Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Круглый стал (неофициальный)




Король Артур использовал круглый стол для того, чтобы предоставлять всем рыцарям рав-ное количество власти и равное положение. Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности и является наи­лучшим средством проведения беседы людей одинакового соци-ального ста­туса, потому что каждому за столом выделяется одинаковое пространство. К сожале-нию, король Артур не понимал, что если социальный статус одного человека выше, чем статус остальных присутствующих, это приводит к не­равному распространению власти и влияния между остальными членами группы. Король обладает наивысшими полномочиями за круглым столом, и это означает, что сидящим по обе стороны от него невербально выделяется больше власти и уважения, чем остальными, причем рыцарь, сидящий спра­ва, имеет больше влияния, чем рыцарь, сидящий слева. Степень влияния уменьшается в зависимости от удаленности рыцаря от короля.

 

Следовательно, рыцарь, сидящий прямо напротив короля Артура, фак­тически находился в конкурентно-защитной позиции и, возможно, был одним из тех, кто доставлял королю Артуру больше всех беспокойства. В сфере бизнеса часто используются квадратные и круглые столы. Квадратный стол, который обычно является рабочим столом, используется дая деловых пере­говоров, брифингов, для отчитывания провинившихся и тому подобное. Круг­лый стол: чаще всего это стол со стульями-вертушками, служит созданию непринужденной, неофициальной атмосферы и хорош в том случае, если вам нужно достичь соглашения.

Прямоугольный стол

За прямоугольным столом место А считается главенствующим. На встрече людей одинакового социального статуса человек, сидящий на месте А, будет оказывать максимум влияния, при условии, если он не сидит спиной к две­ри. Если А будет сидеть спиной к двери, главенствующее положение перей­дет к В, который станет соперником относительно А. В случае, если А сидит во главе стола, тогда В будет следующим по значимости человеком, но не С и Д. Эта информация позволит планировать размещение участников встречи за столом. Вы можете поставить на кресла таблички с именами участников встречи и рассадить их в таком порядке, чтобы иметь максимальный конт­роль над всеми.

 

 

3) Другие способы повышения статуса

Некоторые веши, продуманно распределенные по территории кабине­та, могут невербально повысить статус и авторитет его владельца. Рассмот­рим некоторые примеры

1. Низкие диванчики для посетителей.

2. Дорогая пепельница, стоящая вне зоны досягаемости посетителя, что вызывает у него ощущение неловкости, когда он пользуется пепельницей.

3. Экзотические растения и заграничные безделушки, которые должны указывать на то, что руководитель много путешествовал.

4. Несколько оставленных на столе красных палок с надписями "Совер­шенно секретно".

5. Развешенные по стенам фотографии, грамоты и награды, когда-то по­лученные владельцем.

6. Научные книги и журналы в книжном шкафу.

7. Легкий портфель-дипломат. Тяжелые толстые портфели носят только бездельники.

 

2) Габитарный имидж – означает впечатление о человеке по его внешнему виду:

- первое впечатление создается по размерам фигуры, телосложению;

- для женщин большое значение имеет макияж.

- одежда демонстрирует принадлежность к определенной социальной группе.

Так, например, Б.Немцов, встречаясь с шахтерами во время забастовки, спускался в шахту в той же одежде, что и шахтеры, перепачкался углем, что позволило ему создать доверительный образ. Одежда должна соответствовать той аудитории, с которой имеет дело руководитель.

Важно, чтобы на основе одежды человек не ассоциировался с группой к которой у окружающих негативное отношение. Еще лучше, если одежда ассоциируется с позитивной группой. Но это не означает, что профессор при встрече с рабочим должен одеваться как рабочий.

- расстегнутый пиджак ассоциируется открытостью;

- необходимо четко учитывать среду и адаптировать одежду к среде (культурная среда: в США, например, черная рубашка и белый галстук ассоциируется с криминалом).

3) Овеществленный имидж – объект ценности, предметы, которые создает человек, т.е., например, об организации судят по той продукции, которую она производит (например, небрежно оформленный курсовой проект создает негативное впечатление о его исполнителе).

Низкий уровень коммуникационной культуры создает большие сложности для отечественных фирм (например, уведомление о получении факса, оформление деловой переписки и т.д.). Содержание иногда трудно проверить, а форма бросается в глаза.

4) Вербальный имидж и паравербальное поведение – по речи судят об интеллекте (молчанью – золото цена, а речь – бесценна, коль умна).

Вербальный интеллект – запас слов, используемый человеком, и культура речи. Невербальный (конструктивный) интеллект – аналитические способности, логика, умение планировать, конструировать.

Используемые термины должны быть соотносимы со средой и содержанием выступления. По возможности желательно упрощать термины и использовать меньше иностранных слов. Иногда использование этих терминов призвано просто придать наукообразность своему выступлению.

В некоторых случаях вообще предпочтительнее молчание:

а) для человека с низким словарным запасом, косноязычием, некомпетентностью;

б) если существует возможность проговорок, когда проскакивает важная информация или негативное отношение;

в) ситуации, создающие впечатление, что человек думает, знает, но умеет себя держать.

Рекомендации по речи:

- разговаривать, а не говорить, т.е. важно, чтобы речь имела характер не монолога, а диалога;

- учитывать интересы, говоря то, что хотят услышать, особенно при публичном выступлении;

- инициирование улыбки;

- - преодоление социального табу – позитивно влияет на мнение о лидере затрагивание актуальных, хотя и неприятных тем.

Эти правила связаны с действием закона ассоциации (приятные чувства связываются с источником) и закона максимизации наград – человека тянет к тому объекту, от которого ему хорошо (нас тянет к приятным людям).

При формировании вербального имиджа следует уделять внимание использованию слов-паразитов. Слова-паразиты несут определенную смысловую нагрузку (так сказать, как говорят). Слова подобного рода означают неуверенность в том, что говорится.

Слово «вот» иногда может быть уместно в конце речи для подведения итога (вот, что я хотел сказать). Частое использование этого слова в других местах речи также может свидетельствовать о неуверенности.

В формировании речевого имиджа важную роль играет паравербальная информация, которая передает оценку состояния человека. К ней относится:

1) внятность, отчетливость, четкость произносимых слов, особенно при самопрезентации. Невнятность произношения может свидетельствовать о неуверенности, скованности и т.д. Психологически более высокий статус, как правило, связан с более четкой самопрезентацией. Это особенно важно при телефонном разговоре.

2) Интонация демонстрирует вовлеченность человека в содержание того, что он говорит. Интонация отражает экспрессивность.

3) темп речи. Желательно говорить в среднем темпе. Быстрый темп повышает вероятность убеждения других, но хуже воспринимается. При изложении известных или маловажных вещей темп может быть более быстрым.

С темпом связаны паузы, которые влияют позитивно, если:

а) привлекают внимание к тому, что сказано. Пауза не должна быть более 4 секунд. Затем возможно негативное впечатление (не знает, что сказать и т.д.);

б) полезность в осмыслении неожиданных выражений, слов (также паузы следует делать намеренно).

 

5) Кинетический имидж. Кинетика – язык, проявляющийся в жестикуляции, положении тела в пространстве, мимике. Кинетический имидж – мнение о человеке на основе кинетики.

При формировании кинетического имиджа необходимо:

А) стремиться блокировать негативное впечатление от кинетики (запрет поз, жестов), т.е. необходимо выявить и заметить моменты возникновения ненужных жестов и ругать себя, производить якорение информации (помещение в поле зрения предметов, напоминающих о необходимости избегания);

Б) презентация нужной кинетики.

Кинетический имидж зависит от:

1) положения головы (наклон, поворот и т.д.).

Существует четыре положения головы:

А) голова агрессора (наклон вперед, взгляд из-под лобья) означает настороженность, неудовлетворенность, агрессию.

Человек, наклоняя голову вперед, защищает незащищенную часть своего тела – горло. Такое положение головы уместно в редких случаях, когда хотят осудить кого-либо. Большинство людей (около 95%) воспринимают такое положение головы негативно.

Б) голова внимающего (немного наклонена вперед и вбок) означает, что человек внимательно слушает. Чрезмерное использование такого положения головы может восприниматься как заискивание.

В) голова властелина (практически постоянно откинута назад) означает самоуверенность, высокомерие и т.д. Такое положение головы уместно в том случае, если человек председательствует на каком-либо собрании, при самопрезентации для подчеркивания значимости.

Г) голова президента близка к позиции властелина, но немного наклонена набок. Такое положение головы означает – «я вас слушаю», «я весь – внимание», но при этом подчеркивается достоинство.

Помимо перечисленных существую также промежуточные положения головы.

2) положение тела. Поворот тела в сторону собеседника означает интерес, в сторону – пренебрежение, спиной – желание окончить разговор.

3) кинетика лица. Визуальный контакт: нецелесообразно смотреть в глаза более 10 секунд.

Непрерывный взгляд возможен:

- при влюбленности;

- при крайней неприязни.

У животных взгляд в глаза вызывает чувство агрессии.

Необходимо смотреть в глаза в следующих случаях:

- при обращении к партнеру;

- когда партнер обращается к нам.

Можно вообще не смотреть в глаза:

- при решении задачи, поставленной партнером;

- при выполнении напряженной интеллектуальной работы на ходу.

Этими соображениями обусловлено положение стульев при проведении переговоров и бесед:

- напротив друг друга – противопоставление сторон;

- рядом – непринужденная беседа;

- сбоку – человек виден, но отсутствует постоянный визуальный контакт.

4) Мимика. Отсутствие мимики – это минус, особенно если хотят создать себе имидж или убедить кого-либо. Наиболее важным инструментом является улыбка, которая, как правило, воспринимается как сигнал к общению, доброжелательности. Если сообщаются какие-либо серьезные сведения, то чрезмерная улыбчивость и смешки производят неблагоприятное впечатление.

Обязательно следует улыбаться:

- в момент обращения к собеседнику;

- в момент обращения собеседника к нам;

- в начальной и заключительной стадии встречи, даже в случае неудачи переговоров, так как это подчеркивает, что вы не отождествляете неудачу с личностью партнера.

Улыбка должна быть искренней. Э.Фромм подчеркивал: «Имидж – это не только казаться, но во многом и быть.

5) Жесты могут создавать негативный имидж:

- ладонь, опущенная вниз при вытянутой руке означает агрессивность, подавление; вверх – открытость, доброжелательность;

- при приветствии рука, подаваемая горизонтально может означать заискивание (ладонью вверх) или подавление (ладонью вниз);

- скрещенные на груди руки (поза Наполеона) могут означать закрытость или отвлеченность, могут означать также «пора заканчивать разговор.

6) Расстояние между партнерами:

- публичное – 3-5 м;

- социальное – 1-3 м;

- личное (интимное) – 0,5-1 м.

Вторжение в личное пространство может восприниматься как агрессия.

 

Модели поведения

Имидж формируется на основе модели поведения. Модель поведения – устойчивый комплекс, система, рассчитанная на преимущественно внешний эффект действий, создающий и поддерживающий имидж. Модель поведения зависит от:

- от ожиданий окружающих;

- от требований организации;

- от личных качеств.

Общие критерии выбора модели поведения:

1) модель поведения должна соответствовать закону, правопорядку, нормам организации. Лидеру следует поддерживать свою несовместимость с криминальной средой;

2) нравственная безупречность (даже в воровской среде есть своя мораль). Например, советские руководители любили фотографироваться с детьми, тем самым подчеркивая свою нравственную чистоту;

3) высокая положительная цель, воплощающая высокозначимые ценности и обладающая большой побудительной силой (например, процветание организации, забота о людях);

4) учет соответствующих индивидуальных качеств и их максимальное задействование (например, подчеркивание своей индивидуальности). В этом случае срабатывает галлоэффект;

5) самокритичность при оценке собственной модели и ее совершенствование, особенно при общении с разными категориями собеседников. Не следует слепо копировать чужие модели, так как это плохо воспринимается другими людьми;

6) простота, понятность, доступность, т.е. впечатление, которое мы хотим воспроизвести должно быть понятно;

7) проявление тех качеств, которые ожидаются от женщины или мужчины, т.е. женщина не должна строить мужскую модель поведения.

Формирование имиджа на первых этапах должно строиться по формуле:

1) многократное повторение (причем не просто повторение информации, а именно повторение оценок, так как информация забывается, а оценка всегда накладывает отпечаток). Если сформирована негативная оценка, то человек перестает адекватно воспринимать информацию (когнитивный диссонанс!). Человек при этом может негативно воспринимать источник информации или избегать его;

2) непрерывное усиление воздействия. Если необходимо сформировать имидж к определенному периоду, то необходимо постоянно раскручивать имидж;

3) двойной вызов – обращение к подсознанию, эмоциям и разуму. Большая часть оценок усваивается на уровне подсознания.

Непосредственно в процессе формирования имиджа используется ряд процедур, отражаемых формулой AIDA:

А (attention) – внимание (яркое выступление, оригинальная идея, необычное поведение, особенно на начальной стадии).

I (interest) – интерес (обещание чего-либо значимого).

D (demand) – требование (связь данной черты поведения, поступка с ожиданиями слушателей, сотрудников).

A (action) – акция, действие, т.е. отношение людей к носителю имиджа (положительное отношение, действия в поддержку).

Имидж содержит возможности манипулирования сознанием (особенно на макроуровне, так как возможности проверки здесь минимизированы). На микроуровне возможности манипулирования также существуют, но они значительно меньше.

Имидж носит также функцию модели поведения, т.е. освоения эффективных форм общения. Модель поведения накладывает отпечаток на ее носителе, так как ей необходимо соответствовать. Модель поведения содержит социальную роль и индивидуальную форму исполнения этой роли.

Формирование модели поведения важно с точки зрения эффективности коммуникаций и влияния на самого носителя.

Правила распознавания реальных качеств лидера:

1) судите о людях по их делам;

2) судите о людях по их друзьям;

3) судите о людях по их врагам;

4) судите о лидере по источникам его влияния (ресурсы – например, как он стал руководителем: протекция, личные качества, случайность);

5) судите о лидере по организационной поддержке (кто поддерживает). На макроуровне большое подозрение должны вызывать независимые кандидаты, так как для избирательной компании небходимы большие деньги;

6) судите о лидере по его программе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...