Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные функции культуры.




ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ I КУРС

Культурология как интегративная дисциплина, ее предмет и задачи.

Культурология - гуманитарная, интегративная дисциплина.*

Термин «культурология» буквально в переводе с греческого языка означает «наука о культуре» (от лат. cultura – культура и греч.logos –наука, знание). Явления культуры изучает множество наук: история, философия, социология археология, этнография, антропология, этнология, семиотика, искусствознание, эстетика, этика, религиоведение, лингвистика, и др. Но у каждой из этих дисциплин есть свой предмет.

П редметом культурологии является культура или мир культуры как более или менее целостная система.

В широком смысле культурология трактуется как «комплексная гуманитарная наука или, лучше сказать, как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре».

В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры (искусство, наука, право, мораль и проч.).

Культурологиязанимаетсяисследованием феномена культуры как исторически–социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» (философии, религии, искусстве, праве, науке).

Ее интересует совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству видах деятельности, объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов.

В структуру «культурологии» входят:

1. философия культуры;

2. теория культуры;

3. история культуры

4. социология культуры;

5. «языки» (семантика) культуры;

В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

Понятие «культура», основные подходы к определению ее сущности.

 

Понятие «культура» - центральное в культурологии. Это одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного знания.

 

Существует множество определений этого понятия. Назовем наиболее известные из них:

В переводе с латинского языка слово «культура» буквальноозначает: возделывание, обработка, уход, культивирование почвы, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменение, которые вызваны естественными причинами. В этом значении данный термин использовал римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), написавший трактат «De agri cultura».

Древние греки под культурой понимали воспитанность (пайдея), в отличие от дикого, некультурного поведения варваров.

В средние века культура ассоциируется с понятиями «культ», «почитание», и связывается с признаками личного совершенства.

В эпоху Возрождения под культурой начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу.

В качестве самостоятельного термина понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста второй половины XVII века С. Пуфендорфа. Он употребил его для обозначения результатов деятельности общественного человека.

Термин «культура» в научном языке с самого начала служил средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» - противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Просветили XVIII века были склонны связывать специфику человеческого образа жизни с разумностью человека. Но всегда ли разум служит благу? Он может породить и добро и зло. В связи с подобными вопросами постепенно стали обозначаться два альтернативных подхода к трактовке культуры.

С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей…(то, что должно быть). А с другой стороны, культура рассматривалась как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования (то, что есть).

Со второй половины XIX в. понятие культуры приобретает статус научной категории. С этого времени ведутся интенсивные исследования. Сегодня существует огромное количество определений «культура» около 1000.

В определении п онятия «культура», данном в Философском энциклопедическом словаре, указывается, что культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Таким образом, главной задачей культуры является совершенствование и возвышение «подлинно человеческого начала в человеке.

 

Основные функции культуры.

К основным функциям культуры относятся:

· созидательная или человекотворческая, человекообразующая,

· а даптивная ( от лат. adaptatio – прилаживание, приспособление),

· информационно – п ознавательная - трансляция, передача социального опыта.

· регулятивная (нормативная) выступает как разветвленная система норм и требований, которые предъявляет общество к индивидам во всех сферах их жизнедеятельности.

· аксиологическая (ценностная) – система ценностей, потребностей и ориентаций. Аксиологическая функция выражает качественное состояние культуры.

 

4. Материальная и духовная культуры.

В любой культуре можно обнаружить ее материальные и духовные аспекты.

К материальной культуре относятся предметы, вещи, сооружения, орудия труда и материального производства, элементы быта, культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города, ландшафты), культура земледелия, культура отношения к собственному телу, физическая культура, и т.п.

Духовная культура (с овокупность нематериальных элементов) существует в форме идей, образцов, норм, идеалов, правил, ценностей, ритуалов, процессов духовного производства (формы и методы образования, познания, искусство и т.д.). Отношение людей между собой, к самим себе и к природе (эмоционально-психологические, нравственные, эстетические).

Трудно провести границу между материальной и духовной составляющими культуры (например в архитектуре, скульптуре и т.п.).

5. Идеалы, нормы, ценности.

Критерием состояния культуры являются идеалы, нормы, ценности.

Идеал – это эталонные образец, представление о том, каким должны быть объекты, явлении, то к чему стремятся люди, общество.

Норма – общепризнанное правило или образец поведения, действия. Нормы играют важную роль в обществе, указывают, какие способы действий допустимы, «нормальны», а какие – нет.

Ценности - характеристика объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека.

Материальная и духовная культура, характеризующая специфику того или иного географического района связана с понятием культурного ареала.

Совокупность элементов материальной и духовной культуры составляет поле культуры. В него входят: природная среда, конкретный этнос, язык, история, политический, экономический уровень, уровень развития науки и техники.

Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, носит название культурного наследия.

В мировом масштабе культурное наследие выражают культурные универсалии - унифицированные, универсальные системы идей, ценностей, норм, правил, традиций, которые как бы задают его субъектам определяющие жизненные ориентиры и обеспечивают оптимальные формы жизнедеятельности. Американские ученые выделили более 70 культурных универсалий (семья, дом, любовь, справедливость, власть и т.д.)

Мировоззренческие доминанты (парадигмы) – «модели построения», образцы, в которых зафиксированы предельно общие убеждения, идеалы нормы жизнедеятельности. На основании мировоззренческих парадигм и строятся модели общества. Например: империя, коммуна, христианская культура, мусульманский мир. У каждой модели свои базовые ориентиры: равенство, иерархия, послушание и т.п.

Квинтэссенцией культуры является искусство – художественно-образное целостное отражение действительности любых сторон человеческого бытия и деятельности.

 

6. Структура культуры.

Культура есть мир артефактов. Артефакт ( от лат. arte –искусственный и factus – сделанный) - искусственный, созданный людьми объект, который является элементарной структурной единицей культуры. По артефактам определяют уровень развития культуры конкретной исторической эпохи.

Культура есть мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Смыслы воплощаются в представлениях, понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, более абстрактных смыслов. Существует три основных вида смыслов:

Знания – информация о свойствах объектов, явлений действительности;

Ценности – характеристика объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

Регулятивы (нормы) – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.Регулятивы– содержат предписания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»).

Семантика культуры.

Культура есть мир знаков.

Знакэто предмет (явление, процесс), выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. С помощью знаков кодируется информация. Знак представляет собой единство наглядной, чувственно воспринимаемой формы и мыслимого, умопостигаемого содержания – смысла.

В семиотике (от греч. semeion – знак, признак) - науке о знаках и системах знаков в качестве знаковых образований рассматриваются любые природные или социальные явления, которые закрепляются с помощью смыслов и значений.

Раздел семиотики, посвященный анализу смыслового содержания знака, называется семантикой.

С точки зрения культурной формы знаки можно подразделить на: естественные(гром, дым), функциональные (орудия труда)(, иконические (изображение), конвенциональные (по договоренности).

Символ в культуре.

Особое место среди конвенциональных знаков занимают символы.

Символ (от греч. - знак, опознавательная система). Они не только

обозначают предмет, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Символ обладает двухслойным строением. Его внешний «первичный» слой – образ некоего объекта. Второй – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена.

Символ многозначен. Например, одежда. Она и защищает, и является «визитной карточкой» человека. Символ – не просто оболочка мысли, но и ее необходимый инструмент. Он помогает, как и другие знаки, сохранять информацию на века, образуя огромный развивающийся мир человеческой культуры и плотную символическую сеть. В качестве примера можно взять один из древнейших символов человечества – крест (с его универсальностью и многозначностью в культуре разных народов).

Человека начала третьего тысячелетия окружает уже не столько реальный, естественный мир, сколько искусственная информационно-символическая вселенная.

 

Язык и культура.

Культура развивается в языковой оболочке. Безусловный приоритет принадлежит естественным языкам.

Естественные языки – это в ербальные, исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу - семиотический базис – всей культуры говорящих на них народов. В мире существует около десяти тысяч языков. Естественный язык – единственная знаковая система, которая описывает себя сама.

Язык служит людям: средством мышления и средством общения.

В процессе мышления язык выполняет три основные функции:

а) номинативная (от лат. nomina - имена). Слова естественного языка выступают как имена предметов мышления. Язык закрепляет за предметами названия.

б) конструктивная функция. В ходе мышления слова-имена связываются в предложения, описывающие свойства и отношения предметов.

в) аккумулятивная. В языке аккумулируются, т.е. фиксируются и сохраняются результаты мышления – различного рода знания.

Выступая в качестве средства общения, язык выполняет коммуникативные функции. Они проявляются в речи. Язык и речь – понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Речь – это язык в действии.

Знаковые системы записи. Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках (пиктография ). На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). И наконец, создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки речи.

Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Снимаются временные и пространственные границы общения. Письменность открыла путь к тиражированию текстов – книгопечатанию, способам хранения информации – библиотекам, архивам, музеям и проч.

Искусственные языки – это языки, где значение каждого знака четко и однозначно определено и существуют строгие рамки использования каждого знака (например, язык науки, искусства, математики, химии, информатики и т.д.). Множество языков имеет искусство (словесные, жестово-мимические, звуко-интонационные, пластические и проч.). Свой язык у рекламы, моды и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...