Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабство человеческого сознания




Мне нравится разгул стихии,

Энергий бешеных разряд.

Люблю, когда вокруг все стонет,

Я это слышать очень рад.

Гремит, грохочет, разрывает,

На землю грешную швыряет

С небес разверзшихся

Проклятий град.

А я бегу, раскинув руки,

Кричу, не знаю сам чего.

Пускай крушит все и ломает,

Пускай, сейчас мне все равно.

Но! Время все свое имеет,

Безумству тоже есть предел.

Земля прощенье снова получила

Небесный гнев затих, угас.

И я восторженно взираю,

Как мир прекрасен вокруг нас!

 

В чем именно заключается мистичность учения Иисуса? В первую очередь это его целительская деятельность, чудеса исцеления и воскрешение умерших, управление стихиями. Чистой воды магия! Если вам больше понравится — белая магия. Свою проповедническую деятельность Иисус всегда подкреплял действием в доказательство своей божественной природы. К такого рода действиям он побуждал и своих учеников. Не запрещал этого делать и другим уверовавшим. Эти вопросы мною уже были рассмотрены ранее.

За что убили-то Христа? За что распяли? Ведь Пилат, римский прокуратор, не хотел его смерти. Следовательно, можно предположить, что смерть его не носила политической окраски. Хотя по этому поводу до сих пор ведутся споры. Осудили его на смерть в первую очередь по религиозным соображениям. Сын плотника, обычный смертный провозгласил себя сыном Божьим, тем самым уравняв себя с Богом, нарушал заповеди, законы старые, выгодные первосвященникам!

Так почему всех так возмущало и раздражало то, что уравнял себя Иисус с Богом?

Сказано:

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Быт. 1:26—27

Открытым текстом написано, что по образу и подобию Божьему создан человек был. Тогда кто он? Если вы породили ребенка, кто ваш ребенок? Разве не человек, как и вы?

В молитве говорим мы Богу:

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

Лук. 11:2

Отче — отец, как еще можно понять слова эти? Отец Небесный дал жизнь человеку. Поэтому Иисус и говорил, что Отец послал его и что он и Бог — одно. Так каждый может человек сказать то, что он сын Божий. Все мы дети Божьи. Нет здесь никакого богохульства. И если создан по образу и подобию Божьему человек, то он и есть Бог. В Евангелии Фомы говорится: «Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы — дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы — бедность».

Страшно? Как трудно сказать об этом даже самому себе! Да, я тоже Бог. А ведь именно этому и учил Иисус. Учил преодолеть свой страх и раболепие, скинуть с себя шелуху условностей. Да, любовь и только любовь может привести к пониманию. Но никак не страх. А чему церковь учит? Бояться, в первую очередь должен быть страх пред Господом.

Почему говорится все время «рабы Божьи»? Надо уже как-то определиться. Так рабы или дети мы Божьи? Скажите, вы считаете вашего ребенка своим рабом?

Именно рабство сознания и не дает возможности развиваться человеку. Много раз слышал я: «Как так, как я могу делать такие чудеса, как Иисус? Он мог. Он Сын Божий». «Ну а ты кто, человек, не сын Божий?» — хочется спросить. Очень трудно преодолеть человеку этот барьер. Практически невозможно. Но стремиться к этому нужно! Мне говорят, гордыня это. Господь накажет за это. Скажите, вы будете дитя свое наказывать за то, что он хочет вырасти и стать таким, как вы? Будете вы его пресекать в этом? Сомневаюсь. Будет вам приятно, если общение со своим ребенком будет построено только на страхе? Не будете вы учить дитя свое самостоятельности? Вам понравится, если ребенок ваш будет надеяться только на вас?

Иисуса постоянно обвиняли в богохульстве, винили за то, что называл себя Сыном Божьим.

18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

Иоанн. 5:18—25

Таких примеров в Библии мы можем найти множество. Вот еще один.

30 Я и Отец — одно.

31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,

36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Иоан. 10:30—36

Иисус понятно говорит: все, что делает Отец, делает и Сын. И кто уверовал в Пославшего Иисуса, «имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти к жизни».

Был Иисус против того, чтобы ученики его стали, как он? Нет, не был.

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

Лук. 6:40

Напротив, Иисус всячески поощрял учеников своих. Он стремился пробудить в учениках своих именно веру. Творя различные чудеса, Иисус говорил, что такое сможет делать каждый, если уверует. Это доказывают следующие примеры.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

Матф. 14:26—31

Усомнился Петр и не смог идти по воде. Но ведь шел. Опять-таки страх и неверие в себя помешали ему. Во всех приведенных случаях Иисус говорит именно о вере.

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.

Матф. 17:15—20

А вот еще очень интересный пример из Библии. Для меня он ясен и понятен. Но не всем изучающим Библию он понятен. Как правило, он им даже не известен. Я сейчас говорю о свидетелях Иеговы. Когда они мне сильно докучают, я задаю вопрос относительно этого момента. Это заводит их в тупик. Скользкий момент. Я начинаю с этого.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;

22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Матф. 21:17—22

«Почему иссушил Иисус смоковницу?» — спрашиваю я. Мне отвечают, как правило, так: «Засушил Иисус смоковницу потому, что она бесплодна. И всякое дерево, не приносящее плода, будет истреблено».

Тогда я цитирую следующее:

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

Как видите, не время еще было для сбора урожая. Все равно что подойти зимой к яблоне за яблочком. И что же произошло дальше?

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.

24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.

Мар. 11:20—24

Я понимаю это так: обладая такой огромной силой, можно сделать все что угодно. А деревья и животные на этот счет очень восприимчивы, они в первую очередь реагируют на энергетические воздействия. Я лично много раз наблюдал такое. Расскажу о случае, произошедшем лично со мной.

Дело в том, что я не ограничивался в своих изысканиях только лишь изучением Библии. Мною было перечитано много литературы и мистического, и эзотерического, и оккультного направления. Поэтому, скажем, для меня лично многое из того, что делал Иисус, — не чудо. Как творить подобного рода «чудеса», давно были известно магам прошлого. Известно и сейчас, кроме того, литература по оккультизму сейчас доступна. Как-то еще в начале своей профессиональной деятельности в качестве парапсихолога я задержался на работе. Читал книгу доктора Жерарда Энкоссе — президента независимой группы эзотерических знаний, более известного под псевдонимом Папюс. Так вот, читая эту книгу, я понял смысл работы с астральным телом и решил тут же проверить и доказать экспериментально то, что уяснил из прочитанного. В кабинете всегда был аквариум (я с детства увлекаюсь разведением рыбок). Недолго думая, я подошел к аквариуму и сделал то, что планировал. В аквариуме плавала стайка барбусов —это такой вид аквариумных рыбок. И я провел над одним из барбусов энергетический эксперимент. Минутное дело, но результат превзошел все ожидания! Когда утром я пришел в свой кабинет и подошел к аквариуму, то одного из барбусов не досчитался. Стайка вечером состояла из семи рыбок, а сейчас в аквариуме плавало только шесть. Я стал внимательно осматривать весь аквариум, чтобы отыскать потерянную рыбку. И нашел. Тот барбус, над которым я экспериментировал, плавал на самой поверхности воды. Дело в том, что я его запомнил, он был из всех барбусов самым маленьким. И вот теперь я увидел результат своего эксперимента. Мне стало не по себе от увиденного. Рыбка плавала на поверхности, а нырнуть не могла уже, как видно, умирала. Позвоночник рыбки имел форму буквы П. А я, в общем-то, то и делал. Вот тогда я понял, какую силу имеет человек и каким нужно быть осторожным даже в мыслях, чтобы не навредить окружающему миру. Кстати, после этого эксперимента все рыбки в моем аквариуме погибли. Да, ломать — не строить.

Поверив в Бога, поверишь и в себя, потому что Бог в каждом из нас. И каждый из нас сам Бог. Помните, Иисус говорит про знамения, которые будут сопровождать уверовавших? Да, Иисус — Богочеловек. И каждый из людей должен дорасти до его состояния! В этом эволюция! И в этом нет ничего еретического или противоестественного!

 

 

СТАТЬ БОГОЧЕЛОВЕКОМ

 

В вещах мы знаем толк,

Побольше их иметь всегда желаем,

С желаньем этим мы всю жизнь живем,

С желаньем этим мы, как правило, и умираем.

И в накопительстве таком,

Всегда найдет нужду сознанье,

Плохого ничего не видя в том,

Участвуем в процессе собиранья.

Да, человек устроен так,

Для тела бренного,

Старается всех благ добиться,

Покушать надо и попить и род продолжить, вроде б все логично.

Оков материи земной не избежать,

Коль в мире этом воплотился,

Преодолеть Сансары оборот, вот цель,

Но к ней не каждый человек стремится.

Ведь сказано: «Ничто не вечно под луной»,

Материи не унесешь ты в мир иной,

Все суета,

И в прах все обратится.

Нетленен лишь души божественный огонь,

И выбор есть у тех,

Кто хоть немного,

В сознании своем воспламенился!

 

 

Вот теперь я подошел к самому главному. Сейчас я не обращаюсь ни к апокрифической литературе, ни к мистической. Хотя именно там более подробно и понятно, а самое главное правильно объясняется учение Иисуса. Я буду цитировать только Библию. В Библии все сказано. Иисус подводит своими словами итог всему учению. Но, как уже говорилось, человек слеп и глух. Трудно избавиться от стереотипов, привитых с самого детства. И, пока отягощен человек материальным, земным, с трудом слышит он в себе Бога. А уж самого себя признать Богом — кощунство. Иисус говорит ученикам своим про верблюда и игольное ушко. Под богатством подразумевается все материальное, земное.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Матф. 19:23 —24

Очень трудно человеку понять и осознать, что, только совершенствуясь, можно войти в Царствие Божье. И никак по-другому. Другого пути нет. Совершенствоваться — значит взрослеть, расти. Пока человек не повзрослел, кто допустит его до дел взрослых? Скажите, ребенок лет пяти сможет решать дела государственной важности? Может, хватит надеяться только на Бога? Может, пора человеку и самому что-то делать для собственного роста? И правильно Иисус говорит, что трудно найти путь верный.

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Матф. 7:13—14

И вот, наконец, ключевые слова Иисуса про тех, кто может спастись на самом деле! Эти слова мы можем найти у синоптиков Матфея, Марка и Луки. Это очень важные слова!

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Матф. 19:25—26

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

Мар. 10:26—27

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Лук. 18:26—27

Совершенно очевидно и понятно после этих слов Иисуса, что, пока ты человек, не войдешь ты в Царствие Божие! Пока не поднялся человек в своем развитии до уровня Богочеловека, не войти ему в Царствие Божие. Человеческое осознание, находящееся на уровне ребенка, не войдет туда, куда имеют доступ только развитые души. А пока — постоянный круговорот жизни и смерти. Первое, что нужно сделать, — избавиться от страха. Избавиться, наконец, от раболепия, предрассудков, фанатизма и всяческой ереси. И попросить у Отца нашего Небесного силы!

 

«Итак, прошу у Отца моего Небесного. Чего бояться мне? Господи, помоги мне быть таким, каким бы ты хотел меня видеть, и не дай сбиться мне с пути истинного! На все воля Твоя!»

И по вере вашей да будет вам!

 

 

ЭПИЛОГ

 

Заканчивая книгу, хочу привести одно интересное сравнение.

«Нет, не может рабовладельческая мораль Библии научить чему-либо хорошему трудящегося человека, сознающего свое классовое и человеческое достоинство. В нашу эпоху только то, что способствует построению коммунистического общества, является нравственным и соответствует понятию добра. Но, конечно, не Библия и не какая бы то ни было другая религиозная книга может научить людей бороться за коммунизм. Построить такой общественный порядок, при котором навсегда отошли бы в прошлое войны и эксплуатация человека человеком, вражда между людьми, жестокость и грубость нравов, несчастное и придавленное положение людей, — построить такое общество трудовое человечество сможет, только руководствуясь марксистско-ленинской наукой. А по существу своему чужд всякой мистике и религии. Библия для него есть, как и всякая религиозная книга, человеческое произведение, созданное в те времена, когда над сознанием людей тяготели религиозные кошмары. Сознательный трудящийся человек освобождает свое сознание от религиозного ига и устремляет все свои силы на овладение наукой, дающей ему возможность с наибольшим успехом участвовать в строительстве новой счастливой жизни для себя и для всех других людей»[5].

Почему я цитирую этот отрывок явно атеистического настроения? Из этого отрывка видно, что автором проповедуется совсем другая мораль и полностью отрицается Библия как пережиток прошлого. В марксизм-ленинизм верит человек, написавший это. А какая разница? Помните драму с Ананием, я приводил пример и сравнивал библейские события с коллективизацией? Так вот, сравнивая эти два направления, т.е. и коммунистическое и религиозное, я не вижу никакой разницы. И те и другие боролись за благо человечества. И те и другие во имя идеи убивали десятками тысяч себе подобных. И те и другие поднимали брата на брата, отца на сына, а сына на отца. В этом ли истина? Вот он, идейный фанатизм. Но и те и другие дальше носа своего ничего не видят. Голый материализм без духовного осознания — дорога в никуда. И просто фанатичная вера без научного осмысления — дорога туда же. Только синтез, совмещение двух этих аспектов дадут целостность восприятия картины мира. Атеист считает себя свободным от каких-либо религиозных предрассудков. Он верит в то, что ни во что такое не верит, отрицая явное. На самом деле атеизм — это та же самая религия, такая же фанатичная, как и все остальные, а может быть, и худшая из всех, ведущая в тупик.

К чему я это все говорю? А говорю я это к тому, что каждому свое. Каждый идет своим путем, и это его право. Иисус выбрал свой путь, выполняя свою миссию. И в этом его подвиг. Я лично не смог бы поступить так, как он. Я бы прислушался к его словам о том, что не нужно бросать святыни псам. Я не подставил бы под удар другую щеку. А Иисус сделал это. Иисус принес людям знание и освобождение. Вот только чему он учил на самом деле, мало кто понял.

Я еще раз повторяю, что никому ничего не стараюсь навязать, а всего лишь рассказываю о своем пути и высказываю свое мнение. Принимать это или не принимать, решать читателю. Начал я с самого начала. Иисус, в общем, тоже давал самое начало, основу знаний. В первую очередь Иисус начал с разрушения шаблонов человеческого восприятия. Стереотипное мышление — вот тормоз и преграда, с разрушения которых и начал Иисус Христос. И в первую очередь Иисус начал разрушать именно религиозные убеждения человека. Потому что именно от веры человека очень многое зависит. И только освободившись от шаблона, можно идти дальше. Скинуть шаблон мешает страх. Страх — это нормальный, защитный рефлекс самосохранения. Но опять-таки, только преодолев свой страх, можно идти дальше. Я постарался в книге, опираясь в основном только на Священное Писание, доказать, что на самом деле парапсихология как наука не противоречит учению Иисуса, а наоборот, соответствует ему. А церковь, напротив, тормозит и препятствует развитию человеческого осознания и мышления. Я не выступаю против церкви как таковой. Церковь как место, как Дом Божий — это благо. Но мне не нравится церковь как организация. Я против консерватизма и фанатичности такой организации. Церковь в теперешнем состоянии — это атавизм. Слова Иисуса о разрушении храма остаются в силе и по сей день.

1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.

Матф. 24

Я постарался провести аналогию между церковью прошлого и церковью настоящего. По моему мнению, со времен Иисуса ничего не изменилось. А Иисус выступал против такой церкви.

И если Иисус давал мистическое знание, почему должно быть грешным делать то же, что и он? Иисус обладал огромной силой. Он мог исцелять, оживлять, управлять стихиями. А это магия. По Писанию, Иисус предстает перед нами уже в зрелом возрасте. А где он был все время до того, как стал проповедовать? Не учился ли сам Иисус магическому искусству где-либо? Потому что те сила и знания, которые он применял на практике, просто так не образуются.

То, что делал Иисус, на самом деле давно известно практикующим магию. Перенос сознания, т.е. выход из тела, оставление своего физического тела, управление стихиями, целительство и т.д. Все это реально и возможно. Иисус, умерев на кресте, через три дня воскрес. А я скажу, что он и не умирал вовсе. Он показал, что со смертью плоти жизнь не прекращается. Я не буду говорить более о магии. Книга мною написана только для того, чтобы помочь начинающему сделать первый шаг. Самый первый шаг — это то, что нужно, чтобы осознать и понять: коли в тебе Бог, то ты и сам есть Бог, никак иначе. А если ты Бог, ты должен уметь совершать божественные дела и не бояться этого. И если это так, то для тебя нет ничего невозможного:

имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.

Мар. 11:20—23

Для чего так важен этот первый шаг? Без него невозможно дальнейшее продвижение и развитие. Сразу говорю, что без веры человек ничто. Он просто смертный. Вера дает силу и возможность. Но голая вера без осмысления тоже ничто. Но в связке эти два фактора составляют единое целое. Расширение сознания дает возможность вобрать в себя еще больше знаний и стать к пониманию истины немного ближе. Это, в свою очередь, приведет к тому, что появится возможность достичь еще более глубокого уровня осознания. И так далее. Но чтобы этот процесс начался, нужно сделать первый шаг и пожелать расширить свое сознание. Для начала нужно быть готовым принять знание.

Закончить хочу словами древних: «Истина нисколько не страдает от того, понимаешь ты ее или нет».

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

АД (греч. hades) — слово, используемое в Септуагинте (греческом переводе еврейской Библии) для передачи еврейского слова «шеол» и усвоенное Новым Заветом. В Ветхом Завете шеол — мрачная подземная область, связанная с земным миром «вратами»; здесь души всех умерших людей, и добродетельных, и порочных, влачат призрачное существование, вдали от мира людей и от Бога, хотя некоторые ветхозаветные праведники и пророки надеялись на лучшую участь в будущей жизни (например, Иов 19:25—27, Пс. 16:8—11 и 17:15). Однако ко времени написания Книги Даниила в иудаизме складывается более развитая эсхатология, включающая в себя идею грядущего воскресения и суда: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2—3; см. также Ис. 26:19). В близком значении в Новом Завете (2 Петр 2:4) употреблено слово tartaros (в Синодальном переводе — «адский мрак»): это место, куда Бог поместил падших ангелов, чтобы они дожидались там Страшного суда (согласно греческой мифологии, тартар располагался еще ниже ада-Аида)[6].

АДВЕНТИЗМ — теологическое учение о скором пришествии Иисуса Христа, который явится, чтобы установить свое царство и уничтожить нынешний мировой порядок. Это главный догмат различных адвентистских деноминаций, принятый и многими другими церквами. Среди адвентистов существует два течения: постмилленаристы и премилленаристы. Первые считают, что Царство Божье воплощается в ходе постепенного процесса, и ожидают пришествия Христа после того, как пройдет тысячелетие, о котором говорится в Книге Откровения (20:1—6). Вторые же возлагают мало надежд на социальный прогресс и ожидают второго пришествия до начала указанного тысячелетия; наступление Царства Божьего будет ознаменовано космической катастрофой. Большинство адвентистов принадлежит ко второму течению, причем адвентизм и премилленаризм часто отождествляются. Адвентизм основывается на буквальном толковании апокалипсисов Ветхого и Нового Завета, и прежде всего соответствующих текстов из книг Даниила, Откровения Иоанна Богослова, апокалиптических отрывков из евангелий Матфея (гл. 24), Марка (гл. 13), Луки (гл. 21). Множество произведений, относящихся к жанру апокалиптики, появились во время преследований евреев и первых христиан; вообще говоря, адвентизм усиливался в тревожные времена, так как бедствия обычно сопровождались оживлением надежд на наступление тысячелетнего Царства Христа[7].

АНАФЕМА (греч. Anathema — возложенное на алтарь, жертва, принесенная божеству) — этим словом в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) был передан смысл еврейского слова «хрем», означавшего нечто отвергаемое как ненавистное Богу (Ис. Нав. 7). Вероятно, изменение семантики этого слова, которое стало означать «отлучение», связано с осуждением идолопоклонства. В Новом Завете это слово употребляется в значении осуждения или проклятия тех, кто не любит Господа (1 Кор. 16:22). В позднейшем церковном словоупотреблении «анафема» обычно подразумевает осуждение ереси и отлучение от церкви или другие наказания, налагаемые на еретиков. При этом, хотя осуждение еретических мнений может быть абсолютным, для лиц, подвергнутых анафеме, всегда остается возможность примирения с церковью[8].

АНГЕЛ — сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком. В иудео-христианской традиции слово «ангел» указывает не на природу этого существа как чистого духа, но на его функцию или роль, так как и еврейское «мал'ах», и греческое aggelos означают просто «вестник», неважно — небесный или земной. Помимо слова «мал'ах», в Ветхом Завете используется ряд других оборотов, относящихся к существам, подпадающим под разряд ангелов: «сыны Бога» (Иов 1:6), «сыны Крепкого» (Пс. 89:6), «бодрствующие» (Дан. 4:14), «могучие» (Иоил. 3:11, в Синодальном переводе — «герои»), «святые» (Зах. 14:15). Три выражения — «воинство небесное» (Втор. 17:3), «воинство Господне» (Ис. Нав. 5:14) и «воинство выспреннее на высоте» (Ис. 24:21) — предполагают организацию великого множества ангелов как небесного войска (см. также Иов 25:3). Имена двух подобных существ приводятся в Книге Даниила: Гавриил (8:16) и Михаил (10:13 и 12:1), а апокрифические книги (т.е. книги, не вошедшие в канон еврейской Библии) содержат имена и других ангелов и архангелов (т.е. верховных ангелов). В Книге Товита Рафаил выступает как один из семи ангелов, которые возносят молитвы святых и постоянно допущены в присутствие Бога (Тов. 12:15). В Третьей книге Ездры упомянуты Иеремиил (4:36), Салафиил (5:16) и Уриил (10:28). Многие другие имена встречаются в псевдоэпиграфической литературе, особенно в Первой книге Еноха, а также на магических папирусах и амулетах. Ветхозаветная ангелология под влиянием зороастризма обрастала фантастическими подробностями в более поздних еврейских текстах (Талмуд, мидраши и каббала)[9].

АПОСТОЛ (греч. apostolos — посланник) — член избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении раннехристианской церковью. Двенадцать учеников Иисуса — согласно Лк. 6:13—16, это Симон (Петр), Андрей, Иаков (сын Зеведея), Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков (сын Алфея), Симон Зилот, Иуда Леввей, Иуда Искариот (вместо Иуды Леввея в евангелиях Марка и Матфея упоминается Фаддей) — образовали ядро группы (Лк. 6:13; Мк. 6:7,30; Мф. 10:1—5), они проповедовали Евангелие и исцеляли больных (Мк. 6:7—13; Мф. 10:5—8). С организацией церкви к этим первоначальным служениям добавилось административное руководство (Деян 6:1—6; 15: 2, 4, 6, 22). Тогда же среди апостолов появились новые лица (Павел и Варнава), они расширили сферу миссионерской деятельности по всей Римской империи. В Новом Завете только Павел (Гал. 1:1; 1 Кор. 15:9) и Лука (Деян. 14:4, 14) свидетельствуют об этом более общем значении слова; Павел сам претендует на это звание (1 Кор. 9:1—7). Дидахе, небольшой трактат, составленный ок. 100 г. и посвященный практике христианской жизни, свидетельствует об использовании слова «апостол» для обозначения миссионеров, проповедующих среди язычников. С самого начала апостолы находились в центре христианской жизни — «проповедовании», «учении», «преломлении хлеба» и «молитвах» (Деян. 1:8; 2:42). Благодаря им учение Иисуса было передано его церкви (Мк. 4:10—12; 1 Кор. 11:23—26; 15:3—11; 2 Петр. 3:2). В списках деятелей церкви они всегда занимают первое место (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11). Вместе с пророками они сформировали основу церкви (Еф. 11:20; Откр. 21:14). В конце 1 в. их служение прекратилось, и люди, присвоившие титул апостола, клеймились как лжецы (Откр. 2:2)[10].

АПОКРИФЫ. К апокрифическим в протестантизме относят некоторые относительно поздние (2—1 вв. до н.э.) библейские тексты, отсутствующие в еврейском каноне и потому не включаемые в протестантские издания Библии. Это Сусанна, Вил и Дракон, Песнь трех отроков, входящие как позднейшие дополнения в Книгу Даниила.

ПСЕВДОЭПИГРАФЫ. Некоторые библейские тексты, для вящего авторитета приписанные знаменитым библейским же деятелям, принято называть псевдоэпиграфами («ложнонадписанными»). К ним относятся Оды Соломона, Псалмы Соломона, Книга Еноха.

БАПТИСТЫ — евангелическая деноминация, объединяющая ряд организованных церквей и являющаяся в духовном и экклесиологическом плане наследницей анабаптистов — одной из четырех диссидентских сект, возникших во времена Реформации; баптизм восходит также к евангелическим сектам более раннего периода. Тем не менее непосредственной связи между группами анабаптистов и баптистскими церквами не обнаруживается. Современные баптистские группы возникли в Англии и Америке в первой половине XVII в.; в Новом Свете они представляли собой наиболее радикальную и бескомпромиссную часть движения за независимость, породившего конгрегационалистские церкви. Начиная с 1608 г. баптисты в Англии прошли несколько стадий развития, они часто подвергались преследованиям. В 1641 г. наконец было достигнуто согласие по поводу их вероучительных принципов. Развитие баптизма в Англии протекало неравномерно, и расцвет его относится к эпохе Оливера Кромвеля[11].

БИБЛИЯ — книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть — Ветхий Завет. Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом. Новый Завет составляет вторую часть христианской Библии.

БИБЛЕЙСКИЙ КАНОН. Список книг, которые в той или иной религии считаются боговдохновенными и признаны священными, называется каноном. Каноны Ветхого и Нового Завета установлены гораздо позднее, чем были написаны составившие их книги. Канон еврейского Священного Писания, вероятно, был завершен во 2 в. до н.э., в эпоху Хасмонеев. Библейские книги были разбиты на три группы: «Закон», или «Пятикнижие» (Тора), составляющие квинтессенцию вероучения; «Пророки» (Невиим) — собрание исторических и пророческих книг; «Писания» (Кетувим), содержащие повествовательный материал, поэтические произведения, молитвы и афоризмы житейской мудрости. Раввины, собравшиеся в Ямнии в конце 1 в. н.э., пытались решить вопрос об исключении из канона некоторых книг, утвержденных прежде, однако все же оставили их в составе Библии. Книги Нового Завета создавались постепенно, и канонический статус приобрели значительно позднее. К середине 2 в. по рукам ходило множество христианских произведений. Помимо текстов, которые в конце концов были включены в канон, существовало множество других евангелий, деяний, посланий и апокалипсисов, сейчас называемых новозаветными апокрифами. Некоторые из них, например Евангелие Петра, содержат ядро достоверной традиции. Другие, например, Евангелие детства апостола Фомы, представляют собой народные сказки и легенды, предназначенные удовлетворить народное любопытство и заполнить пробелы в жизнеописаниях Иисуса. Еще одна группа писаний, например собрание текстов, обнаруженных в XX в. недалеко от египетского местечка Наг-Хаммади, носит гностический характер и была осуждена как еретическая.

БОГОХУЛЬСТВО (греч. blasphemia) — любой оскорбительный или непочтительный акт, слово или намерение в отношении Бога или святыни. Обычно этот термин ассоциируется с сознательным кощунством или поруганием святыни. В Ветхом Завете он часто подразумевает отрицание или отвержение Бога (Лев. 24:16; Пс. 74:18; Иез. 20:27). В Новом Завете евреи обвиняли в богохульстве Христа (Мф. 9:3, 16:65; Лк. 5:21; Ин. 10:36) на том основании, что он присвоил себе атрибуты и прерогативы Бога; однако отвержение евреями Христа здесь расценивалось также как богохульство (Лк. 22:65; Деян. 13:45, 18:6, 26:11). В Новом Завете говорится об особом виде богохульства — «хуле на Духа Святого» (Мк. 3:28—29). В некоторых христианских странах богохульство ранее рассматривалось как гражданское преступление, хулиганство, нарушение общественного порядка, а если оно осуществлялось в печатном издании, приравнивалось к диффамации и клевете. В настоящее время богохульство редко преследуется в юридическом порядке.

БРУНО, ДЖОРДАНО (Bruno, Giordano) (1548—1600) — итальянский философ, родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548 г. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 г. вступил в доминиканский орден; в 1572 г. стал священником. Обвиненный в ереси в 1576 г., бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов, был принят при дворах Генриха III и Елизаветы. В 1592 г. по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие — сначала в Венеции, а в 1593 г., после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических вз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...