Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №4. Морфология и орфография




БЛОК I. ТЕОРИЯ

1. Морфология - _______________________________________________________________

2. ____________________ - это класс слов, объединенных общим грамматическим значением (например, для существительных - предметности); морфологическими признаками (например, для существительных – рода, числа, падежа и т.д.); особенностями словообразования и синтаксическими функциями.

3. К самостоятельным частям речи относятся: _____________________________________

_____________________________________________________________________________

4. К служебным частям речи относятся: __________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Общее грамматическое значение существительного – значение _____________________

_____________________________________________________________________________

6. Для одушевленных существительных характерно совпадение ______________________

падежа и ______________ падежа, а для неодушевленных ________________ падежей.

7. В зависимости от выражаемых лексических значений существительные делятся на _____________________________________________________________________________

8. _____________________существительные обозначают предметы, представляющие совокупность однородных предметов как единое целое.

9. К несклоняемым существительным относятся 10 существительных на __________:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Глагол – это ______________________________________________________________

11. Глаголы _____________________ вида отвечают на вопрос ______________________

____________________ и обозначают действие завершенное, имеющее предел, или указывают на его результат.

12. Возвратными называются ___________________________________________________

13. _________________________ наклонение глагола обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить реально.

14. Формы __________________ времени глаголов не изменяются по лица.

15. Глаголы брить, стелить – это глаголы __________ спряжения.

16. 7 глаголов на –еть относятся ко II спряжению: __________________________________

_____________________________________________________________________________

17. 4 глагола на –ать относятся ко II спряжению: ___________________________________

__________________________________________________________________

18. ___________________________ - особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия.

19. Действительное причастие настоящего времени имеет суффиксы __________________

_______________________, прошедшего времени ___________________________________

20. Страдательные причастия настоящего времени имеет суффиксы ___________________

_____________________, прошедшего времени _____________________________________

21. В зависимости от значения различаются три разряда прилагательных _______________

_____________________________________________________________________________

22. __________________ форма сравнительной степени прилагательных образуется при помощи слов более или менее, которые прибавляются к форме положительной степени прилагательного: удачный – более удачный.

23. Простая форма ______________ степени сравнения образуется при помощи суффиксов -ейш-, -айш-.

24. Имя числительное - _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

25. В зависимости от лексико-грамматических свойств имена числительные делятся на следующие разряды __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

26. _______________________ - это часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а только указывает на них.

27. Местоимения разделяют на 9 разрядов: ________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

28. Общим грамматическим значением наречия является значение ____________________

_____________________________________________________________________________

29. ______________________ - служебная часть речи, которая связывает отдельные члены внутри простого предложения, части сложного предложения, сложные предложения и части текста между собой.

30. _______________________ - это особая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным, потому что не выполняет в речи тех функций, которые выполняют эти части речи.

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

БЛОК II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Имя существительное

Задание 1. Прочитайте предложение и укажите над словами, к какой части речи они относятся:

1. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как

будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним (Л.Н.. Толстой). 2. Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.А. Некрасов).

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 2. Определите род данных несклоняемых существительных.

 

Адажио, азу, амплуа, атташе, Батуми, бра, Брно, буржуа, драпри, жалюзи, зебу, Капри, кафе, кепи, Кижи, Коваленко, колибри, кольраби, коммюнике, конферансье, конфетти, кули, Купала, леди, марабу, Миссисипи, Онтарио, Ориноко, па, пони, портье, протеже, рагу, регби, рондо, трио, фламинго, Франсуа, Франсуаза, фрау, хинди, Чили, эсперанто.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 3. Перепишите существительные, распределяя их на три группы: 1) имеющие только форму единственного числа; 2) имеющие форму только множественного числа; 3) имеющие обе числовые формы.

Только ед.ч. Только мн.ч. Ед. и мн. ч.
стол – столы керосин румяна
зверь - звери молодежь Холмогоры
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Ивняк, краска, субтропики, Чебоксары, кусачки, аппаратура, аспирин, чернила, сани, выжимки, пробел, рецензия, белье, зверье, мошкара, смола, тальк, сушняк, дичь, зелье, храбрость, воронье, жмурки, возня, полотно, садовник, ртуть, колготки, стропила, хлопья, ученик.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 4. Вместо многоточия вставьте нужные окончания.

Соловушк…, ладушк…, муравьишк…, человечишк…, домишк…, братишк…, шинелишк…, парнишк…, золотишк…, чадушк…, травушк…, детиншк…, хвастунишк…, хлебушк…, краюшк…, сараюшк…, батюшк…, горюшк…, долюшк…, полюшк…, хозяюшк…, холодищ…, темнотищ…, ножищ…, грязищ…, дружищ…, топорищ…, жарищ…, собачищ…, домищ…, парнищ…, заборищ…, скучищ…, мозолищ…, ручищ….

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Общая оценка _____________

Имя прилагательное

Задание 1. Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы.

Алые паруса _______________________ ароматный запах __________________________

близкий человек ___________________ вороной конь _____________________________

голосистый соловей ________________ душевный человек ________________________

зеленый луг _______________________ здоровый ребенок ________________________

лесной край _______________________ мамин платок ____________________________

Наташины глаза ___________________ отцово ружье ____________________________

павлиньи перья ____________________ проездной билет _________________________

сентябрьские узоры ________________ стеклянная витрина _______________________

умный ответ ______________________ умственная работа ________________________

яркие впечатления _________________ яровые посевы ___________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 2. В предложениях найдите прилагательные и разберите их по плану:!) начальная форма (им.п. ед.ч., м.р.); 2) постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное; 3) непостоянные признаки:а) у качественных: степень сравнения, краткая/полная форма; б) род, число, падеж.

Образец: Все громче птичьи голоса, которые слышны в березовой роще.

громче – нач.ф. громкий, качеств., сравн.ст.

слышны – нач. ф., слышный, качеств., кр.ф., мн.ч.

птичьи – нач.ф. – птичий, притяж,, мн.ч., им.п.

березовой – нач.ф. березовый, относит., ж.р., ед.ч., предл.п.

1. Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно (А.С. Пушкин). 2. Паншин был действительно очень ловок, не хуже отца (И.С. Тургенев). 3. Далек мой путь, тяжел мой путь, страшна судьба моя (Н.А. Некрасов). 4. Далеко видна желтая полоса песчаного берега (М. Горький).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 3. От основ данных слов образуйте прилагательные с суффиксами –ев, -ив, -лив, -чив.

   
Вдуматься ______________________
доверять ______________________
дождь ______________________
жалость ______________________
забота ______________________
ключ ______________________
милость ______________________
непоседа ______________________
прожора ______________________
строй ______________________
уживаться ______________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы.

Мех…вой, кольц…вой, свинц…вый, кумач…вый, камыш…вый, вин…ватый, ноздр…ватый, молодц…ватый, глянц…витый, плод…витый, старуш…чий, рыж…ватый, дел…витый, кукуш…чий, век…вой, угр…ватый, род..витый.

Задание 5. От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксами –н-, -ан-/-ян-, -ин-, -енн-/-онн-.

       
Болезнь ____________________ бритва ___________________
голубь ____________________ воробей ___________________
весна ____________________ гусь ____________________
дерево ____________________ единство ____________________
жатва ____________________ журавль ____________________
имя ____________________ клятва ____________________
комиссия ____________________ листва ____________________
лошадь ____________________ масло ____________________
мгновение ____________________ мужество ____________________
обед ____________________ окно ____________________
  ______________________    

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Имя числительное

Задание 1. Напишите числительные словами, поставив в нужном падеже.

С 369 пассажирами __________________________________________________
на 2498 кв.км __________________________________________________
родился в 1970 году __________________________________________________
перевезено 1256 тонн груза __________________________________________________
недоставало 999 рублей __________________________________________________
сложить с 1448 2552 __________________________________________________
от 9764 отнять 1451 __________________________________________________
на 854 страницах __________________________________________________
к 11234 прибавить 765 __________________________________________________
более 140067 __________________________________________________
2011-й год __________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 3. Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану: 1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки: простое/составное; разряд по значению (количественное, неопределенно-количественное, порядковое, собирательное, дробное); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Образец: Двое саней и три подводы везли уже по второму разу пятьсот семьдесят килограммов песка.

двое – нач.ф. двое; собир., им.п.

три – нач.ф. три; простое, колич., им.п.

второму – нач.ф. второй; простое, порядк., собир., дат.п., ед.ч., м.р.

пятьсот – нач.ф. пятьсот; сложное, колич., им.п.

семьдесят – нач.ф. семьдесят; сложное, колич., им.п.

1. В состязаниях по метанию молота спортсмен в первой же попытке послал снаряд на 81 метр 80 сантиметров. 2. 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Московской Олимпиады. 3. Четверо друзей встретились после долгой разлуки. 4. 2/3 присутствующих составляли приезжие. 5. Мороз достигал 28 градусов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1) __________________________________________________
2) __________________________________________________
3) __________________________________________________
4) __________________________________________________
5) __________________________________________________
6) __________________________________________________
  __________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Итоговая оценка __________________

Местоимение

Задание 1. Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные признаки: разряд по значению, лицо (у личных местоимений); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в сказочный лес.

я – нач.ф. я; личн., 1-е л.; им.п. ед.ч.

себе – нач.ф. себя; возвр., дат п.

всеми – нач.ф. весь; опред., тв.п., мн.ч.

моими – нач.ф. мой; притяж., тв.п., мн.ч.

1. В некотором смысле эпопея есть только особенная форма драмы (В.Г. Белинский). 2. Собака, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названья (Л.Н. Толстой). 3. Все мы – и я, и ты, и дядя… это мы всех тревожим! (М.Горький). 4. Рано утром Буратино пересчитал деньги: золотых монет было столько, сколько пальцев на руке, - пять (А.Н. Толстой).

1) __________________________________________________
2) __________________________________________________
3) __________________________________________________
4) __________________________________________________
5) __________________________________________________
6) __________________________________________________
7) __________________________________________________
8) __________________________________________________
9) __________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные частицы (не или ни) и раскрывая скобки.

1. Этот провал (…) что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешить только директор, и (…) кто иной. 3. Проект сделан (…) кем иным, как известным специалистом. 4. (…)кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать. 5. Взор обнимал всего каких (нибудь) пять верст пустынного пространства. 6. Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих (то) шагов. 7. Жил он уединенно, лишь изредка (кое) кто заходил к нему. 8. Минуты через две загремели ключи, и кто (то), казалось, сходил по лестнице.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Глагол

Задание 1. Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

хотел бы – неопр.ф. хотеть; несов.вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р.

выяснить – неопр.ф. выяснить; сов.вид, II спр., перех.

делается – неопр.ф. делаться; несов.вид, I спр., неперех., изъявит.накл.,; ед.ч., наст.вр., 3-е лицо.

 

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).

1) __________________________________________________
2) __________________________________________________
3) __________________________________________________
4) __________________________________________________
5) __________________________________________________
6) __________________________________________________
7) __________________________________________________
8) __________________________________________________
9) __________________________________________________
10) __________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 2. Распределите глаголы на три группы: 1) несовершенного вида; 2) совершенного вида; 3) двувидовые.

Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучит, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.

Несов. в. Сов. в. Двувид.
______________________ ______________________ ______________________
______________________ ______________________ ______________________
______________________ ______________________ ______________________
______________________ ______________________ ______________________
______________________ ______________________ ______________________
______________________ ______________________ ______________________
______________________ ______________________ ______________________
______________________ _______________________ ______________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 3. Распределите глаголы на две группы: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Около каждого глагола укажите форму –го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.

Образец:

I спряжение II спряжение

колоть – кОлют коптить - коптЯт

 

Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить, строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.

I спряжение II спряжение
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м. 2. Где стро…шь, тут и ро…шь. 3. Не по словам суд… делам. 4. Работа и корм…т и уч…т. 5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. 6. Бездонной кадки водою не напон…шь. 7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел…т. 9. Правда глаза кол…т. 10 Потерянного времени не ворот…шь. 11. Одной рукой и узла не завяж…шь. 12. Пашню паш..т – руками не маш…т. 13. Ноги нос…т, а руки корм…т.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Итоговая оценка ___________________

Причастие

Задание 1. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом –енн-.

 

Глаголы Страд. причастия
Возмутить ______________________
вооружить ______________________
завершить ______________________
заглушить ______________________
испечь ______________________
лишить ______________________
нагрузить ______________________
облегчить ______________________
обобщить ______________________
поразить ______________________
прекратить ______________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 2. От данных глаголов образуйте отглагольные прилагательные с суффиксом –ен-.

Глаголы Отглагол. прилаг.
Беречь ______________________
вощить ______________________
гасить ______________________
грузить ______________________
золотить ______________________
кипятить ______________________
коптить ______________________
крестить ______________________
крутить ______________________
тушить ______________________
учить ______________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Общая оценка _______________

БЛОК III. ТЕСТ

«МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ»

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

1. Укажите неверное утверждение:

а) существительные могут обозначать предмет;

б) большая часть существительных изменяется по числам;

в) все существительные изменяются по числам;

г) существительные делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от лексического значения слова;

д) большинство несклоняемых существительных среднего рода.

2. Найдите вещественные существительные:

а) детвора; д) апельсин;
б) компьютер; е) мясо;
в) кислород; ж) утро;
г) ничтожество; з) снегопад.

3. Укажите неодушевленные существительные:

а) робот; д) детвора;
б) матрешка; е) ферзь;
в) покойник; ж) русалка;
г) толпа; з) туз.

4.Установите соответствие между существительными и прилагательными по родовому признаку:

1) Онтарио; а) красивый;
2) кенгуру; б) красивая;
3) авеню; в) красивое.
4) кофе.    

5. Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении:

а) мужского;

б) женского;

в) общего.

Василий – большой умница.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

  а) б) в) г) д)
отдых в Приморь.. и е и е е
быть в горест.. е и и е и
экзамен в лице.. и и и е е
гулять по алле.. е е и и е
на ветке сирен.. и и е е и

7. Укажите строчку, все слова которой пишутся без мягкого знака на конце:

а) циркач.., матч.., плюш.., глуш..;

б) страж.., тираж.., шалаш.., печ..;

в) трубач.., пожарищ.., удач.., мякиш..;

г) морж.., гараж.., мыш.., гуляш..;

д) рощ.., плач.., трикотаж.., дич...

8. В приведенных словосочетаниях мысленно поставьте существительные в начальную форму и укажите те, которые относятся к мужскому роду:

а) большие мозоли; г) маленькие мыши;
б) моченые яблоки; д) офицерские погоны;
в) домашние тапочки; е) ценные коррективы.
       

9. В каком предложении выделенное существительное имеет окончание - а(я)?

А. Долить кипятк.. в стакан..

Б. Прийти в гости и поесть медк...

В. От него не было ни слух.. ни дух...

Г. Ей нравился горьковатый вкус ча...

10. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6:.

ед. ч., им. п. а) б) в) г) д)
заборишк.. о а о а а
городишк.. о а о о а
голосишк.. о а о а о
купчишк.. о а а о а
рублишк.. о а о о а

11. Укажите существительные, которые во множественном числе именительного падежа имеют окончание – ы(и):

а) мастер..; д) директор..;
б) сторож..; е) договор..;
в) офицер..; ж) доктор..;
г) хутор..; з) кучер...
       

12. Найдите существительные, которые в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

а) пара помидор..;

б) жизнь монгол..;

в) жилища якут..;

г) сто ампер..;

д) отряд гусар..;

е) группа мичман...

13. Укажите собственные имена, окончание которых в творительном падеже единственного числа – ым:

а) встречаться с Набоков..;

б) фильм с Чаплин..;

г) познакомиться с городом Тамбов..;

в) отдыхать под Голицын..;

д) восхищаться Бунин...

14. Найдите существительные с суффиксом – иц -:

а) красав..ц;

б) книж..ца;

в) полковод..ц;

г) кресл..це;

д) кормил..ц;

е) письм..цо.

15. Укажите предложения, в которых не с существительными пишется раздельно.

А. (Не)знание – не порок, (не)желание узнать – большой порок.

Б. Фирма приглашает специалистов и (не)специалистов для работы в сфере обслуживания.

В. Нет, это (не)трусость.

Г. Этой зимой прогноз погоды не обещает ничего хорошего, (не)правда ли?

Д. Умный с одного слова поймет, (не)вежде и тысяча впрок не пойдет (пословица).

16. Найдите слова с буквой ё на месте пропуска:

а) гребеш..к;

б) ш..рты;

в) печ..нка;

г) копч..ность;

д) галч..нок;

е) плеч..м;

ж) береж..к;

з) шапч..нка.

17. Определите, в каком предложении находится существительное со следующими морфологическими признаками: в вин. п., только во мн. ч.

А. Лиса и во сне кур считает.

Б. Знай, сверчок, свой шесток.

В. Голод не тетка, заставит работать.

Г. Готовь сани летом, а телегу зимой.

Д. Грамоте учиться – всегда пригодится.

18. Укажите, каким членом предложения является каждое из выделенных слов в предложениях:

а) подлежащее;

б) сказуемое;

в) дополнение;

г) определение;

д) обстоятельство;

е) не является членом предложения.

А. Заставили козла огород стеречь.

Б. Во всяком мудреце довольно простоты.

В. Человека ложь не красит.

Г. Знай, сверчок, свой шесток.

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

Т Е С Т

«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

1. Укажите неверное утверждение:

а) прилагательные согласуются с именами существительными;

б) окончание прилагательного можно определить по вопросу;

в) притяжательные прилагательные обозначают принадлежность кому-либо;

г) прилагательное может относиться только к одному разряду;

д) краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.

  1. Определите, какому разряду: а) качественному; б) относительному; в) притяжательному – соответствуют прилагательные в словосочетаниях:
1) волчьи зубы; 3) ритмичный звук;
2) лисий воротник; 4) собачий нюх.
  1. Найдите ошибку в образовании краткой формы имен прилагательных:
а) злой – зол; г) здоровый – здоров;    
б) славный – славен; д) отопительный – отопителен;    
в) теплый – тепел; е) минутный – минутн.    
  1. Укажите прилагательные, у которых в суффиксе надо писать букву е:
а) придирч..вый; в) заманч..вый; д) жалостл..вый;
б) услужл..вый; г) локт..вой е) кварц..вый.
  1. Нийдите прилагательное, в суффиксе которого надо писать букву и:
а) пенз..нские конфеты; в) Керч..нский пролив;
б) ялт..нский санаторий; г) нищ..нское существование.
  1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах суффиксам:
  а) б) в) г) д)
стрелец..кий ск к ск к ск
кавказ..ий ск ск к ск к
черкес..ий ск ск к ск К
донец..ий ск ск к к к
рус..кий ск к ск ск к
  1. Укажите прилагательные, которые пишутся через дефис:
а) уныло(кислое) выражение лица;    
б) позднее(спелый) сорт;    
в) железо(бетонные) конструкции;    
г) добро(желательный) тон в разговоре;    
д) проектно(сметная) документация;    
е) вагонно(строительный) завод.    
  1. Найдите прилагательные, в которых пишется нн:
а) масле..ная каша; д) безымя..ая речка;
б) ветре..ая погода; е) голуби..ое воркованье;
в) полотня..ый шкаф; ж) глиня..ая посуда;
г) соля..ая кислота; з) семе..ой.
  1. Укажите предложения, в которых не с прилагательными пишется раздельно.

А. Озеро (не)глубокое, но широкое.

Б. Комендант отвечал (не)брежным кивком.

В. Это была (не)сердечная боль.

Г. Кузьмичев был никому (не)известным художником.

Д. Князь Андрей вошел в (не)богатый опрятный кабинет (Л. Толстой).

  1. Определите, в каком предложении находится прилагательное со следующими морфологическими признаками: кач., ср. р., предл. п., ед. ч.

А. Никнут шелковые травы, пахнет смолистой сосной.

Б. И степь под пологом зеленым кадит черемуховый дым…

В. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня…

Г. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду… (С. Есенин).

 

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

Т Е С Т

«ГЛАГОЛ»

1.Укажите неверное утверждение:

а) глагол называет действие предметов;

б) спряжение – изменение глагола по лицам и числам;

в) переходность – постоянный признак глагола;

г) глаголы изменяются по временам;

д) в предложении глагол бывает только сказуемым.

2. Найдите глаголы совершенного вида:

а) сосредоточивать; в) раскалывать; д) накапливать;
б) разжечь; г) уничтожать; е) подзадорить.

3. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

  а) б) в) г) д)
придется ложит..ся ь - - ь ь
удаст..ся пройти ь - ь - -
на дворе смеркает..ся ь ь - - -
начинало казат..ся ь - ь - ь

4. Укажите глаголы I спряжения:

а) выходить; в) узаконить; д) задержаться;
б) выпить; г) отправиться; е) бриться.

5. Найдите глаголы с буквой и в окончании:

а) вынырн..т; в) бле..т; д) дремл..т;
б) обид..т; г) капл..т; е) выгон..т.

6. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 3.

  а) б) в) г) д)
ла..т я ю я ю ю
хлопоч..т а у у а у
слыш..т а а у у а
стел..т я ю я ю я
затее..т я ю я я ю
           

7. Укажите, какую букву нужно вставить в словах следующих предложений: 1. Выйд..те через калитку. 2. Когда выйд..те, поверните налево. Найдите правильный ответ:

а) в 1-м случае е, во 2-м – и; в) в обоих случаях и;
б) в 1-м случае и, во 2-м – е; г) в обоих случаях е.

8. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 3.

  а) б) в) г)  
мел..т зерно я ю я ю  
мел..т мелом я ю ю я  
меч..т икру а а у у  
мет..т в цель ю ю я я  
           

9. Укажите глаголы с суффиксом ова:

а) заклад..вал; в) разгляд..вал;
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...