Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная структура программы воспитания




Вопрос

Программа воспитания школьников

Примерная структура программы воспитания

  1. Концептуальные основы программы (вводная часть).
  2. Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания.
  3. Цель. Задачи.
  4. Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса.
  5. Содержание воспитания (тематические блоки).
  6. Механизмы реализации содержания воспитания.

7. Приложение: (кадровое обеспечение программы; источники финансирования; календарный план реализации).

Чтобы определиться в основных характеристиках создаваемой программы необходимо ответить на ряд вопросов.

Первый блок вопросов поможет конкретизировать пространство программирования:

1. Программа рассчитана на временной отрезок (продолжительность реализации, рассчитана на учебный год, четверть, неделю…)

2. Программа предполагает участие детей следующих возрастных групп.

3. Программа будет реализовываться на базе следующего типа ОУ или социального института (школа, учреждение доп. образования…). Программа может быть рассчитана на класс, параллель, конкретного ученика.

4. Программа рассчитана на категорию детей (участниками программы могут быть школьники ОУ, дети с девиантным поведением, одаренные дети…)

Второй блок вопросовможет определиться в «качественных» характеристиках программы, обусловленных представлениями о воспитательных ценностях, выявленными проблемами в развитии детей, которым адресована программа.

1. Какие актуальные проблемы нашего времени призвана решать создаваемая программа?

2. Какие наиболее острые противоречия между требованиями социокультурного развития общества и уровнем развития предполагаемых участников программы вы находите?

3. Какое место занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива вашего ОУ?

4. Какие аспекты актуальных проблем развития воспитания вашего ОУ затрагивает создаваемая программа?

5. Какие специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс, обуславливают особенности вашей программы?

6. В чем заключается особый воспитательный потенциал вашего ОУ, детского и педагогического коллектива, окружающей социальной среды, на реализацию которого направлена ваша программа?

Ответы на эти вопросы позволят педагогу определить пространство программирования и выявить проблему или комплекс проблем, на решение которых будет направлена программа.

Выявление проблемы позволяет перейти к следующему шагу программирования воспитательного процесса – к формулированию концептуальных (теоретических) основ и цели программы.

В изложении концептуальных основ можно ссылаться на философские и педагогические теории, но их выбор будет обусловлен собственной точкой зрения автора на проблему.

Вопросы помогающие определиться в концептуальных основах программы:

Далее необходимо перейти к тезисному изложению психологических основ разрабатываемой программы, в которых будут отражены представления о возрастных особенностях детей - предполагаемых участниках программы. Потребуют краткого пояснения и основные из употребляемых терминов (например, если это программа профилактики девиантного поведения, то потребуется объяснение термина «девиантное поведение. Цель должна быть сформулирована настолько ясно, четко и конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысл программы, её специфика и предполагаемый результат. Цель программы воспитания конкретизируется задачами. Каждая задача должна быть ориентирована на достижение очень конкретного определенного результата. Формулируя задачи, одновременно прогнозируем результаты реализации программы. Задачи необходимо формулировать так, чтобы решение или нерешение их можно было, так или иначе, зафиксировать по завершению программы. Задачи должны быть рассчитаны на конкретный временной период реализации программы, являться реальными, но вместе с тем ориентированными на максимально позитивный результат деятельности по достижению намеченной цели. При конкретизации цели задачами выделяются основные содержательные блоки программы, поскольку за счет реализации определенного содержания достигается прогнозируемый результат.

Сформулированные цели педагогической программы воплощаются в конкретных прогнозируемых результатах развития личности, которые достигаются в процессе реализации содержания воспитания. Предполагаемый результат является следствием поставленных задач, но раскрыть его следует максимально конкретно, применительно к каждому из основных этапов реализации программы Четвертый компонент программы воспитания – содержание воспитательного процесса. В процессе реализации содержания программы осуществляется достижение сформулированной в программе цели. Содержание программы и механизмы его реализации должны соответствовать цели и задачам. Формулируя цель, проектируются тематические блоки содержания программы. Содержанием программ воспитания должно быть нечто, обеспечивающее развитие духовно - нравственной сферы личности это деятельность.

Основными направлениями, в рамках которых происходит формирование всех видов социокультурного опыта учащихся выступают:

1. Формирование этической культуры личности, навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей.

2. Гражданское, патриотическое воспитание, формирование культуры межнационального общения.

3. Трудовое и экономическое воспитание, формирование готовности к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации на рынке труда.

4. Воспитание экологической культуры.

5. Эстетическое воспитание.

6. Правовое воспитание

7. Развитие познавательной активности, стимулирование к самообразованию, интеллектуальное развитие личности.

8. Воспитание стремления к самостоятельному выбору здорового образа жизни.

Создание программы завершается разработкой механизмов реализации программы, предполагающей наличия описания модели воспитательного процесса.

Основные этапы метода проектов:

  1. Целеполагание. Педагог помогает ученику определить наиболее актуальную и в то же время посильную для него задачу на продолжительный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – плана деятельности по достижению намеченной цели.
  3. Выполнение проекта, что подразумевает конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к намеченной цели.
  4. Подведение итогов выполнения проекта и определения задач для новых проектов.

Реализация содержания программы воспитания может успешно осуществляться в результате созданной в образовательном учреждении системы деятельности разновозрастных профильных детских объединений.

Подводя итоги создания программ воспитания важно, чтобы при их составлении не был бы утрачен принцип вариативности, не ограничивалось пространство самореализации детей и подростков, программирование воспитательного процесса было бы направленно на создание условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, становления его активной социальной позиции, формирования позитивного социокультурного опыта.

 

Вопрос

Программа воспитания … цели,задачи, таблица мероприятий,направленных на выполнение определенных задач по воспитанию

Содержание

Введение

  1. Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя
  2. План воспитательной работы классного руководителя с учащимися 1 класса, которые до школы не были знакомы

Заключение

Список используемой литературы

1. Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов. [2]

Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:

– документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,

– план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,

– рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год.

План воспитательной работы должен отвечать требованиям:

  • целеустремленность и конкретность образовательных задач;
  • краткость плана, его компактность;
  • разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
  • преемственность, систематичность и последовательность;
  • сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
  • единство педагогического руководства и активности воспитанников;
  • реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
  • связь внутриклассной работы с работой вне школы;
  • согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;
  • гибкость и вариативность планирования. [1]

План воспитательной работы имеет следующие разделы:

1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.

2. Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.

3. Цели воспитательной работы в классе.

4. Задачи воспитательной работы в классе.

5. Коллективные творческие дела класса и образовательного учреждения.

6. Занятость учащихся во внеурочное время.

7. Собственно план по направлениям:

7.1 Работа с коллективом учащихся, с активом класса.

7.2 Работа с родителями.

7.3 Индивидуальная работа с учащимися.

7.4 Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со службами образовательного учреждения.

Если план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые два пункта опускаются.

Когда план в целом сформирован, наступает период его доводки. Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников. [2]

План воспитательной работы

В школе создана воспитательная система, которая охватывает весь педагогический процесс, включая учебные знания и внеурочную деятельность.

Цель воспитательной системы

Поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе.

I этап – самопознание;

II этап – самоопределение;

III этап – самореализация;

IV этап – саморегуляция.

Цели и задачи воспитательного процесса

Цели: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:

  • на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;
  • развивать индивидуальность каждого, подготовить детей к взрослой жизни;
  • воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки;
  • воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;
  • укрепление связей с семьёй, распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.

Задачи на учебный год

1. Формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива.

2. Учить быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье.

3. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, её истории, традициям.

4. Прививать любовь к природе.

5. Прививать любовь к чтению, бережному отношению к школьному имуществу.

Работа с учащимися – таблица Работа с родителями

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...