Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм реализации экологических прав граждан.




Экологические права граждан – узаконенные и имеющие правовые последствия притязания индивида на природу, связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его потребностей при взаимодействии с ним и обеспечении удовлетворения.

Основной проблемой при определении экологических прав граждан является то, что необходимо исходить не из антропоцентрических концепций, а учитывать интересы также всей природы в целом.

По уровню правового регулирования все права граждан можно условно разделить на основные и специальные:

1. Основные права граждан – данные права являются неотчуждаемыми, никто не может быть их лишен. Такие права закрепляются в Конституции и в ряде международно-правовых договоров:

а. Право на благоприятную окружающую среду;

б. Право предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью или имущества гражданина в связи с экологическим правонарушением;

в. Право на достоверную информацию об окружающей среде;

2. Специальные права граждан:

а. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б. Направлять обращения в органы государственной власти или местного самоуправления о получении достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания;

в. Участвовать в митингах и демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды;

г. Выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы;

д. Оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

е. Обращаться в органы государственной власти с предложениями, жалобами по вопросам охраны окружающей среды и получать обоснованный и своевременные ответы;

ж. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Экологические права обеспечиваются за счет следующего:

1. Доступ граждан к экологически значимой информации;

2. Надзор со стороны природоохранительных органов за исполнением экологического законодательства субъектами хозяйственной деятельности;

3. Внедрение новых технологий, уменьшающих нагрузку и загрязнение окружающей среды;

4. Приоритет экологических критериев при принятии экономических и иных решений;

5. Участие граждан в принятии решений по экологически значимым проблем, в том числе проведении экологической экспертизы;

6. Деятельность общественного контроля;

7. Проведение публичных мероприятий в целях охраны окружающей среды и собственных экологических интересов;

8. Возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан в результате совершения экологического правонарушения;

9. Доступ граждан к различным формам защиты своих прав;

10. Право «вето» на реализацию проектов, которые способны существенно ухудшить их положения (путем проведения референдумов).

Охрана животного мира

Животный мир – совокупность живых организмов всех видов животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественных свобод, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Важно отметить, что объектом охраны является не только животные, но и среда их обитания.

Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто изменением вида пользования такими ресурсами, запретом на изъятие их из естественной среды обитания, а также использованием их в культурно-рекреационных целях.

Принцип охраны объектов животного мира:

1. Обеспечение устойчивого существования животного мира – существование объектов животного мира в течение неопределенного длительного периода;

2. Поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды обитания;

3. Недопустимость совмещения деятельности по государственному надзору в области охраны и воспроизводства объектов животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира;

4. Привлечение граждан и общественных объединений к деятельности по охране и воспроизводству объектов животного мира;

5. Приоритет международного права.

Деятельность, которая может привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу, не допускается. При осуществлении сельскохозяйственной деятельности, использовании мелиоративных систем, транспорта, линий связи, необходимо принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели животных.

Требования по охране животного мира направлены на следующее:

1. Сохранение видового многообразия животного мира;

2. Охрана среды обитания животного мира, условий размножения и путей миграций;

3. Сохранение целостности естественных сообществ животных;

4. Регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и хозяйственной деятельности.

Права и обязанности граждан и юридических лиц в области охраны животного мира:

I. Пользователи животным миром имеют право:

1. Предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира;

2. Оказывать воздействие на среду обитания объектов животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира, по согласованию с землевладельцами (землепользователями) и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;

3. Проводить общественную экологическую экспертизу;

4. Осуществлять общественный экологический контроль;

5. Получать от органов государственной власти достоверную информацию;

6. Содействовать реализации соответствующий программ;

II. Пользователи животным миром обязаны:

1. Не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;

2. Осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

3. Проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;

4. Оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

5. Обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.

Организационно-правовые инструменты охраны окружающей среды:

1. Государственный учет;

2. Государственный кадастр;

3. Государственный мониторинг;

4. Нормирование;

5. Создание и реализация государственных программ;

6. Экологическая экспертиза;

7. Государственный надзор.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и их среду обитания.

Обязательной экспертизе подлежат:

1. Пестициды;

2. Стимуляторы роста растений;

3. Материалы по акклиматизации и гибридизации объектов животного мира.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания, должна осуществляться в соответствии с законодательством. Так, при размещении, проектировании и строительстве транспортных магистралей и гидротехнических сооружений, должны разрабатываться и осуществляться мероприятия по сохранению путей миграции животных и мест их концентрации.

В некоторых случаях необходимо заключение научных организаций для выполнения действий:

1. Акклиматизация, переселение или гибридизации объектов животного мира;

2. Регулирование численности объектов животного мира – не должна нарушаться численность иных объектов, места их обитания.

 

16. Экологическая экспертиза. Понятие и принципы.!!!

ЭЭ проводится в целях установления соответствия документов, обосновывающих планируемую хоз.и иную деят-ть требованиям в области охр.окр.среды. Порядок проведения ЭЭ устанавливается ФЗ «Об экологической экспертизе».

2 вида ЭЭ: -государственная; -общественная;

На проведение Гос.ЭЭ уполномочена Фед.служба по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзор.

Объекты экспертизы: -проекты нормативно-технических док-тов в обл-ти охр.окр.среды; - проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство, эксплуатации объектов хоз.деят-ти, оказывающих воздействие на окр.среду; - проекты технической документации на новую технику, технологии, которые могут оказать воздействие на окр.среду.

Гос.ЭЭ должна быть проведена в срок не превышающий месяцев, в случае необходимости м.б.продлена на 1 мес.по заявлению заказчика.

Срок проведения экспертизы не может превышать 6 месяцев, для разных объектов он установлен разный (определяется по количеству привлекаемых экспертов):

1. Простые объекты – до 30 дней;

2. Объекты средней сложности – до 60 дней;

3. Сложные объекты – 60-120 дней.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом или органом субъекта РФ.

 

В состав экспертной комиссии вкл-ся внештатные эксперты по согласованию с ними, также могут включаться штатные сотрудники ОГВ. Экспертом м.б. специалист, обладающий научными или практическими знаниями по рассматриваемому вопросу. Экспертом не м.б.представитель заказчика документации, гражданин состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком.

Принятие заключения экспертной комиссией:

1. Принимается квалифицированным большинством членов экспертной комиссии (2\3);

2. В случае наличия Особого мнения среди участников – допускается его прикрепление;

3. Подписание заключения председателем, секретарем и всеми членами;

4. Утверждение заключения – именно в результате этого утверждения заключение принимает статус заключения государственной экологической экспертизы.

 

По результатам проведения госуд.ЭЭ составляется заключение, документ – подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о соответствии док-тов, обосновывающих намечаемую хоз.или иную деят-ть экологическим требованиям, установленным технич.регламентами и законодательством в обл-ти охр.окр.среды.

Положительное заключение гос. ЭЭ теряет юр силу в случае: 1) доработки объекта гос.ЭЭ по замечаниям ранее проведенной ЭЭ; 2) изменение условий природопользования; 3) истечение срока действия положительного заключения; 4) внесение изменений в проектную или иную документацию после получения положительного заключения.

Повторное рассмотрение допускается на основании решения суда.

 

Общественная ЭЭ проводится до проведения гос.ЭЭ либо одновременно с ней. Общественная ЭЭ может производиться независимо от проведения гос.ЭЭ в отношении тех же объектов.

Заключение общественной ЭЭ имеет рекомендательное значение.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...