Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятие решений                              5. Проверка и оценка




 

 

                                    4. Выполнение

 

Этапы работы над проектом:

Постановка цели: выявление проблемы, противоречия: формулировка задачи.

1. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.

2. Самообразование и актуализация знаний.

.   Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

.   Исследование: решение отдельных задач, компоновка материала.

.   Обобщение результатов и выводы.

.   Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проектная технология - педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, порой и путем самообразования, на активное включение в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.

Наиболее значимой задачей образования становится направленность педагогического процесса на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность детей в разнообразных сферах организуемой педагогом школьной жизни.

Выделим следующую деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах

 

Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога
Начинание Определение темы, уточнение целей, сходных положений. Выбор рабочей группы. 1.Уточняют информацию. 2. Обсуждают задание. 1. Мотивирует учащихся. 2. Объясняет цели проекта. 3. Наблюдает.
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде. 1. Формируют задачи. 2. Уточняют информацию (источники). 3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. 1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). 2. Наблюдает.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. 1. Работают с информацией. 2. Проводят анализ и синтез идей. 3. Выполняют исследование. 1. Наблюдает. 2. Консультирует.
Выполнение Выполнение проекта. 1. Выполняют исследование и работают над проектом. 2. Оформляют проект. 1. Наблюдает. 2. Советует (по просьбе).
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. 1. Наблюдает. 2. Направляет процесс анализа (если необходимо).
Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. 1. Защищают проект. 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

 

Виды проектов, которые можно использовать на уроках технологии, разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие четыре категории проектов:

1. Информационный и исследовательский проект.

2. Обзорный проект.

.   Продукционный проект (наиболее распространенный на уроках технологии).

.   Проекты-инсценировки или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразны по форме. Например, создание технологической карты и изготовление изделия, организация «трудового десанта» с репортажем с места событий и др.

Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить 3 вида учебных проектов:

·   Краткосрочные (2-6 часов)

·  Среднесрочные (12-15 часов)

·  Долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д. [44, 61].

Исследовательский проект может быть по содержанию:

Монопредметным (только по обслуживающему труду).

Межпредметным (интегрируется сложная тематика нескольких предметов, например, история и технология; черчение и технология, эстетика, ИЗО и технология и др.).

Надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить», который выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).

По включенности в учебные планы проект может быть:

Итоговым - когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала.

Текущим - в этом случае часть содержания учебного курса выносится на самообразование и проектную деятельность [34, 113].

Итак, организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции учащихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и навыков в конкретной общественно-полезной деятельности. В этом смысле она имеет черты, сближающие ее с технологией коллективного творческого дела. Однако доминирование образовательных задач делает проектную технологию преимущественно технологией обучения, а не воспитания. Технологическая цепочка проектной технологии близка также технологии проблемного обучения. Однако проектная технология не предполагает обязательной ситуации учебного затруднения (проблемной ситуации), моделируемой учителем, зато в гораздо большей степени ориентирована на объективацию результата, его социально-производительный резонанс. Так. На уроке технологии в основе проекта может лежать теоретическое учебное затруднение, но может и практическая задача.

Основные звенья технологической цепочки проекта на уроке обслуживающего труда: начинание, планирование, принятие решения, выполнение, оценка результатов, защита. В педагогической теории и практике ХХ-XXI веков сформировались разнообразные подходы к типологии проектов. Они различаются по содержанию, объему, форме, включенности в учебные планы. Это видовое многообразие обогащает педагогические возможности проектной технологии как ведущего вида деятельности на уроках труда.

Проектная технология позволяет формировать такие личностные качества, которые развиваются, лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально[3, 29]. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда ребенок участвует в совместной трудовой деятельности. К таким качествам можно отнести:

·  умение брать ответственность за выбор, решение,

·  умение разделять ответственность,

·  умение анализировать результаты деятельности,

·  способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам своего дела).

Случается так, что выполняемый на уроке технологии проект оказывается неудачным. Самое интересное, что неудачно выполненный проект тоже имеет свое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок учащимися создает мотивацию повторной учебной деятельности, формирует интерес к новому знанию, т.к. именно неудачная, неправильно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать у учащихся адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме [33, 110].

Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовалась логическая цепочка от выбора темы проекта и его формы выполнения (индивидуальная или групповая) на основе сформировавшегося у ученика интереса до рефлексии по поводу полученных результатов. А затем на основе проведенной работы - вновь к заинтересованности в выполнении нового творческого задания (проекта) и снова к выбору [34, 94].

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...