Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М. Вебер. «Основные социологические понятия»

Наш долг – это всегда долг перед какими-то сознаниями; все наши обязанности

обращены к духовным субъектам, мыслящим существам. Кто эти сознательные

субъекты? Вот в чем проблема. Всякий акт может иметь два рода целей: 1) индивид,

которым являюсь я сам; 2) отличные от меня существа… В мире опыта я знаю лишь

один субъект, который обладает моральной реальностью, более богатой, более

сложной, чем мы, – это коллектив…

Поскольку другой участвует в жизни группы, поскольку он является членом

коллектива, к которому мы привязаны, он приобретает в наших глазах часть

достоинства группы, и мы склонны его любить и к нему стремиться.

 

4) Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Оптимум точности социальной перцепции.

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными являются:

эмпатия, аттаракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.

Аттаракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Существует на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Важна и в деловом общении, что проявляется в выражении доброжелательности к клиенту.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Такое приписывание делается по принципу аналогии: либо на основе сходства поведения объекта восприятия с поведением какого-либо знакомого лица или известного человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.

Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

Социальная рефлексия – понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Часто люди имеют искаженный образ самого себя. Это касается не только социальных проявлений внутреннего состояния, но и даже внешнего облика.

Оказалось, что слишком низкая точность, как и слишком высокая точность социальной перцепции сопровождается меньшей успешностьюдеятельности. Это отражено на графике (см. рис. 6).

 

Рис.6 Оптимум точности социальной перцепции

 

 

5) Понятие и структура самосознания, его влияние на поведение человека.

Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер.

Структура самопознания

По своей структуре самопознание иерархично. Изолированное, однозначное и одноуровневое самопознание — это фикция, которой в природе не существует.

1. Самонаблюдение. В самом себе я замечаю события, которые представляют собой свойственные мне модусы восприятия, памяти, чувства и т. п. Я останавливаю внимание на разного рода мимолетных, почти незаметных явлениях. Между мной и тем, что я наблюдаю в себе как некий внешний объект, устанавливается определенная дистанция, и я отдаю себе в этом полный отчет. Моя установка нейтральна — как во всех тех случаях, когда мне приходится иметь дело с данностями.

2. Понимание самого себя («самопонимание»). Происходящее во мне я приписываю определенным мотивам и связям; я пытаюсь разъяснить их. Пока это внутреннее созерцание не выходит за рамки простого наблюдения, оно может указывать на бесчисленное количество разнообразных возможностей. Но понимающее истолкование также бесконечно и всегда относительно. В конечном счете я никогда не знаю, что же именно я есть, что движет мною, какие мотивы имеют по-настоящему решающее значение. В себе я могу распознать широчайший спектр разнообразных возможностей — подчас и скрытых. Понимание самого себя — это не просто желание узнать; иначе оно было бы беспочвенно.

3. Самопрояснение - Пассивное понимание самого себя обеспечивает ту среду, которая необходима для действительного самопрояснения. Последнее наступает благодаря всецелому участию в деятельности, которая в философских терминах обозначается как форма внутреннего поведения, как безусловность решения; в психологии подобная деятельность не поддается точной фиксации — между тем как кризисы самопонимания со всеми их темными сторонами и инверсиями достаточно хорошо исследованы психологически. Что касается демонстрации процессов самопрояснения с помощью концептуальных построений из области психологического понимания, то здесь Кьеркегор все еще остается непревзойденным мастером. Укажем на несколько моментов, представляющих интерес с психопатологической точки зрения.

 

6) Виды Я-концепций.

 

Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает

 

7) Механизмы формирования самооценки. Самооценка, уровень притязаний и поведение человека.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Первый этап: Начинает формироваться самооценка тогда, когда возникает сознание,когда возникает мышление.

 

Второй этап. Второй этап формирования самооценки совпадает со вторым этапом формирования мышления. Конкретно-образное мышление начинает проклёвываться в полтора-два годика и является основным типом мышления примерно до подросткового периода жизни.

 

Третий этап. А вот здесь очень интересно, ибо касается всякого читающего этот текст, так как способность читать и понимать текст – признак абстрактного мышления. Абстрактная логика появляется в предподростковый период и становится доминирующей уже в юности.

 

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

 

13) Влияние группы на личность: конформизм, групповая сплоченность, групповое принятие решений. Социометрические методы изучения группы. Лидерство и эффективность деятельности группы.

 

1. Социальная ингибиция – подавление психических функций под влиянием группы (снижение чувствительности, объема и концентрации внимания, генерирование оригинальных идей – характеристики точности (качества) психической деятельности).

 

2. Коллективизация мышления состоит в том, что члены группы, стремясь добиться группового согласия и сохранить групповую сплоченность, выбирают мнения, которых придерживается большинство членов данной группы.

Ключевой момент: люди не обращают внимания на правильность мышления, так как главная цель – быстрее достичь группового согласия.

 

3. Групповая поляризация – явление, в соответствии с которым групповая дискуссия приводит не к сближению членов группы и принятию единого решения, а, напротив, к разделению группы на противостоящие половины. В чем-то противоположна коллективизации мышления, но объединяет их иррациональная основа.

 

4. Конформизм

Склонность к конформному поведению зависит от:

- сложности задачи,

- компетентности индивида,

- значимости группы,

- наличием поддержки в группе,

- статуса в группе,

- сплоченности группы,

- индивидуальных особенностей,

- культуры сообщества.

 

5. Социальные стереотипы

«Встречают по одежке...»

В основе – категоризация, то есть склонность мышления людей к обобщениям и подведениям многих вещей под единое понятие (категорию).

Экономия ресурсов психики.

чаще всего стереотипизация происходит:

- при дефиците времени для познания,

- при усталости или болезни,

- при эмоциональном возбуждении,

- при информационных перегрузках.

Все это характерно для современной жизни.

 

6. Каузальная атрибуция – стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них:

- чтобы иметь возможность управлять происходящим,

- чтобы избавиться от чувства тревоги,

- чтобы выбрать разумный, рациональный способ действий.

 

7. Деиндивидуализация (деперсонализация) личности – временная потеря человеком психологических свойств, которые характеризуют его как уникальную личность, но сохранение при этом черт, объединяющих его с окружающими людьми.

 

8. Положительное влияние группы на личность:

- освоение языка,

- формируются позитивные социальные нормы и ценностные ориентации,

- источник культуры,

- положительные эмоциональные подкрепления, необходимые для развития личности,

- передача знаний и жизненного опыта.

 

Под эффективностью групповой деятельности подразумевается как производительность труда в группе, так и удовлетворенность её членов совместной деятельностью.

На эффективность групповой деятельности оказывают влияние как содержательные (межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство), так и формальные характеристики группы (число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы). Первые описывают психологические состояния людей и непосредственно влияют на работу группы, однако они плохо поддаются изменению и зависят от формальных характеристик группы, например от ее композиции (состава). Формальные характеристики групповой работы оказывают лишь косвенное влияние на групповуюдеятельность– через психологию составляющих ее людей, однако управлять ими легче.

Критерии эффективности деятельности группы:
1) образовательный – включает знание предмета, общую образованность, культуру поведения;
2) профессиональный – включают профессиональную квалификацию, мастерство, творчество;
3) воспитательный – включают общественно-политическое и нравственноесознаниеи активную жизненную позицию.

Уровни соответствия деятельности группы предъявляемым к ней требованиям:
1) правовой или нормативный уровень – это соответствие группы, результатов ее работы обязательным требованиям, которые предъявляются к группе законом;
2) моральный, или сверхнормативный уровень – соответствие социальным ожиданиям, выраженным в форме нравственных суждений и общественных идеалов.

 

 

14) Основные характеристики малой группы. Развитие группы. Формальная и неформальная структура группы.

 

Малая группа – это общность, состоящая из 2-3 до 20-30 человек (верхняя граница определяется возможностью непосредственно контактировать друг с другом), которых отличают:

- наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.),

- личное знакомство друг с другом,

- непосредственное взаимодействие друг с другом,

- существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы,

- наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей, групповых норм и т.п.

Малая группа – непосредственный проводник общества, больших и средних социальных групп на индивида.

Большую часть жизни человек проводит в малых группах – это семья, учебный класс, студенческая группа, первичный трудовой коллектив, компания друзей.

 

Развитие коллектива из группы-конгломерата, т. е. группы ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве в одно и то же время (например, группа учащихся I класса в первые дни занятий), проходит через ряд этапов: номинальная группа (группа получает наименование, например учащиеся I класса <А>), группа-ассоциация (на этом этапе начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования), группа-кооперация (она отличается уже успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества; межличностные отношения и групповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи).

 

 

Формальная группа — это «социальная группа, обла­дающая юридическим статусом, являющаяся частью со­циального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, орга­низации» [136. С.50]. Важным является и то, что для формальной группы характерна определенная иерархи­ческая структура соподчиненности.

Неформальная группа — это такая социальная об­щность, которая сформирована на основе межличност­ных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...