитала предприятия (СКфп) в плановом периоде:

СНП = СКфп

Такой подход позволяет сделать следующий вывод: коль скоро стоимость функционирующего собственного капитала в плановом периоде и стоимость нераспределенной прибыли в этом же периоде равны, при оценке средневзвешенной стоимости капитала в плановом периоде эти элементы капитала могут рассматриваться как единственный суммированный элемент, т.е. включаться в оценку с единым суммированным удельным весом.

 

Используя этот механизм нейтрализации финансовых рисков, необходимо иметь ввиду, что страховые резервы во всех их формах, хотя и позволяют быстро возместить понесенные предприятием финансовые потери, «замораживают» использование достаточно ощутимой суммы финансовых средств. В результате этого снижается эффективность использования собственного капитала предприятия, усиливается его зависимость от внешних источников финансирования. Это определяет необходимость оптимизации сумм резервируемых финансовых средств с позиций предстоящего их использования для нейтрализации лишь отдельных видов финансовых рисков. К ним можно отнести:

· Нестрахуемые виды финансовых рисков;

· Финансовые риски допустимого и критического уровня с невысокой вероятностью возникновения;

· Большинство финансовых рисков допустимого уровня, расчетная стоимость предполагаемого ущерба по которым не высока.

Положительные особенности собственного капитала:

ü Простота привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников) принимаются собственником и менеджерами самостоятельно, без согласия других хозяйствующих субъектов.

ü Более высокой способностью генерировать прибыль, так как при его использовании не требуется уплаты ссудного процента.

ü Обеспечивает устойчивость финансового развития предприятия, его платежеспособности, снижения рисков банкротства.

 

Недостатки:

v Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах его жизненного цикла.

v Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.

v Не используемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности над экономической.

Таким образом: предприятие использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (коэффициент автономии «1»), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов., а в конечном счете – повысить рыночную стоимость предприятия. Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. Привлечение и эффективное использование заемных средств является одним из основных направлений обеспечения достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).

Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами долгосрочных обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам, услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств весьма многообразны. Классификация:

По целям привлечения – заемные средства привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов; заемные средства привлекаемые для пополнения оборотных активов; заемные средства привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей.

По источникам привлечения – заемные средства привлекаемые из внешних источников; заемные средства привлекаемые из внутренних источников (внутренняя кредиторская задолженность).

По периоду привлечения – заемные средства привлекаемые на долгосрочный период; заемные средства привлекаемые на краткосрочный период.

По форме привлечения – заемные средства привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит); заемные средства привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг); заемные средства привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит); заемные средства привлекаемые в иных материальных или нематериальных формах.

По форме обеспечения – необеспеченные заемные средства; заемные средства обеспеченные поручительством или гарантией; заемные средства обеспеченные залогом или закладом.

Привлечение заемных средств это целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Политика привлечения заемных средств представляет собой часть финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения заемных средств:

1. анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде;

2. определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде (пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов, обеспечение формирования переменной части оборотных активов, формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов, обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников, другие временные нужды);

3. определение предельного объема привлечения заемных средств (предельным эффектом финансового левериджа, обеспечение достаточной финансовой устойчивости предприятия);

4. оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников;

5. определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе (определяется полный и средний срок использования заемных средств) Полный срок – представляет собой период времени с начала поступления заемных средств до окончательного погашения всей суммы долга. Существует три периода: срок полезного использования – период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует представленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности; льготный (грационный) период – это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств; срок погашения – период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени. Средний срок – представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии. Определяется по формуле

ССЗ = СПЗ / 2 + ЛП + ПП / 2, где

ССЗ – средний срок использования заемных средств, СПЗ – срок полезного использования заемных средств, ЛП – льготный (грационный) период, ПП – срок погашения;

6. определение форм привлечения заемных средств;

7. определение состава основных кредиторов;

8. формирование эффективных условий привлечения кредитов (срок предоставления кредита, ставка процента за кредит: формы – процентная и учетная, предпочтение процентной т.к. расходы по обслуживанию долга меньше; виды – фиксированная ставка процента (устанавливается на весь срок кредита), плавающая ставка процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка). Предпочтительно фиксированная ставка или ставка с высоким процентным периодом; размер ставки процента; условия выплаты суммы процента (выплата суммы процента в момент предоставления кредита, выплата суммы процента равномерными частями, выплате всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга); условия выплаты основной суммы долга (частичный возврат основной суммы долга в течение общего периода функционирования кредита, полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита, возврата основной или части суммы долга с представлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита;

9. обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов;

10. обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.

 

Стоимость финансового кредита оценивается в разрезе двух основных источников его представления на современном этапе – банковского кредита и финансового лизинга.

а) стоимость банковского кредита, несмотря на многообразие его видов, форм и условий, определяется на основе ставки процента за кредит, которая формирует основные затраты по его обслуживанию. Эта ставка в процессе оценки требует внесения двух уточнений: она должна быть увеличена на размер других затрат предприятия, обусловленных условиями кредитного соглашения (например страхового кредита за счет заемщика) и уменьшенного на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных затрат предприятия. С учетом этих положений стоимость заемного капитала в форме банковского кредита оценивается по следующей формуле:

 

ПКб х (1 – СНП)

СБК =

1 - ЗПб

 

СБК – стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме банковского кредита, %

ПКб – ставка процента за банковский кредит, %;

СНП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ЗПб – уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженной десятичной дробью.

 

Если предприятие не несет дополнительных затрат по привлечению банковского кредита или если эти расходы несущественны по отношению к сумме привлекаемых средств, то приведенная формула оценки используется без ее знаменателя (базовый ее вариант).

 

б) стоимость финансового лизинга – одной из современных форм привлечения финансового кредита – определяется на основе ставки лизинговых платежей (лизинговой ставки). При этом следует учитывать что эта ставка включает две составляющие 1) постепенный возврат суммы основного долга (он представляет собой годовую норму амортизации актива, привлеченного на условиях финансового лизинга, в соответствии с которым после оплаты он передается в собственность арендатору); 2) стоимость непосредственного обслуживания лизингового долга. С учетом этих особенностей стоимость финансового лизинга оценивается по следующей формуле:

 

 

(ЛС – НА) х (1 – СНП)

СФЛ =

1 - ЗПфл

 

СФЛ - стоимость заемного капитала, привлекаемого на условиях финансового лизинга, %;

ЛС – годовая лизинговая ставка, %;

НА – годовая норма амортизации актива, привлеченного на условиях финансового лизинга, %;

СНП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ЗПфл – уровень расходов по привлечению актива на условиях финансового лизинга к стоимости этого актива, выраженный десятичной дробью.

 

Стоимость заемного капитала привлекаемого за счет эмиссии облигаций, оценивается на базе ставки купонного процента по ней, формирующего сумму периодических купонных выплат. Размер купонных выплат можно определить по формуле:

Ном х КП

КВ =

100%

 

 

КВ – размер купонных выплат; Ном – номинал; КП – купонный процент.

 

СК х (1 – СНП)

СОЗК =

1 – ЭЗО

СОЗК - стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %;

СК – ставка купонного процента по облигации, %;

СНП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ЭЗО – уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженный десятичной дробью

 

Купонные выплаты осуществляются по купонам, добавленным к облигациям. Купоны нумеруются, каждый из них предназначен для выплаты процента в определенное время. При этом их обычно отрезают. Купоны предъявляются к оплате самому эмитенту, гаранту (поручителю) выпуска или уполномоченному финансовому посреднику. Если суммарная стоимость выпущенных акций создает уставной капитал предприятия, то суммарная стоимость выпущенных облигаций – это заемный капитал компании. Для выплаты процентов по облигациям и погашения их стоимости на предприятии создается отложенный фонд (фонд погашения). Предприятие перечисляет в него в соответствие с подписанными договорами (контрактами) определенные денежные суммы для того, чтоб иметь возможность выплачивать проценты, а к моменту погашения выпуска иметь необходимые финансовые ресурсы. Размер погашения зависит от условий выпуска облигаций.

Если облигация продается на других условиях, то базой оценки выступает общая сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении.

 

ДГ х (1 – СНП) х 100

СОЗД =

О - ДГ) х (1 – ЭЗО)

 

СОЗД - стоимость заемного капитала, привлекаемая за счет эмиссии облигаций, %;

ДГ – среднегодовая сумма дисконта по облигации;

НО – номинал облигации, подлежащей погашению;

СНП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ЭЗО – уровень эмиссионных затрат по отношению к сумме привлеченных за счет эмиссии средств, выраженный десятичной дробью.

Заемный капитал характеризуется положительными особенностями:

1. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или поручительства.

2. Обеспечение роста финансового потенциала при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

3. Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат на его обслуживание из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

4. Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

Недостатки:

1) Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски – риск снижения финансовой устойчивости предприятия и потере платежеспособности. Уровень этих рисков растет пропорционально удельного веса использования заемного капитала.

2) Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента.

3) Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка.

4) Сложность процедуры привлечения.

Таким образом, предприятие использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.

Во всем мире принята единая предпринимательская терминология и внутрифирменная система финансовых показателей. Без этого нельзя говорить на равных с иностранными партнерами, приобщиться к ценнейшему опыту финансового менеджмента, накопленного западными промышленниками и банкирами за многовековую историю рыночной цивилизации.

Итак, четыре основных показателя, используемых уже не только в западной, но и общественной практике.

1. добавленная стоимость (ДС). Если из стоимости продукции, произведенной, а не только реализованной предприятием за тот или иной период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенное производство), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций, то получится стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии, услуг. Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и его вкладе в создание национального богатства. Вычтем из ДС налог на добавленную стоимость и перейдем к конструированию следующего показателя.

2. брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ). Вычтем из ДС расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежи предприятия (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и проч.), а также все налоги и налоговые платежи предприятия, кроме налога на прибыль – получаем БРЭИ. БРЭИ используется в финансовом менеджменте как один из основных промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Представляя собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль, величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов (налоги – те же расходы, не так ли?). Более того, по удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости можно судить об эффективности управления предприятием и составить общее представление о потенциальной рентабельности и гибкости предприятия.

3. нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), или прибыль до уплатыпроцентов за кредит и налога на прибыль. Из предыдущего показателя вычтем все затраты на восстановление основных средств – это и будет нетто-результат эксплуатации инвестиций. По существу, этот экономический эффект, снимаемый предприятием затрат, представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль. Поэтому на практике для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ балансовую прибыль (БП), восстановленную до нетто-результата эксплуатации инвестиций прибавлением процентов за кредиты, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Таким способом можно избежать двойного счета процентов, ибо часть их, относимая, по действующему законодательству, на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, содержится в самой балансовой прибыли.

4. экономическая рентабельность (ЭР) активов, или, что то же, экономическая рентабельность всего капитала предприятия, т.е. суммы его собственных и заемных средств. Мы будем пользоваться показателем, основанным на наиболее общей формуле рентабельности производства, характеризующей эффективность затрат и вложений:

эффект производста х 100

затраты и вложения

Что подставить в числитель этой формулы – НРЭИ. А знаменатель, помня, что именно в активе баланса предприятия отражены направления расходования и вложений средств, подставим объем актива:

 

НРЭИ БП + ПРОЦЕНТЫ за кредит, относимые на себестоимость

ЭР = ----------- х 100 = --------------------------------------------------------------------------- х 100

АКТИВ АКТИВ

 

Поскольку актив и пассив равны, а последний представляет собой совокупность собственных средств и заимствований,

НРЭИ НРЭИ НРЭИ

ЭР = ---------- х 100 = ------------- х 100 = -------------------------------------------------- х 100 =

АКТИВ ПАССИВ собственные средства + заемные средства

НРЭИ

= -------------------------------------------- х 100.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...