Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и задачи малого бизнеса




Введение

 

Финансовый кризис поставил на первый план решение проблем, связанных с ускорением развития малого предпринимательства, усиления их роли в решении проблем макроэкономического уровня и прежде всего за счет увеличения масштабов и деятельности и создания на этой основе дополнительных рабочих мест для людей, по объективным причинам высвобождающихся из других сфер экономической деятельности. В этой непростой экономической ситуации особо значимыми становятся проблемы поиска финансовых источников для развития малого бизнеса, что было достаточно сложной проблемой и в благоприятное с экономической точки зрения время. Но все же решить эту непростую проблему и обеспечить малое предпринимательство достаточными объемами финансовых ресурсов необходимо, исходя из выделенных в настоящее время приоритетов развития экономики.

В настоящее время для преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе внешнеэкономических.

Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой для развития экономики любой страны.

Актуальность темы обусловлена тем, что в России в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес - инкубаторов; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики. Вопросы развития малого предпринимательства постоянно находятся в центре внимания и обсуждаются на самых различных уровнях власти.

Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки малого предпринимательства формировались в каждом регионе по-своему, в соответствии с ситуацией. Но по мере развития реформ становится возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективные. Таким образом, постепенно складывается основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

Тема разрабатывается и исследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например такими, как Горфинкель В.Я., Швандер В.А., выпускается много учебных пособий и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям.

Объектом исследования является малый бизнес России.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы выявить проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

определить место и роль малого бизнеса;

выявить специфические особенности малого предпринимательства;

определить направления развития малого бизнеса;

выявить особенности и проблемы становления малого бизнеса;

обозначить проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом и найти пути их решения;

доказать необходимость государственной поддержки и формы реализации малого предпринимательства;

выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса.

Для написания данной работы использованы различные литературные источники, в том числе нормативные документы, учебники, учебные пособия, статьи в журналах и газетах, материалы информационной сети Интернет, правовая система «Гарант», «Консультант» и другие.

 


Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность

Понятие малого бизнеса

 

В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это - деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.

Существует и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них - это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изменяющий, в том числе, и критерии отнесения к малым предприятиям. Не успел войти в силу этот Закон, как согласно российской традиции последних лет потребовалось внести в него изменения. Появились и комментарии, и оценки со стороны специалистов к данному Закону (Макарова, 2007; Леонов, 2007; Гурьев, 2007; Копелян, 2007). Закон № 209-ФЗ кардинальным образом меняет положение дел в области предпринимательства, к тому же затрагивает и границы данной совокупности. Последнее особенно болезненно с точки зрения изучения динамики.

Надо сказать, что критерии отнесения к малым предприятиям предлагали изменить неоднократно. Так, С.М. Зимин (бывший заместитель руководителя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Санкт-Петербург) предлагал ввести систему сертификации малых предприятий в налоговых инспекциях, и в случае несоответствия предприятия некоторым критериям - изымать сертификаты (Зимин, 2003). Прошедшим такую сертификацию малым предприятиям чиновник обещал существенно упростить «получение установленных законодательством льгот и преференций в других государственных органах и контролирующих организациях». Поскольку согласно этому проекту должна была анализироваться и текущая, и годовая отчетность организаций по достаточно большому количеству критериев, то в случае принятия подобного закона в стране могло резко сократиться количество малых предприятий. То есть, с одной стороны, чиновники говорили о недопустимости административных барьеров для малого бизнеса, а с другой - предлагали вводить новые барьеры.

Законом № 209-ФЗ впервые вводится определение российского среднего предприятия. Согласно ст. 4 Закона № 209-ФЗ, средними и малыми предприятиями (СМП) признаются потребительские кооперативы, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства; суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц (малых или средних предприятий) не должна превышать 25%.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

· для средних предприятий от 101 до 250 человек;

· для малых предприятий до 100 человек включительно.

Кроме того, Законом № 209-ФЗ вводится понятие микропредприятия, которое относится к организациям со среднесписочной численностью до 15 человек. В последние годы много говорят о гармонизации российской статистики и учета с международными стандартами (Статистика информационного общества в России, 2007; Масакова, 2004). Однако критерий в 15 человек не сопоставим с европейским определением микропредприятия, на котором среднесписочная численность не должна превышать 9 человек. Получается, что все российские критерии численности работников, как и раньше, будут отличаться от действующих в странах ЕС: малое предприятие в ЕС насчитывает до 49 человек, в России - до 100 человек; среднее предприятие в ЕС - от 50 до 249 человек, в России - от 101 до 250 человек. То есть в России численность работников на малых предприятиях может быть в 2 раза больше, чем в ЕС; а на микропредприятиях - в 1,5 раза, соответственно невозможно будет проводить межстрановые сравнения.

Кроме того, у нас условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является и то, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать некоторых предельных значений.

 

Значение и задачи малого бизнеса

 

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует созданию новых рабочих мест, внедрению новых товаров и услуг, удовлетворению нужд крупных предприятий, обеспечению специализированными товарами и услугами. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его эффективность

Громадное социально-экономическое значение мелкого предпринимательства заключается еще в большей роли, которую он может сыграть в развитии регионов и решении социально-экономических проблем на местах. Деятельность малых и большой части средних предприятий ориентирована в наибольшей мере на удовлетворение местных нужд в товарах и услугах и очень сильно способствует обеспечению занятости населения и наполнению доходной части скудных местных бюджетов. Опыт Англии, например, показывает, что оживление экономики депрессивных районов происходит за счет внутренних ресурсов региона благодаря развитию малых предприятий.

У мелких и средних предпринимателей есть все потенциальные перспективы занять пустые ниши рынка, не в коей мере не ущемляя деятельности и интересов крупных производств. Однако малый бизнес займет адекватное место в экономике только тогда, когда он станет полноправным сектором экономической структуры и начнет функционировать в истинно рыночном режиме хозяйствования.

Малый и средний бизнес конечно же уступает корпоративному сектору экономики с точки зрения финансовых возможностей, включая доступ к организованному кредиту, кадровому потенциалу, а также по целому ряду других позиций, определяющих конкурентоспособность компании. Следовательно, при всей своей экономической и социальной значимости, может быть изначально поставлен в неравные условия по сравнению с крупными, а потому нуждается в поддержке государства и общества в целом.

На способность отдельно взятых МП выживать и развиваться оказывает влияние сочетание внутренних и внешних факторов. В то время, как внутренние проблемы могут часто решаться самими МП на местном уровне, преодоление многих внешних барьеров требует действий со стороны государства на федеральном и региональном уровнях. Однако, внешние и внутренние проблемы часто тесно связаны (например, неблагоприятные системы налогообложения делают систематическое финансовое планирование слишком сложным или невозможным). Одна из основных трудностей в решении «внешних» проблем - это то, что меры, принимаемые различными государственными учреждениями в поддержку МП и планы/программы действия для их внедрения обычно плохо скоординированы. Трудно разделить ответственность за проведение в жизнь политики, когда функции исполнительной власти и распределение компетенции в бюджетной, налоговой, кредитно-финансовой и тарифной сферах не складывается в единую политику поддержки МП. Поэтому федеральное правительство должно сконцентрироваться на устранении противоречий между различными учреждениями (региональными, секторальными/отраслевыми), имеющими отношение к МП.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...