Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная политическая теория США. Р.Даль.

В рамках современной политической теории США активно разрабатываются различные теоретические проблемы современной политики, в т.ч. и проблемы демократии. Огромный вклад в развитие современной теории демократии внес Роберт Алан Даль. Основные работы: "Введение в демократическую теорию" (1956), "Кто правит? Демократия и власть в американском городе" (1961), "Современный политический анализ" (1964), "Политические оппозиции в западных демократиях" (1966), "Плюралистическая демократия в США " (1967), "Дилеммы плюралистической демократии " (1982), "Полиархия. Участие и оппозиция" (1971), "Демократия, свобода и равенство" (1986), "Демократия и ее критики" (1989) и др.

Даль в своих работах рассматривает проблемы трансформации политических систем, предпосылки демократии, соотношение понятий свободы, равенства и демократии. По его мнению, теория демократии продолжает оставаться довольно неубедительной, независимо от того, рассматривать ли ее как этическую теорию или как попытку описать реальный мир. Это происходит потому, объясняет он, что существует множество возможных подходов, и добиться успеха, рассматривая демократию можно, используя любой из них.

По мнению Р. Даля существует несколько основных критериев демократического процесса, к которым он относит: эффективное участие; равное голосование; понимание, основанное на информированности; контроль за повесткой дня; участие совершеннолетних. Данные критерии необходимы для того, чтобы "члены ассоциации соблюдали принцип равноправия при определении проводимой ими политики. Иными словами, если нарушить одно из этих требований, члены ассоциации не будут политически равноправны".

Каковы же исходные посылки складывания демократических процессов по Далю? Назовем некоторые из них. 1. Собранию объединенного в ассоциацию народа нужно достигнуть по крайней мере некоторых коллективных решений, обязательных для всех членов общества. 2. "Слабый" принцип равенства. Благо каждого человека равноценно благу другого. 3. Принцип свободы. Каждый взрослый член ассоциации вправе быть судьей своих интересов. Бремя доказательства прав на эту свободу никогда не возлагается на взрослых членов общества. 4. "Сильный" принцип равенства. Во всех вопросах все взрослые члены ассоциации (граждане государства) обладают более или менее одинаковой компетенцией решать, какие вопросы требуют, а какие не требуют обязательных коллективных решений.

Даль особо подчеркивает, что демократию нельзя рассматривать лишь как функционирование политической системы, т.е. как проблему институциональную. Функционирование политических институтов - лишь надводная часть "айсберга" политического процесса. Ученый во всех своих работах сосредоточил свое внимание на "неформальной" политической практике, предшествующей принятию решений. Здесь действуют различного рода объединения, группы людей, отстаивающих собственные специфические интересы. В тоталитарном обществе устранены все промежуточные социальные звенья между человеком и властью, стремящейся к абсолюту. Идеал демократии, напротив, подразумевает внутреннюю связь между демократически­ми институтами и плюралистическим общественным устройством.

Даль приходит к выводу, что реализация идеала демократии возможна лишь при условии плюралистического общественного и государственного устройства. Это один из его главных тезисов, отстаиваемый на протяжении долгой научной жизни.

Продолжая анализ проблем политической демократии, Даль проявляет озабоченность нарушением "баланса сил" в плюралистической модели в результате непрерывно растущего неравенства в политическом потенциале представленных на политической сцене общественных сил. В настоящее время Даль видит три основные формы неравенства различие в ресурсах и возможностях для использования насильственного принуждения; различия в экономическом положении, ресурсах и возможностях; и, наконец, в области знания, информации и познавательных возможностях.

Даль подробно изложил теорию полиархии.

Даль предлагает пять интерпретаций полиархии. Во-первых, полиархия как особый тип демократического режима правления современного государства, который отличается от всех других режимов наличием двух характерных черт: относительно высокой терпимостью к оппозициям относительно широкими возможностями участия в оказании влияния на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами. Во-вторых, полиархия как результат демократизации национальных государств. В-третьих, полиархия как образование политических институтов, необходимых для демократического процесса. В-четвертых, полиархия как система политического управления посредством открытого соперничества политических элит за власть. И. наконец, полиархия как система прав, в которой определенные права институционально гарантированы и защищены.

Теория полиархии утверждает:

между чистой, идеальной демократией и полным ее отрицанием - автократией или гегемонией — наличествует гипотетическая дистанция. Демократия и автократия представляют собой не более чем чисто теоретические образования, не реализовавшиеся в своем завершенном виде в мировом опыте;

в идеальной демократии консенсус и политическое равенство должны быть как минимум активными и развивающимися поступательно, а не пассивными и двигающимися скачкообразно;

для активного и поступательно развивающегося консенсуса и политического равенства необходимо, чтобы каждый "полноценный гражданин обладал неотъемлемым правом сформулировать и открыто продемонстрировать свои предпочтения и тем самым увеличить шансы равенства в управлении обществом".

Полиархия модифицирует, улучшает или дополняет обычные принципы демократии, управления большинства в следующих пунктах: кто представляет "народ"; какие права гарантированы меньшинству и каким образом; до какой степени электоральное и другие устройства способствуют управлению представителей большинства; исчезают ли разные виды неравенства.

Полиархия отличается от гегемонистского управления элит: количеством возможностей, доступных оппозиции для оспаривания правительственного поведения; количеством открытых конфликтов между политическими лидерами, а также открытым соревнованием в поддержку претендующих на лидерство, особенно посредством выборного голосования; периодическим проведением местных и национальных выборов с участием соревнующихся, политических партий.

Даль называет условия, которые существенно увеличивают шансы для возникновения и развития полиархии, рассматривает полиархию подобно демократии с семи различных перспектив: историческая последовательность возникновения таких явлений, как широкое участие и общественное соперничество; степень концентрации в социальной структуре; уровень социоэкономического развития; неравенство; субкультурные деления; убеждения политических активистов; международный контроль.

Таким образом, исследуя природу возникновения демократии, Даль приходит к выводу, что она не возникает как непостижимая данность или свершившийся раз и навсегда факт, но есть долгий и временами противоречивый процесс проникновения демократических принципов в каждую сферу общественной жизни.

Следовательно, общая теория политики рассматривает не только концептуальные методологические проблемы современного политического бытия, но и на не менее глубоко осознанном уровне более частные проблемы, такие как, например, демократия и ее основные составляющие.

В целом, подводя итог рассмотрению вопроса о предмете и содержании теории политики, следует отметить, что политическая наука и политическая теория как часть дисциплины были преимущественно американским изобретением и с самого начала проблемы, которые возникали внутри и между этими полями, вращались вокруг вопросов взаимоотношений между общественными и академическими рассуждениями. Даже тогда, когда основная дисциплина политической науки в течение бихевиоралистской эры освободилась от традиционной идеи рассмотрения политической науки как преимущественно практической науки, эта идея поддерживалась внутри политической теории. И несмотря на появление разных имиджей последней в связи с обращением к отдельным социальным проблемам, например критическая теория и франкфуртская школа, внимание нормативистских или бихевиоралистских исследователей к широкому кругу разнообразных социальных проблем, вопрос о взаимоотношениях между политической теорией и политикой остается нерешенным. Некоторые из этих проблем присущи политической науке как науке о политике и, возможно, этот круг проблем в конечном счете будет благоприятствовать новому "сцеплению" политической теории и политической науки США.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...