Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы исследования эмоционально-волевой сферы.




- тест Люшера

Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Разработан М. Люшером, первая редакция теста опубликована в 1948 году. Известен также под названиями «Восьмицветовой тест Люшера».

Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

 

 

-ТАТ

Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации (более подробное описание и инструкции будут приведены ниже).

В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

 

-шкала Тейлора

Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г.

Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста. осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Тестирование продолжается 15-30 мин.

Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

Более известны варианты методики в адаптации Т. А. Немчинова и В. Г. Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи, позволяющей судить о демонстративноти, неискренности в ответах. Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи и могут быть включены в батарею других тестов.

Инструкция

Распределите карточки на две группы в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования - 20-25 минут.

 

 

Написание патопсихологического заключения.

Схема экспериментально-психологического заключения:

1. Результаты клинико-психологического исследования (результаты предварительного, до экспериментального этапа). Отражаются жалобы больного, поведенческие особенности в эксперименте (заинтересованность или мотив экспертизы, пассивность-активность, корригируемость, отзывчивость на подсказки, установочные формы поведения, особенности контакта с экспериментатором и т.д.)

2. Результаты экспериментального исследования:

Сначала познавательная деятельность. Изложение материала строиться также, как проводилось исследование — от простого к сложному.

* Психомоторный темп

* Психическая продуктивность

* Умственная способность

* Функция активного (произвольного) внимания: 5 характеристик — обьём внимания, устойчивость, концентрация, переключаемо с ть и избирательность (мотив ационная компонент).

* Процессы и виды памяти: 3 основных процесса — запоминание, сохранение, воспроизведение; 2 основных вида — долговременная и кратковременная. Основные виды кратковременной памяти — непосредственная, механическая, оперативная, логическая.

* Мышление: пространственно-конструкторское мышление, вербально-логическое (понятийное) мышление.

3. Эмоционально-личностная сфера (эмоциональный фон — преимущественное настроение; результаты исследования личности — от простого к сложному):

* Биологически обусловленные темпераментные черты личности (активность, экстраверсия — интроверсия, ригидность-лабильность, тревожность и др.)

* Социально-детерминированные черты (характер, самооценка, интересы, ценностные ориентации)

* Защитно-компенсаторные (совладающие, преодолевающие) формы поведения: 2 вида: пассивные, бессознательные — механизмы психологической защиты;

активные, сознательные — копинг-механизмы, копинг-стратегии.

* Состояние эмоционально-волевой сферы: энергетический потенциал, мотивационные аспекты, волевые качества.

* Отражение характера межличностного взаимодействия: социальная адаптация, следование нормам (конформность — нонконформизм), сферы значимых отношений, конфликтные сферы отношений.

Выводы, резюме.

* Можно оттенить значимые слова, выводы.

* Выстраивание заключение к какую-либо классификацию, принятую в медицинской психологии (например, типология акцентуаций по Личко А., нарушения мышления по Зейгарник Б.В., патопсихологические симптомокомплексы и т. д.).

Норма написания заключения (экспертный вариант).

1. Экспериментально — психологическое обследование (ЭПО) Ф.И.О., год рождения

2. Если жалобы важны, то вносим в заключение (если можем подтвердить экспериментально или тип изменения).

3. Рисунок поведения во время ЭПО (установление оптимального контакта):

• как вступает в контакт (охотно, нет).

• отношение к беседе и ЭПО (активность, интерес, вязкость, синзетивность, общительность и т.д.).

• понимание и усвоение, удержание, инструкций (да, нет).

• темп деятельности (средний, медленный).

• продуктивность деятельности (средняя, снижена, низкая).

• речь (если есть нарушения).

• эмоциональные проявления (если возможно).

Оценка состояния психических процессов:

Внимание, учет, количественные показатели, что выявляется (степень памяти, оценка по баллам, (примеры) выраженности изменений мышления

Интеллект (если необходимо).

Личность и эмоциональная сфера:

• самооценка;

• уровень психопатизации и невротизации;

• тревога, депрессия (есть, нет);

• личностные особенности (черты, радикалы)

Заключение:

• тип изменения психических процессов (органический, астенический, эндогенный);

• оценка (легкие, умеренные, выраженные);

• преимущественно какие процессы нарушены;

• если запрос на дифференцировку, то отдифференцировать;

• личность и эмоциональная сфера.

Факторы влияющие на выбор методик ЭПО и оценку его результатов.

Выбор методик осуществляется в соответствии с поставленной задачей. Факторы влияющие на выбор методик:

• образовательный уровень испытуемого;

• его социальный статус;

• этническая принадлежность;

• состояние испытуемого

• сенсо — моторные нарушения (если есть).

Факторы от которых зависит объективность полученных данных:

• повторяемость выявленных феноменов у одного испытуемого в течении какого — то промежутка времени;

• повторяемость (независимость) выводов разных психологов в разное время;

• единство принципов оценки факторов разными психологами (при условии неосведомленности испытуемого об этих принципах);

Факторы от которых зависит объективность полученных данных:

• повторяемость выявленных феноменов у одного испытуемого в течении какого — то промежутка времени;

• повторяемость (независимость) выводов разных психологов в разное время;

• единство принципов оценки факторов разными психологами (при условии неосведомленности испытуемого об этих принципах);

• валидность методик.

Перечень методик

Внимание: таблицы Шульте, красно — черные таблицы Горбова и др.

Память: 10 слов, шкала памяти Векслера, опосредованное запоминание по Леонтьеву и др.

Мышление: - логическая сторона мышления: классификация предметов, исключение предметов, сравнение понятий, простые, сложные аналогии, понимание переносного смысла

пословиц и поговорок и др; - ассоциативная сторона мышления: м — ка пиктограмм, название 60 слов, ответные ассоциации и др.

Личность и эмоциональная сфера: MMPI; ПДО, проективные методики (незаконченные предложения, Hend — тест, тест Сонди, цветовой тест Люшера), шкала Бека, шкала Зунге, HADS и др.

Интеллект: м. Векслера, м. Равена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...