Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория Кристаллера (4. В чесм состоят особенности теории центральных мест)




Первую теорию о функциях размещения системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В. Кристаллер в своем труде "Центральные места в южной Германии", опубликованном в 1993 г. Теоретические выводы он обосновал эмпирическими данными.

 

Центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В. Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просветов (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.

 

Теория В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуга и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.д.)

 

Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.

Теория В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуга и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.д.)

 

Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.

Теория центральных мест В. Кристаллера хотя и носит крайне абстрактный характер, но позволяет сформулировать общие представления о целесообразном расселении на той или иной территории. Ее можно рассматривать как теорию, дающую идеальный эталон системы расселения, с которым следует сравнить складывающиеся в реальности системы расселения с целью выявления направлений их совершенствования. Известны также примеры практического применения теории центральных мест к решению конкретных проблем территориальной организации хозяйства и расселения в различных странах.

4.. Теория организации экономического пространства А. Лёша строится на понятии конус спроса — зависимость расстояния места потребления от места производства, где Р — точка производства, Q — количество потребляемого товара, F — точка с нулевым спросом, PQ — количество потребленного товара в точке производства, PF — радиус сбыта товара, где издержки по доставке товара выгодны для потребителя, QPF — суммарный сбыт производителем, а при равномерном расселение представляет собой кривой спроса.

Преобразование рыночной зоны в шестиугольник

Совершенная конкуренция и непрерывное расселение создает Преобразование рыночной зоны из большого круга в маленький шестиугольник. Все потребители должны обслуживаться, а на рынке присутствуют максимальное количество производителей при нормальной норме прибыли, а не занятые рынки будут привлекать новых производителей до момента сжатия рыночных зон до шестиугольников. Размер шестиугольника зависит от спроса, цены, стоимости доставки и минимального объема рентабельного производства. Шестиугольник же позволяет обеспечить наибольший спрос на единицу площади, а при неравномерной плотности расселения максимальный спрос обеспечивают другие фигуры, в том числе несимметричные.

Лёш выявляет связь между экономическими районами и государством, чем создаёт современную макроэкономическую теорию городов и регионов.

Лёш, отказавшись от допущения непрерывности и равномерности расселения, допускает проживание в мельчайших пунктах (фермах), где земля задействована полностью, а производство размещается на фермах в связи с экономией на инфраструктуре. Производство закрывает потребность фермы и жителей соседних ферм, рынок имеет форму шестиугольника с минимальным количеством обслуживаемых поселений, включая в себя все поселения, находящихся на равном расстоянии от производства.

Лёш создает собственную непохожую теорию размещения производства, в котором главным фактором являются рыночные зоны производителей разного уровня, образующие сеть зон с узлами в городах. Идеальная форма сети — шестиугольные "гнезда", в реальности ячейки имеют форму треугольников или четырехугольников. В отличие от аналогичных построений Вальтера Кристаллера, предложенная Лёшем модель была моделью рыночного равновесия территориальной самоорганизации общества и его экономической жизни.

К = 3 К = 4 K = 7

 

Далее А. Лёш указывает, что если пространство делить на районы, включающие в себя по три района предыдущего размера как при К=3, то при этом ряд зон будут выпадать из списка допустимых, и ландшафт будет проще, а значит экономика будет менее эффективной, так как ряд товаров будут приносить для своих производителей сверх доходы из-за снижения конкуренции, а значит будет рост цен и снижение выпуска. Если районирование проводить квадратами, то будут наблюдаться меньшее количество транспортных путей (восемь), а значит издержки на перевозку будут выше, чем при шестиугольных зонах (двенадцать дорог). Лёш также отмечает, что при шестиугольных зонах в таких городах как Берлин, Париж, Лондон имеется 12 магистралей, исходящих из города. При первоначальном прерывном, но равномерном, расселении производство распределяется неравномерно, что приводит к концентрации населения, усиливая неравномерность производства. Расстояние до клиента определяется разницей между экономией от масштаба производства и издержками на транспортировку товара в связи с удаленностью. Снижение транспортных издержек в связи с развитием дорог и технологией ведет к уменьшению площади рыночных зон, так как цена на товар падает, что позволяет производителю получить минимальный необходимый объем сбыта на меньшей территории, а если вход на рынок открыт, новые производители сжимают рыночную зону до минимальных размеров.

Лёш предложил равновесную модель размещения производства, где происходило балансирование двух сил:

  • интересы государства в целом (максимальное число экономически независимых объектов);
  • интересы предпринимателя, где во главе угла – максимальная прибыль.

Точкой же равновесия выступала точка размещения, которая определялась на основе изучения большого числа факторов, таких как государственное регулирование и границы государства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...