Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 2-3. Патопсихологическое исследование и методы




Методические указания студентам

По дисциплине

«Патопсихология»

(Рабочая тетрадь)

 

Тула, 2013

 

 

ББК 75 -3р

 

Рецензент – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Хвалина Наталья Анатольевна

(Тульский государственный педагогический университет)

 

 

Шувалов, Ю.Н.

Методические указания студентам по дисциплине: «Патопсихология» (рабочая тетрадь) / Ю.Н.Шувалов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2013 – 45с.

 

В пособии представлены задания к практическим и самостоятельным видам работ студентов, которые раскрывают вопросы действия практического психолога в ходе работы муниципального образовательного учреждения специального типа. Предназначено для студентов факультета психологии, по специальности 050716.65 «Специальная психология» с доп. специальностью 050715.65 «Логопедия»

ББК 75-3р

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология». Он относится к дисциплинам предметной подготовки и строится на основе целого ряда дисциплин, изученных ранее. Большое значение для успешного изучения студентами дисциплины «Патопсихология» имеет актуализация содержания понятий «возрастная норма» и «индивидуальная норма», «нормальное развитие психики», «аномальное развитие психики», «патологическое развитие психики».

В программе курса представлены основные виды патологических нарушений психических процессов и личности детей и взрослых, рассмотрены принципы и методы проведения патопсихологического исследования, особенности составления патопсихологического заключения.

Основной целью курса является ознакомление студентов с основными причинами и проявлениями нарушений психики в детском и подростковом возрасте.

Задачи:

· ознакомление студентов с организацией и содержанием работы патопсихолога;

· ознакомление студентов с различными научными теоретическими и практическими концепциями в истории психологии, изучающих проблему соотношения распада и развития психики;

· патопсихологическое изучение детей и подростков, овладение студентами теоретическими и практическими сведениями о норме и патологии развития детей и подростков;

· изучение принципов построения патопсихологического исследования;

· овладение студентами методами патопсихологии (эксперимент, наблюдение, беседа с больными) и экспериментально-патопсихологические методиками, выявляющими нарушение психических процессов и состояний;

· изучение нарушений психических процессов и личности при психических заболеваниях.

 

Студенты должны знать:предмет и задачи патопсихологии; экспериментально-психологические методики исследования нарушений психических процессов и состояний; основные научные теоретические и практические концепции, изучающие проблему соотношения распада и развития психики; патогенез основных нарушений психики в детском и подростковом возрасте.

Студенты должны уметь:проводить патопсихологический эксперимент; выявить нарушения психических процессов и состояний; установить причину их возникновения, условия патогенеза; составить патопсихологическое заключение; спрогнозировать возможные пути коррекции и профилактики при нарушении психических процессов и состояний.

Студенты должны владеть:основными патопсихологическими методиками.

Ключевые понятия курса:предмет и объект патопсихологии, патопсихологическое обследование, патопсихологическое заключение, патопсихологический эксперимент, внутренняя картина болезни, клиника болезни, психическая травма, структура патопсихологического синдрома при нарушении психики, симптом, депривация, идентичность, симбиоз, невроз, фобии, навязчивости, патогенез при нарушении психических процессов и состояний - шизофрении, олигофрении, деменции, диффузных органических поражениях головного мозга, аффективных расстройствах, эпилепсии, истерии, реактивных психозах, психопатиях, акцентуациях, ПТСР, депрессии, суициде

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дисциплины: «Патопсихология»

Название темы Количество часов
лекции ПЗ лаб. СРС Всего
1. Предмет и задачи патопсихологии.  
2. Патопсихологическое исследование.
3. Методы патопсихологии -
4. Экспериментальные методики патопсихологии
5. Патопсихология познавательной деятельности и личности. -
6. Нарушения психических процессов и личности при психических заболеваниях. Шизофрения -
7. Нарушения психических процессов и личности при психических забо- леваниях. Эпилепсия -
8. Нарушения психической деятельности при органических поражениях ЦНС разного генеза. -
9. Пограничные состояния -
10. Патопсихологическое изучение детей и подростков
11. Организация и содержание работы патопсихолога - -
ИТОГО:

Рекомендуемая литература

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособ. для студ.вузов/В.В.Лебединский.-5-е изд., стер.-М:Академия, 2008.- 144 с.
Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности/Л.С.Цветкова.-2-е изд. , испр.- М: Московский психолого-социальный ин-т, 2008 .- 424 с.
Зейгарник, Б. В. Патопсихология: Учебник / Б.В. Зейгарник.– М.: ЭКСМО, 2010.- 368 с.
Клиническая психология: Хрестоматия /Сост. Н.Тарабрина.-СПб:Питер,2004.-352с.-(Хрестоматия по психологии).
Бизюк А.П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., Речь, 2010.
Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология/ В.М. Блейхер .- М.: МОДЭК, 2009.- 460 с.
Яньшин, П.В. Клиническая психодиагностика личности / П.В. Яньшин.- Спб.: Речь, 2007. – 320 с.
Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф.- Прайм-Еврознак, 2007.- 354 с.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2008.
Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М., Медицина 1987.
Психиатрия и наркология: Учебное пособие для студентов. /Под ред. Менделевича. – М., Академия, 2005.
Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая психология. - М., Академия, 2007.
Клиническая психология: Хрестоматия /Сост. Н.Тарабрина.-СПб:Питер,2004.-352с.-(Хрестоматия по психологии).

Тема 1. Патопсихология как раздел клинической психологии

План

1. Объект и предмет психопатологии.

2. Различия психопатологии и патопсихологии.

3. История развития науки.

4. Понятие «норма» и «аномалия» в психическом развитии ребенка.

5. Внутренняя картина болезни.

Задания к теме 1

1.1. Дайте характеристику патопсихологии и ее отличительные черты от психопатологии.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Перечислить задачи, которые решает патопсихолог.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. В каком значении использовала термин «патопсихология» Б.В.Зейгарник?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Дайте краткую характеристику жизни и деятельности В.М. Бехтерева.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Раскройте сущность работ Л.С. Выготского для патопсихологии.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6. Раскройте понятие «нормы» со стороны статистического подхода.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.7. Дайте характеристику критериям нормального развития ребенка (по Л. Пожару).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.8. Перечислить критерии психического здоровья человека (по ВОЗ).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.9. Раскройте сущность понятия «патология».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется теоретический раздел психиатрии, изучающий признаки психических заболеваний, их динамику, симптоматические и синдромоголические предпосылки постановки психиатрического диагноза и пользующийся для решения своих информационных задач психологический семиотикой?

2. Для какой науки типичен клинико-описательный метод?

3. Какие задачи относится к спектру прикладных задач патопсихологии?

4. Кому принадлежит приоритет использования в психиатрии ассоциативного эксперимента?

5. Кто первый в России открыл в психиатрической клинике кабинет, предназначенный для экспериментальных психологических исследований?

6. Кому принадлежит введение термина «патологическая психология»?

7. Кому принадлежит введение понятия «клиническая психология»?

8. Кто из отечественных психологов был инициатором создания журнала «невропатология и психиатрия»?

9. Кому принадлежит организация «Психоневрологического института» в России?

10. В каком году А.Ф. Лазурским был предложен метод естественного эксперимента?

11. Кому принадлежит мнение, что психическая болезнь изменяет и разрушает сложившуюся систему отношений, а нарушение в системе отношений личности, в свою очередь, могут привести к болезни?

12. Кто первый ввел в область детской психологии исторический принцип, реализованный в дальнейшем в культурно-историческую концепцию развития психики?

13. Кто считается основоположников отечественной нейропсихологии?

14. Как называется подход в определении НОРМЫ психики, построенный на традиционном противопоставлении нормы и не вызывающим разногласий формам психической патологии?

15. Можно ли считать, что НОРМА и ЗДОРОВЬЕ это совпадающие категории?

16. Кому принадлежит описание переходных ступеней здоровья?

17. Как называется наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний и отдельных патологических процессов в организме человека и животных?

18. Как называется знание причин болезни, вызывающих какое-либо состояние в самостоятельную нозологическую форму?

19. В какой по счету Международной классификации болезней понятие «психическая болезнь» заменено на термин «психическое расстройство»?

20. Как называется исход психического расстройства, при котором никаких признаков или симптомов расстройства уже нет, но при этом сохраняется открытый вопрос - не появится ли расстройство снова?

 

 

Тема 2-3. Патопсихологическое исследование и методы

План

1. Принципы построения патопсихологического исследования.

2. Порядок проведения патопсихологического исследования.

3. Патопсихологическое заключение.

4. Требования к исследователю, проводящему патопсихологический эксперимент.

5. Методы патопсихологии.

Задания к теме 2-3

2.1. Перечислить основные принципы патопсихологического исследования.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Описать технологию проведения патопсихологического исследования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Дать общую схему составления патопсихологического заключения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Перечислить основные обязанности патопсихолога.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Раскройте сущность патопсихологического эксперимента.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.6. Дайте характеристику тестам как специфического измерительного инструмента.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.7. Раскройте сущность проективных методик.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Какой принцип патопсихологических исследований позволяет решать психокоррекционные и реабилитационные задачи?

2. Из скольких этапов состоит экспериментально-психологическое исследование?

3. Кому принадлежит высказывание, что «подобно тому, как нет, и не может быть стереотипного построения исследования, стереотипного подбора методик, не может быть и стандарта в составлении заключения»?

4. Могут ли в детских психиатрических отделениях на должности патопсихологов быть зачислены дефектологи?

5. Как называется метод патопсихологии, в рамках которого создаются или моделируются искусственные условия, провоцирующие человека на выражение качеств и особенностей психической деятельности, недоступных для наблюдателя в обычных условиях?

  1. Как называются специфические измерительные инструменты, отличающиеся высоким уровнем стандартизации предшествующей инструкции, предъявляемого стимульного материала, времени предъявления, регламентированностью количественной обработки и интерпретации результатов?
  2. Кто является главным «заказчиком» диагностически полезной информации?

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.