Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тестовые задания по патопсихологии

Тестовый контроль по патопсихологии

Для итогового государственного экзамена

Студентов факультета медицинской психологии

Ситуационные задачи по патопсихологии

Задача 1

 

В эксперименте с применением набора стандартных патопсихологических методик испытуемая обнаруживает замедленное понимание и усвоение инструкций, неравномерный темп психических реакций; продуктивность работы неровная, в целом сниженная. Отмечается «гиперкритическое» отношение к ситуации, результатам собственной интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется колебанием активного компонента, снижением концентрационной способности и распределяемости, легкой отвлекаемостью. Значительно сужен объём внимания и непосредственной памяти (2 ед.), имеет место слабость фиксации мнестических следов, обусловливающая замедление и снижение эффективности запоминания. Мнемограмма: 2,6,5,6,4; отсроченное воспроизведение 2 слова из 10-ти. Присутствуют персеверации, единичные конфабуляции. Продуктивность опосредованного запоминания низкая (около 20%). Прослеживаются колебания уровня обобщения с явной тенденцией к снижению последнего, эгоцентризм суждений, склонность к детализации. Мыслительные задания выявляют снижение целенаправленности ассоциативных функций, склонность к персеверациям, опору на внешние, конкретные и эмоционально-значимые признаки предметов и явлений.

 

Задание: определить специфичность нарушений познавательной деятельности и степень выраженности имеющихся расстройств.

 

Ответ: органический патопсихологический симптомокомплекс (лабильный вариант). Глубина нарушений - выраженная.

 

Задача 2

 

Больная малопродуктивна. Речь невнятная. Односложно отвечает на простые вопросы, касающиеся жизнедеятельности и своего ближайшего окружения; сложные вопросы, инструкции пониманию недоступны. Стереотипно повторяет фразу "не хочу домой". Эмоциональный фон ближе к благодушному, нестабильный. Эмоциональные реакции низкодифференцированные, не соответствуют высказываниям больной и ситуации обследования, интенсивность эмоциональных проявлений высокая. Аффективный контроль не развит. Голос громкий, интонационно не модулирован, мимика стереотипная. Походка неустойчивая, движения рук недостаточно координированы. Страдает тонкая моторика: почерк не сформирован, рисунки примитивные. Запас академических знаний отсутствует, читать, писать, считать не умеет, называет отдельные буквы алфавита, числа в пределах 10-ти. Способна написать одно слово - собственную фамилию, при этом допускает большое количество ошибок. Мотивационно-потребностная сфера не структурирована, доминируют примитивные потребности, отмечается расторможенность низших инстинктов. Внешне: не аккуратна, волосы спутаны, сальные; отмечается слюнотечение. В эксперименте непродуктивна вследствие неспособности усвоить инструкции к экспериментальным пробам. Уровень обучаемости минимальный.

 

Задание: определить специфичность нарушений познавательной деятельности, мотивационной и эмоциональной сферы, оценить степень выраженности имеющихся расстройств.

 

Ответ: олигофренический патопсихологический симптомокомплекс. Глубина нарушений – грубо выраженные нарушения.

 

 

Задача 3

 

Темп речи испытуемой ускорен, в форме монолога. Мимические проявления однообразные, невысокой интенсивности, маловыразительные. Интонации слабо модулированные. В эксперименте с применением набора стандартных патопсихологических методик обнаруживает быстрый темп психических реакций наряду со снижением концентрационной способности и переключаемости внимания; объем внимания и кратковременной памяти ограничен (3ед.). Мнемограмма: 3,7,8,7,9, отсроченное воспроизведение 4 слова из 10-ти. Продуктивность опосредованного запоминания снижена незначительно (70%). Мышление с признаками инертности (персеверации, типические и тематические стереотипии), уровень обобщения снижен. Образы пиктограммы формальны, эмоционально выхолощены, клишированы. Имеется тенденция к глобализации, которая, сочетаясь с невысокой способностью к абстрагированию, приводит к построению больной обширных конструкций конкретно-ситуационного уровня с привлечением наряду со значимыми внешних, несущественных признаков и связей конфабуляторного характера. В высказываниях прослеживается склонность к рассуждательству, периодическое соскальзывание на побочные ассоциации, опора на латентные, маловероятные признаки объектов: Счастье - "Счастье не в богатстве. А в чем оно, это счастье? Люди общаются друг с другом, а на столе цветы... это в моем понятии счастье. Потому что когда на столе цветы, не обязательно, не надо даже ни самовара, ни чая, можно просто общаться. Даже одни цветы могут украшать любезную приятность...".

 

Задание: определить специфичность нарушений познавательной деятельности, мотивационной и эмоциональной сферы, оценить степень выраженности имеющихся расстройств.

 

Ответ: шизофренический патопсихологический симптомокомплекс. Глубина нарушений – умеренно выраженная.

 

Задача 4

 

Клиническая картина заболевания пациента включает стереотипные приступы, начинающиеся в сентябре-октябре месяце каждого года со стойкого нарушения сна, тревоги, потери аппетита и веса. В дальнейшем присоединяются галлюцинации, бред преследования и отношения, страх. Пациент дает согласие на лечение в психиатрическом стационаре, частично критичен к переживаниям.

 

Задание: какие из симптомов (характеристик) приступа могут быть выбраны медицинским психологом в качестве сигнальных для пациента при проведении работы по структурированию внутренней картины болезни?

 

Ответ: сезонный характер, нарушения сна, нарушения аппетита, тревога.

 

Задача 5

 

В эксперименте с применением набора стандартных патопсихологических методик испытуемый обнаруживает высокий темп психических реакций, продуктивность работы колеблется. Внимание характеризуется колебанием активного компонента, снижением устойчивости. Объем аттентивно-мнестических функций нормативный, эффективность мнестической деятельности (как непосредственного, так и опосредованного запоминания) высокая: полное воспроизведение стимулов в методике пиктограмм, кривая заучивания вербального ряда - 6,8,10,10, отсроченное воспроизведение 10 слов из 10-ти. При исследовании мышления выявляется нарушение категориальной чёткости мышления, аморфность ассоциаций, когнитивный стиль характеризуется хаотичностью. Отмечается искажение уровня обобщения с обильной актуализацией латентных признаков предметов и явлений (топор, шуруп, пила, бур - "лишний топор, так как он рубит резко, а остальные предметы имеют неровную форму, и у них движение постепенное"). Интеллектуальная продукция испытуемого отражает нарушение целенаправленности мыслительных функций, выражающееся в парадоксальности актуализируемых образов, "соскальзывании" на отдалённые от стимула ассоциации. Пиктограмма представлена атрибутивными и символическими образами, содержит наряду с адекватными ассоциациями ассоциации на основе актуализации собственного чувственного впечатления, отмечаются графические и тематические персеверации, эмоциональная обеднённость образов. Критичность к результатам собственной деятельности, ситуации, собственному состоянию нарушена. Мотивационно-потребностная сфера характеризуется ослаблением морально-этического контроля, расторможенностью физиологических потребностей, спектр актуальных мотивов ограничен.

 

Задание: определить специфичность нарушений познавательной деятельности, мотивационной и эмоциональной сферы, оценить степень выраженности имеющихся расстройств.

 

Ответ: шизофренический патопсихологический симптомокомплекс. Глубина нарушений – выраженная.

 

Задача 6

 

Испытуемая активна в беседе, речь нечёткая, "смазанная". Суждения поверхностные, инфантильные. В эксперименте с применением набора стандартных патопсихологических методик обнаруживает достаточное понимание и усвоение инструкций, нормативный темп психических реакций, продуктивность работы достаточно равномерная, в целом высокая. Отмечается негрубая истощаемость умственной работоспособности. Отмечаются колебания активности внимания, объём аттентивно- мнестических функций существенно сужен (2 ед.). Имеет место слабость фиксации мнестических следов, обусловливающая замедление и низкую эффективность непосредственного запоминания; мнемограмма: 2,3,4,3,4, отсроченное воспроизведение 2 слова из 10-ти. Продуктивность опосредованного запоминания значительно снижена (около 30%). Категориальный строй мышления относительно сохранен, однако отмечается низкий уровень обобщения, опора на внешне-конкретные и функциональные признаки предметов и явлений, значительные трудности обобщения, тугоподвижность ассоциативного процесса. В методике пиктограмм обнаруживается выраженная склонность к персеверациям, типическая стереотипия в виде изображения элементарных человеческих фигур, рисунки примитивны по способу выполнения, образы в подавляющем большинстве организованы конкретно-ситуационно. Способность к усвоению показанного способа деятельности снижена.

 

Задание: определить специфичность нарушений познавательной деятельности и степень выраженности имеющихся расстройств.

 

Ответ: олигофренический патопсихологический симптомокомплекс. Глубина нарушений – легкая степень выраженности.

 

 

Задача 7

 

В эксперименте с применением набора стандартных патопсихологических методик испытуемый обнаруживает высокую скорость психических реакций, легкую переключаемость внимания. Кривая заучивания 10 слов: 5, 7, 8, 10, отсроченное воспроизведение 6 слов; рассказ воспроизводит с искажениями деталей, собственными добавлениями, не придерживаясь текста. Снижена продуктивность опосредованного запоминания. При обобщении отмечается периодическая актуализация несущественных, второстепенных и латентных признаков предметов и явлений. Например, объединяет стул, велосипед, диван, т.к. «на них можно сидеть, лишнее – стол». В высказываниях испытуемого прослеживается склонность к рассуждательству, снижение критичности и целенаправленности суждений, например, определяя понятие дружба: "Дружба - это преданность своим идеалам, Родине, друзьям. Преданность - это любовь к Родине. Если, допустим, мы с вами сидим тут втроем и не понимаем друг друга, не пытаемся найти общий язык, какой смысл говорить о преданности Родине, об идеалах? Все зависит от сознания человека, от его интеллектуального уровня...". Существенные признаки понятий указывает в большинстве случаев правильно, при подборе сложных аналогий не улавливает адекватной связи между понятиями, избирает собственный принцип построения аналогий, не объясняя его. В методике пиктограмм наряду с адекватными символическими выборами встречаются гиперабстрактные, выхолощенные образы: справедливость - рисует окружность, объясняет: "Это ноль, это абсолют, то есть там ничего нет", воспроизводит: "Истина". Встречаются ассоциации по созвучию: победа - рисует ягоду: "Это виктория.", не воспроизводит понятие. В целом в пиктограмме преобладают атрибутивно-метафорические образы, преимущественно формальные, среди которых находятся несколько индивидуально-значимых.

 

Задание: определить специфичность нарушений познавательной деятельности, оценить степень выраженности имеющихся расстройств.

 

Ответ: шизофренический патопсихологический симптомокомплекс. Глубина нарушений – умеренно выраженная.

 

.

 

 

Задача 8

 

Пациентка безразлична к исследованию. Многоречива, речь спонтанная, семантически обеднена. Суждения зачастую непоследовательные, периодически - с выраженным нарушением целенаправленности, отмечаются грубые персеверации, соскальзывание на побочные ассоциации. Эмоциональный фон нестабильный, аффективный контроль ослаблен. В эксперименте с применением набора стандартных патопсихологических методик обнаруживает значительные трудности в понимании и усвоении инструкций. Отмечается замедленный темп психических реакций, низкая интеллектуальная продуктивность при отсутствии признаков истощаемости умственной работоспособности. Внимание характеризуется колебанием активного компонента, снижением концентрационной способности, переключаемости и распределяемости, снижением устойчивости. Объём внимания и непосредственной памяти существенно ограничен (2 ед.), прослеживается слабость фиксации мнестических следов в сочетании с непоследовательностью восприятия и неустойчивостью произвольной направленности внимания. Мнемограмма: 2,2,2,4,2; отсроченное воспроизведение недоступно. Непродуктивна в опосредованном запоминании. Категориальный строй мышления нарушен, прослеживаются грубые колебания уровня обобщения с конкретностью и нарушением целенаправленности мыслительных функций. Отмечается уравновешивание актуализации случайных, второстепенных и латентных признаков объектов, "соскальзывание" на несоответствующие смыслу предлагаемых стимулов ассоциации. В методике пиктограмм – стереотипные неадекватные образы, представленные графическими символами. Способность к обучению минимальная, закрепление полученных навыков слабое.

 

 

Задание: какие два патопсихологические симптомокомплекса в данном случае нужно дифференцировать?

 

Ответ: симптомокомплекс психотической дезорганизации и шизофренический ППС.

 

Задача 9

 

Мотив участия в эксперименте неустойчив, требует внешнего подкрепления, ведущим в деятельности является коммуникативный мотив. Речь по типу монолога, темп ускоренный, в процессе высказывания увлекается, переходит на другие темы, соскальзывает на побочные ассоциации, однако способна возвращаться к исходному вопросу, достигать конечной цели высказывания. Суждения облегчены, отмечается опора на внешние, несущественные признаки явлений, поверхностность и ускоренный темп ассоциаций. Критика к собственным суждениям и умозаключениям недостаточная. Эмоциональный фон стабильный, несколько повышен. В эксперименте с применением набора стандартных патопсихологических методик обнаруживает, в первую очередь, динамические нарушения (увеличение скорости протекания и нарушения последовательности) психических процессов. Отмечается расширение объема восприятия, снижение дифференцированности последнего. Внимание неустойчивое, легко переключаемое, имеет место истощаемость умственной работоспособности. Эффективность мнестического процесса снижена за счёт ослабления фиксации следов памяти (низкие показатели отсроченного воспроизведения, как непосредственного, так и опосредованного). Мышление характеризуется ускоренным темпом ассоциативного процесса, лабильностью, слабостью когнитивной стратегии. Имеется значительно выраженная тенденция к снижению уровня обобщения, обусловленная, прежде всего опорой на внешние, первые попадающие в поле зрения испытуемой, признаки объектов, поверхностностью ассоциаций, недостаточностью критических функций. Мотивационно-потребностная сфера: прослеживается ослабление и неустойчивость мотивов деятельности, целеполагания, доминирование гомеостатических мотивов.

 

Задание: определить специфичность нарушений познавательной деятельности.

 

Ответ: аффективный патопсихологический симптомокомплекс (гипертимический вариант).

Задача 10

 

Пациентка облегченно относится к исследованию, преобладает игровой мотив деятельности. Эмоциональные реакции интенсивные, лабильные, периодически неадекватные ситуации. Больная громко смеется, высказывает желание исполнить песню собственного сочинения, тут же раздражается, но быстро успокаивается. В беседе непоследовательна, соскальзывает на побочные темы, сообщает, что она ждет ребенка, но "...сейчас я на нулевом месяце", затем объясняет, что "это шутка", говорит о том, что ее отец "патриарх всея Руси Пимен", часто рифмует слова, либо отвечает на вопросы фразами из различных песен. Критика к собственному состоянию, ситуации, речевой продукции нарушена. В эксперименте с применением набора стандартных патопсихологических методик обнаруживает следующие особенности. Задания выполняет охотно, но относится к ним несерьезно, зачастую дает первые пришедшие в голову ответы, при указании на ошибку способна самостоятельно корригировать решение. Интеллектуальная продуктивность снижена за счет поверхностного, облегченного отношения к процессу и результатам собственной деятельности. Полученные данные свидетельствуют о наличии колебаний активности внимания, неравномерном темпе деятельности, отмечаются признаки истощаемости внимания в пределах отдельных заданий, в целом работоспособность достаточно высокая. Ослаблена концентрационная функция внимания. Кривая заучивания 10 слов: 6,8,8,8,8, отсроченное воспроизведение –1 слово. Продуктивность опосредованного запоминания низкая (не более 40%). Рассказ воспроизводит непоследовательно, допускает искажения фрагментов, объясняет это тем, что "...не сосредоточилась на запоминании". При исследовании мышления определяется доступность категориального уровня при общей тенденции к снижению уровня обобщения. В ответ на эмоционально насыщенные стимулы больная предъявляет окрашенные субъективным опытом ассоциации. Ослаблена целенаправленность и критичность мышления, пациентка с трудом удерживается в пределах заданной темы, соскальзывает на побочные ассоциации, собственную интеллектуальную продукцию критически не оценивает, требуется жесткий внешний контроль.

 

Задание: определить специфичность нарушений познавательной деятельности.

 

Ответ: аффективный патопсихологический симптомокомплекс (гипертимический вариант).

 

 

Задача 11

Пациент 26 лет, бывший спортсмен, страдает героиновой наркоманией, находится на лечении в наркологическом стационаре в связи с абстинентным синдромом. В настоящее время готовится к выписке.

 

Задание: какая психокоррекционная задача может быть реализована медицинским психологом в рамках относительно короткого срока пребывания больного в наркологическом стационаре?

 

Ответ: работа по формированию мотива на продолжение лечения в амбулаторных условиях. Необходимо провести исследование про- и антинаркотических факторов и фокусировать внимание больного на разрушительных последствиях наркотизации, а также обстоятельствах и мотивах, укрепляющих намерение отказаться от использования наркотических средств.

 

 

Задача 12

Родственники молодой пациентки, болеющей шизофренией, в беседе с психологом задают вопрос, не следует ли считать ее странное поведение «хулиганством», а также спрашивают, как заставить пациентку взять себя в руки. Предоставленная сама себе, пациентка постоянно наносит стереотипные надписи и рисунки на любую бумагу или на стены.

 

Задание: какова возможная тактика медицинского психолога в данном случае?

 

Ответ: Обсудить с врачом-психиатром, не нуждается ли данная пациентка в более интенсивной терапии. Объяснить родственникам возможную причину симптома (тревога, нарушение вербальных коммуникаций); предложить дать больной возможность выражать свое беспокойство приемлемым для семьи образом.

 

 

Задача 13

 

 

Жена пациента, страдающего алкоголизмом, спрашивает совета психолога, каким образом ей повлиять на алкоголизацию мужа. Она старается контролировать его поведение, ограничивая доступ к алкоголю. Пациент прибегает к всяческим уловкам и обману. Когда он опьянен, женщина втягивает его в повторяющиеся скандалы, заканчивающиеся взаимной физической агрессией. Родственники по-разному относятся к алкоголизации пациента – кто-то считает это слабостью, кто-то – болезнью, другие – просто плохой привычкой.

 

Задание: какая тактика может быть рекомендована психологом в данном случае?

 

Ответ: необходимо консолидировать представления всех членов семьи, прийти к согласию, что мужчина болен алкоголизмом, и ему следует лечиться. Для этого членам семьи может понадобиться консультация нарколога. Жене пациента необходимо объяснить, что применяемые ей методы воздействия - контролирование поведения и ссоры, не очень эффективны. Необходимо в период трезвости настойчиво и безальтернативно предлагать пациенту наркологическое лечение, опираясь на содействие всех членов семьи.

 

Тестовые задания по патопсихологии

 

1. Основные задачи патопсихологического исследования:

а) диагностика нарушений познавательных процессов;

б) исследование динамики нарушений познавательных процессов в связи с проводимой терапией;

в) определение нозологической формы и типа течения болезни;

г) выявление психопатологических синдромов;

д) определение патопсихологического синдрома.

2. Основные этические правила проведения патопсихологического исследования:

а) получение письменного согласия пациента на исследование;

б) объяснение пациенту цели исследования;

в) оказание поддержки;

г) избегание конфронтации с переживаниями больного;

д) избегание ятрогении;

е) тактичность;

ж) доброжелательная настроенность;

з) конфиденциальность.

3.Выделение патопсихологического симптомокомплекса необходимо для:

а) обеспечения высокого качества патопсихологической диагностики;

б) определения нозологической специфичности нарушений;

в) помощи в дифференциальной диагностике заболеваний;

г) выбора вида психотерапии

 

4. Амнестические расстройства при патопсихологическом исследовании верифицируются:

а) нарушением непосредственного запоминания;

б) конфабуляциями;

в) дезориентировкой в месте и времени;

г) нарушением опосредованного запоминания;

д) персеверациями

 

5. При Корсаковском синдроме наблюдается:

 

а) затруднение процесса воспроизведения;

б) слабость образования следов.

 

6. Прогрессирующая амнезия характеризуется:

 

а) расстройствами памяти на текущие события;

б) расстройствами памяти на события прошлого;

в) амнестической дезориентировкой;

г) нарушением динамики мыслительной деятельности.

7. Нарушение динамики мнестической деятельности может выступать как следствие:

а) дезориентировки;

б) истощаемости умственной работоспособности;

в) аффективно-эмоциональной неустойчивости;

г) нарушения регуляции поведения.

8. Патологическое изменение мнестических процессов по схеме А.Н. Леонтьева соответствует варианту:

а) А-Х-Х;

б) А-Х-А;

в) А-Х-У.

9. В воспроизведении незавершенных действий наибольшую роль играет:

а) выраженность концентрации внимания;

б) мотивационные компоненты в структуре памяти;

в) операционная сторона мышления.

10. Снижение уровня обобщения относится к:

а) нарушению динамики мышления;

б) нарушению личностного компонента;

в) нарушению операционной стороны мышления.

 

11. Снижение уровня обобщения выражается в:

а) том, что в суждениях доминируют непосредственные, поверхностные представления о предметах и явлениях;

б) использовании при классификации перцептивных признаков;

в) неустойчивости способа выполнения задания;

г) трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

12. Искажение уровня обобщения относится к:

а) нарушению операционной стороны мышления;

б) нарушению динамики мыслительной деятельности;

в) нарушению личностного компонента мышления.

13 Снижение уровня обобщения выражается в:

а) замедленности речи;

б) преобладании конкретных форм группировки;

в) затруднениях при интерпретации сложных сюжетных картин;

г) невозможности целенаправленной организации действий;

д) неустойчивости способа выполнения заданий.

14. Разноплановость мышления относится к:

а) нарушению операционной стороны мышления;

б) нарушению динамики мышления;

в) нарушению личностного компонента мышления.

15. Разноплановость мышления выражается в:

а) потере его целенаправленности;

б) избыточной детализации;

в) дивергентном решении задач конвергентного типа;

г) отражении непосредственных представлений о предметах и явлениях;

16. Лабильность мышления относится к:

а) нарушению динамики мыслительной деятельности;

б) нарушению личностного компонента;

в) нарушению операционной стороны.

17. Лабильность мышления выражается в:

а) нарушении целенаправленности;

б) грубой конкретности;

в) неустойчивости способа выполнения заданий;

г) чередовании категориального и конкретного способа обобщения;

д) подмене логических связей случайными ассоциативными сочетаниями.

18. Инертность мышления относятся к:

а) нарушению динамики мыслительной деятельности;

б) нарушению личностного компонента;

в) нарушению операционной стороны.

19. Инертность мышления выражается в:

а) чередовании категориального и конкретного способа обобщения;

б) невозможности переключения с одного вида деятельности на другой

в) подмене логических связей случайными ассоциативными сочетаниями;

г) инертности связей прошлого опыта.

20. Нарушение процесса регуляции познавательной деятельности выражается в:

а) актуализации латентных признаков при обобщении;

б) невозможности целенаправленной организации мыслительных действий;

в) разноплановости

 

21. Нарушения критичности мышления проявляются:

а) непродуктивностью;

б) истощаемостью;

в) колебаниями уровня обобщения;

г) ошибками при выполнении заданий;

д) низкой обучаемостью

е) критикой заданий.

22. Искажение процесса обобщения проявляется:

а) появлением неадекватных ассоциаций;

б) использованием латентных признаков при обобщении;

в) отказами от выполнения заданий

23. Основные требования к психологическим тестам:

а) высокая валидность;

б) краткость;

в) техническая простота;

г) высокая надежность;

д) универсальность;

е) измерительная направленность.

24. Батарея методик для исследования внимания и сенсомоторных реакций должна включать:

а) опросник Леонгарда;

б) корректурную пробу;

в) счет по Крепелину;

г) пробы на переключение;

д) отыскивание чисел по таблицам Шульте;

е) выделение закономерностей;

25. Подберите методики для исследования памяти:

а) тест зрительной и слуховой памяти;

б) шкала домино;

в) исключение лишнего;

г) методика Равена;

д) проба на ассоциативную память;

е) субтесты методики Векслера;

ж) рисуночные тесты;

з) методика пиктограмм

26. Подобрать методики, исследующие уровень и течение мыслительных процессов:

а) складывание картинок из отрезков;

б) исключение лишнего;

в) счет по Крепелину;

г) тест Бентона;

д) выделение существенных признаков;

е) понимание сюжетных картинок;

ж) образование аналогий;

з) корректурная проба.

27. Подобрать методики для исследования интеллектуальной недостаточности:

а) тест Векслера;

б) методика Сонди;

в) тест Равена;

г) тест Айзенка

д) методика Гилфорда

е) рисуночные тесты

28. Завершите определение:

Патогенетически обусловленную общность нарушений познавательной деятельности, мотивационной и эмоциональной сфер, выявляемую при патопсихологическом исследовании, называют:_____.

29. Выделяют следующие патопсихологические симптомокомплексы:

а) шизофренический;

б) астено-невротический;

в) аффективный;

г) олигофренический;

д) посттравматический;

е) органический;

ж) личностно-аномальный.

 

30. Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс, включает, в первую очередь, нарушения:

а) умственной работоспособности;

б) операционного компонента мышления;

в) непосредственного запоминания;

г) эмоциональной устойчивости;

д) мотивационной составляющей познавательных процессов

 

31. Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс не включает:

а) истощаемость;

б) нарушения операционного компонента мышления;

в) расстройства непосредственного запоминания;

г) нарушений опосредования;

д) лабильности мышления.

32. Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс может встречаться при:

а) органических поражениях головного мозга;

б) шизофрении;

в) циклотимии;

г) у родственников больных шизофренией

 

33. Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс характерен только для обострений шизофрении:

а) да;

б) нет

 

34. Органический патопсихологический симптомокомплекс, включает, в первую очередь, нарушения:

а) умственной работоспособности;

б) операционного компонента мышления;

в) непосредственного запоминания;

г) эмоциональной устойчивости;

д) мотивационной составляющей познавательных процессов

35. Органический ППС имеет следующие варианты:

а) ригидный;

б) смешанный;

в) травматический;

г) лабильный;

д) постинфекционный;

е) атеросклеротический.

36. Ригидный вариант органического ППС включает:

а) инертность;

б) неустойчивый уровень обобщения;

в) снижение уровня обобщения;

г) персеверацию, шаблонность ассоциаций;

д) сужение объема и снижение переключаемости внимания;

е) высокую истощаемость

37. Лабильный вариант органического включает:

а) снижение уровня обобщения;

б) снижение устойчивости внимания;

в) сохранность критики;

г) неустойчивый уровень обобщения;

д) уравновешивание при обобщении актуализации существенных, второстепенных и латентных признаков.

38. Депрессивный вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса имеет следующие составляющие:

а) низкая продуктивность и истощаемость;

б) замедление темпа ассоциаций;

в) вычурность ассоциаций;

г) негрубое снижение уровня обобщений;

д) разноплановость;

е) сохранность продуктивности;

39. Олигофренический патопсихологический симптомокомплекс включает в себя следующие составляющие:

а) снижение уровня обобщений;

б) шаблонность ассоциаций;

в) оригинальность ассоциаций;

г) плохое осмысление нового материала;

д) сохранность критики;

е) низкая обучаемость в эксперименте;

ж) опора на латентные признаки при обобщении.

 

40. В состав эпилептического патопсихологического симптомокомплекса входят:

а) снижение уровня обобщения;

б) инертность мышления;

в) сохранность критики;

г) выраженный эгоцентризм суждений;

д) аффективная лабильность;

е) шаблонность ассоциаций.

41. Личностно-аномальный патопсихологический симптомокомплекс включает в себя:

а) сохранность категориального строя мышления;

б) снижение уровня обобщения;

в) искажение обобщения по типу актуализации личностно-значимых признаков;

г) высокую аффективную обусловленность мышления;

д) сужение объема и низкую переключаемость внимания;

е) нарушение критичности.

42. Патопсихологическое исследование у больных неврозами выявляет:

а) сохранность основных компонентов процесса мышления;

б) эгоцентризм суждений;

в) плохую обучаемость в эксперименте;

г) высокую тревожность;

д) ригидность мышления;

е) проецирование «инфантильных» комплексов;

ж) нарушение критичности;

з) неустойчивую самооценку.

43 .Установить возможное соответствие между патопсихологическими симптомокомплексами и психическими расстройствами: 1. шизофренический. 2. аффективный. 3.органический 4. личностно-аномальный.

а) расстройства личности;

б) маниакально-депрессивный психоз;

в) черепно-мозговые травмы;

г) шизофрения;

д) энцефалит;

е) алкоголизм.

44. Установить соответствие:

1.Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс. 2.Органический патопсихологический симптомокомплекс.

а) искажение процесса обобщения:

б) лабильность мышления;

в) инертность;

г) нарушения селективности психических процессов;

д) истощаемость умственной работоспобности;

е) актуализация гиперабстрактных признаков;

ж) нарушение целенаправленности мышления;

з) снижение уровня обобщения.

45. Одним из xapaктерных признаков шизофренического мышления является процесс "сверхвключения", который характеризуется:

а) невозможностью удержаться в определенных смысловых границах;

б) снижением селективности психических процессов;

в) расширением объема воспринимаемой информации.

 

46. Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс включает в себя следующие виды нарушения эмоционального реагирования:

а) нарушения импрессивного компонента эмоционального реагирования;

б) нарушения субъективного компонента эмоций;

в) нарушения экспрессивного компонента эмоций.

47.Установить соответствие между уровнем интеллектуального показателя и степенью олигофрении:

1. IQ-50-80%. а) имбецильность;

2. IQ -30-50%. б) идиотия;

3. IQ - до 30 %. в) дебильность.

48. Структура дефекта психических функций при олигофрении характеризуется:

а) тотальностью недоразвития функций;

б) иерархичностью недоразвития;

в) хаотичностью недоразвития;

г) избирательностью недоразвития;

д) частичным недоразвитием.

49. При умственной отсталости внимание характеризуется:

а) сохранностью непроизвольного внимания;

6) нарушением произвольного внимания;

в) устойчивостью внимания;

г) быстрой истощаемостью;

ж) достаточной переключаемостью.

 

50. Нарушение сенсорной сферы при олигофрении выражается:

а) бедностью восприятия;

б) недоразвитием константности;

в) искаженным восприятием предметов:

г) недоразвитием пространственной ориентировки;

д) уменьшением объема восприятия.

 

51. Установите соответствие:

1.Олигофрения. а) искаженное психическое развитие;

2.3ПР. б) психическое недоразвитие;

3.Органическая деменция. в) задержанное психическое развитие;

4.Ранний детский аутизм. г) поврежденное психическое развитие.

52. Провести выбор основных принципов патопсихологического исследования:

а) принцип моделирования психологической деятельности;

б) принцип использования функциональных проб;

в) принцип учета отношения больного к ситуации исследования;

г) принципы качественного анализа особенностей протекания психологической деятельности;

д) принцип статистического анализа полученных в эксперименте количественных данных;

е) принцип многократности исследования.

53. Общую стратегию построения патопсихологического исследования определяют:

а) задачи исследования;

б) методики иссследования;

в) вид психического расстройства;

г) уровень профессиональной подготовки патопсихолога;

д) мотив экспертизы.

54. Анализ данных эксперимента включ





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.